Урок по волейболу для учащихся специальной медицинской группы 10—11-х классов

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Предлагаемые комплексы разработаны автором с использованием современных литературных источников, при участии медицинского работника школы и личного опыта учителей физической культуры. Преимущество данной формы проведения уроков в том, что после серии данных уроков учащиеся смогут самостоятельно в домашних условиях применять комплексы физических упражнений по своему заболеванию с целью предотвратить дальнейшее развитие заболевания.

Цель урока: Научить самостоятельно использовать изученные упражнения во внеурочное время.

Задачи урока.

Образовательные:

  1. Совершенствование верхней и нижней передачи мяча в парах;
  2. Знакомство с комплексами индивидуальных упражнений по различным заболеваниям, разработанных автором на основе специальных источников;
  3. Разучивание индивидуальных комплексов физических упражнений;

Развивающие:

  1. Развитие координационных способностей;

Воспитательные:

  1. Содействовать развитию умений самостоятельного применения комплекса физических упражнений;
  2. Воспитание настойчивости в овладении техникой выполнения физических упражнений
  3. Способствовать сохранению хорошего настроения и эмоционального настроя учащихся.

Тип урока: комбинированный

Личностная значимость изучаемого для школьника: Хорошо здоровым быть!

Методы обучения:

  • наглядный
  • репродуктивный
  • самостоятельного применения знаний

Инвентарь и оборудование к уроку:

  • волейбольные мячи – по числу учащихся;
  • плакаты с комплексом физических упражнений по заболеваниям: сколиоз, джвп, дыхