"Путешествие в Страну словообразования

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Обучающая:

  • повторить последовательность морфемного и словообразовательного разбора;
  • систематизировать знания по теме «Словообразование и орфография».

Развивающая:

  • развитие умения выполнять словообразовательный разбор;
  • содействовать развитию речи (устной и письменной), умению рассуждать и применять данные правила.

Воспитательная: содействовать развитию интереса к изучению языка как науки.

Оборудование:

  • Компьютер, диск «Кирилл и Мефодий». (Уроки русского языка в 6-м классе).
  • Словарь образования слов русского языка.
  • Словообразовательный словарь.
  • Тексты по развитию речи Приложение 1.
  • Итоговый тест по теме «Словообразование» Приложение 2.
  • Презентация к уроку Приложение 3.

Тип урока: урок повторения и систематизации изученного материала.

Формы работы на уроке: самостоятельная работа, фронтальная работа, словарная и лексическая работа; самопроверка, взаимопроверка, работа на компьютере, работа с учебником.

Методы работы: наглядный, словесный, поисковый, исследовательский.

План урока.

1. Сообщение темы и целей урока.

Нас сегодня на уроке ждёт страна Словообразования. Она имеет очень много островов, но мы сделаем остановку только на некоторых из них.. Наша задача беспрепятственно проплыть по этим островам, оценить свои знания и благополучно перейти к дальнейшему изучению науки о языке, повторить основные теоретические знания по теме. (Слайды 2-4)

2. Систематизация знаний, умений и навыков по теме.

Вспомним , что такое Словообразование?

А) (Слайд 5) Вспомним некоторые орфограммы, изучаемые в этом разделе и выполним задания тренажёра.

– Оценим свою работу и прикрепим оценку к острову.

Б) Послушай сказку «Про маленький корень УЧ».

– Наша задача записать однокоренные слова, тогда мы попадём на остров

«Образуй слово!» (Слайд 6)

С помощью каких способов образовались слова: ученый, переучивать, завуч.

– Какие способы образования ты ещё знаешь? Приведи примеры.

– Оцени свою работу и прикрепи оценку.

В) Работаем с текстами, а выполнив задания мы приблизимся к острову «Сложных и сложносокращённых слов».(Слайд 7)

Самостоятельно выполняет задание.

– Как понимает значение слова миролюбие? (А как в словаре?)

– Каков твой ответ на вопрос текста?

– Сравнивает два текста.

– Определяет стиль и тип текста.

– Выписывает слова, образованные сложением основ. Какие это слова?

– Расскажи, что ты знаешь о сложносокращённых словах.

– Оцени свой ответ.

Г) Как называется разбор слова, когда мы выделяем значимые части слова? (морфемный)

– А разбор, когда мы выясняем то, на базе чего и как образовано слово? (словообразовательный)

– Какова общая закономерность того и другого разбора? (разбор начинается с конца). Например.

– Выполнив задание тренажёра, мы побываем на острове «Морфемика». (слайд 8)

Оцени свой ответ.

Д) Остров Спортивный (Слайд 9)

– Руки вверх мы поднимаем,
а потом их опускаем,
а потом их разведём
и скорей к себе прижмём,
а потом скорей, скорей –
топай, хлопай веселей!

– «Кораблик».

– Зарядка для глаз.

Е) В заключении нашего путешествия мы ещё раз подтвердим и проверим свои знания и убедимся в правильности выставления оценок.

Выполним итоговый тест по теме «Словообразование и орфография».

– «Проверь себя» (Ключ на доске).

3. Подведение итогов путешествия.

4. Домашнее задание:

Упр.180 (словообразовательный разбор)

С.76 контрольные вопросы и задания.