Цели урока:
- рассмотреть приёмы прибавления и вычитания трёх;
- повторить таблицы +1,-1; +2,-2.
- совершенствовать знания о составе числа;
- продолжить формирование представлений о числовом ряде;
- закрепить умение сравнивать числа первого десятка;
- продолжить работу над решением задач;
- совершенствовать вычислительные навыки учащихся;
- формировать математическую речь;
- развивать умение коллективной работы, взаимовыручку;
- развивать интерес к предмету.
Оборудование: куклы Емеля и царевна для инсценировки, карточки-рыбки с цифрами, геометрические фигуры, магнитные грибы с бабочками, мультимедийная презентация с задачами и заданиями (Приложение 1), учебник «Математика 1 класс» М.И.Моро.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
II. Основная часть.
1. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Любовь Юрьевна. Я сегодня пришла к вам в гости не одна, а с героями сказок.
– Вы любите сказки?
– Какие сказки вы знаете?
– А вы знаете такую сказку, где главный герой поймал в проруби щуку, а затем отпустил её?
– Кто знает, как называется эта сказка? (По щучьему веленью)
– Кто помнит, как звали главного героя этой сказки? (Емеля)
– Какой был Емеля? (Добрый, но ленивый)
– Какие слова сказала щука, когда Емеля отпустил её? (Волшебные: «По щучьему веленью, по моему хотенью …»)
– Помните, чем закончилась эта сказка? (Он женился на царевне-несмеяне)
– Знаете, что было дальше? После свадьбы, волшебные слова щуки перестали исполнять желания Емели, и ему всё приходилось делать самому. Но у Емели не всегда это получалось, и на помощь ему приходила царевна. Она его учила уму-разуму.
– Вот и сегодня Емеля и царевна у нас в гостях. Здравствуйте, ребята! Мы сегодня пришли к вам на урок поучиться уму-разуму, ведь в школу мы не ходили и многого не знаем.
– Емеля, как ты думаешь, что мы будем делать на уроке? (Играть)
– Ребята, а разве на уроках мы играем? А чем мы занимаемся на уроках? (Учимся, узнаем что-то новое, интересное).
– Ребята, нам Емеля принёс подарок. Он наловил в проруби много маленьких рыбок и решил их вам принести. Сейчас (Петя, Коля, Маша) помогут вам их раздать.
– У каждого из вас на парте есть рыбка. Все рыбки разные. Встаньте, пожалуйста, те ребята, у которых рыбки не простые, а с числами.
– Емеля не знает, как располагаются числа по порядку, вы сможете ему помочь? Поставьте на доске рыбки по порядку, чтобы получился числовой ряд.
– Молодцы. У нас получился числовой ряд.
2. Устный счёт.
– Мы должны показать Емеле и царевне, как мы умеем заниматься устно математикой.
Игра с мячиком (кому мячик попадает, тот и отвечает)
– Посчитайте от 1 до 10 по порядку.
– Посчитайте обратно от 10 до 1.
– Какое число идет при счёте за числом 5, 7, 9? Как получить последующее число? (+1)
– Какое число стоит перед числом 6, 8, 10? Как получить предыдущее число? (-1)
– Назовите соседей числа 3, 5, 8.
– Какое число больше 6 на 1? Меньше 5 на 2?
– Какое число получится, если 4 увеличить на 2? Если 8 уменьшить на 2? Если 7 уменьшить на 1?
– Из какого числа нужно вычесть 2, чтобы получилось 8?
– Найдите сумму чисел 2 и 1.
3. Тема урока.
– Молодцы! Мы с вами хорошо устно посчитали. Вот Емеля, посмотри, как дети умеют быстро считать.
– (Емеля : Я наверно, никогда не смогу так считать.
– Сможешь, Емеля, если будешь с нами в 1-м классе учиться. Ты с царевной посиди и посмотри, как дети будут дальше заниматься, а потом нам расскажешь, пойдёшь ты в школу учиться или нет.
На прошлых уроках вы научились прибавлять и вычитать 1 и 2. А вы сможете справиться с следующим заданием? Но для этого нужно вспомнить: из каких чисел состоит число 3.
- 2 + 1
- 1 + 2
- (возможно 1 + 1 + 1)
На доске три геометрические фигуры (Большой – синий, маленький – синий, маленький – красный)
– По каким признакам можно разделить эти фигуры? (по размеру 1 + 2, по цвету 2 + 1)
Тема урока: Сложение и вычитание трёх (слайд темы)
Слайд на экране
На паркете шесть жуков скоромненько скучали
Прибежали три жука, и танец показали.
Так скажите же сейчас, сколько всех жуков у нас?
– Как мы можем это записать? (на экране – 2 способа)
Веселились, танцевали девять маленьких жучков.
Вскоре – трое убежали. Сколько ж после – танцевали?
– Как мы можем это записать? (на экране – 2 способа)
Слайд на экране
Пять лодок было у причала,
Волна их весело качала.
Три лодки взяли рыбаки,
Чтоб переплыть простор реки.
А сколько лодок у причала
Волна по-прежнему качала?
– Как мы сможем это записать? 5 – 3, 5 – 1 – 2, 5 – 2 – 1 (возможно 5 – 1 – 1 – 1)
Слайд на экране
Два щенка-баловника
Бегают, резвятся.
К шалунишкам три дружка
С громким лаем мчатся.
Вместе будет веселей.
Сколько же всего друзей?
– Как мы сможет это записать? 2 + 3, 2 + 2 + 1, 2 + 1 + 2 (возможно 2 + 1 + 1 + 1)
Тёмный слайд
III. Физкультминутка.
У Емели есть друг, он – персонаж другой сказки. Его зовут Буратино. И Буратино предлагает вам сделать несколько упражнений.
- Буратино потянулся. Раз – нагнулся. Два – нагнулся.
- Руки в стороны развёл. Ключик видно не нашёл.
- Чтобы ключик нам достать. Надо на носочки встать.
Зарядка для глаз.
4. Закрепление пройденного. Работа с учебником.
– Емеля никогда не видел, как составляют и решают задачи. Покажем ему?
№3
Ребята, скажите, пожалуйста, какой скоро праздник? (Новый год) А вы уже написали письма Деду Морозу? Что нам нужно чтобы отправить письмо? (Конверт)
Посмотрите на картинку в учебнике. Кто сможет составить задачу по картинке?
- На сложение
- На вычитание
– Кто сможет назвать условие задачи? Что нам известно? Что надо узнать? Каков вопрос задачи?
Как сможем решить? Как записать решение? Как записать ответ?
Решение задачи записываем в тетради с наименованием.
– Ребята, давайте покажем Емеле, какие ещё задания мы можем выполнить. У нас остановился паровозик из Ромашково. Вы видели этот мультфильм? И он не может отправиться на свою станцию назначения. Что-то там произошло. Давайте поможем нашему паровозику.
Слайд на экране с паровозиком
– Из каких геометрических фигур состоит паровозик?
– А сколько у него вагонов? Давайте посчитаем хором.
– Чтобы узнать номер каждого вагона, надо решить примеры, записанные в вагончиках.
(Дети называют ответы: 5, 1, 4, 3, 2)
– Какой-то нескладный у нас состав, все вагоны перепутались. Давайте поставим их так, чтобы номера вагонов шли в порядке возрастания.
– Молодцы! Теперь паровозик может отправляться на свою станцию.
Емеля: Ой смотрите, что произошло! Цифры разбежались. Как они попадут в свои домики?
– Ребята, поможем нашим цифрам найти свои места в домиках?
Слайд на экране (Состав чисел)
Молодцы!
На доске – магнитные бабочки с грибами.
– Какая картинка может быть лишней? Почему?
– А кто может сказать не считая, чего больше – бабочек или грибов? Почему?
Физкультминутка.
Ёлочки зелёные на ветру качаются,
На ветру качаются, низко наклоняются
Сколько ёлочек зелёных, столько сделайте поклонов.
Приседайте столько раз, сколько бабочек у нас.
Сколько беленьких кружков, столько сделайте прыжков.
5. Работа с учебником (резерв)
– Надеюсь, вы умеете сравнивать числа, какие знаки сравнения вы знаете? ( > < = )
– Давайте, вы покажете, как вы справитесь с заданием №2 в учебнике.
2 ученика у доски, 1 ряд – 1 столбик, 2 ряд – 2 столбик. Записывают в тетрадь с последующей проверкой у доски.
IV. Итог урока
– Молодцы, ребята! Емеля, понравилось тебе в 1 классе? Да, я обязательно пойду учиться в школу вместе с царевной. Если у меня будут какие-нибудь трудности, ребята, вы мне поможете? Мы у вас здесь засиделись, нам надо ещё успеть к другим ребятам на урок обучения грамоте. До свидания, мы к вам скоро обязательно прийдем!
– Чем мы сегодня с вами занимались? Что узнали нового? Что было трудно для вас?
– Ребята, скажите пожалуйста, а вам понравился урок? У вас на партах лежат рыбки. Если вам на уроке было интересно – покажите ___ цвет, а если скучно и неинтересно, то ___ цвет.
Спасибо! Вы – молодцы! До свидания!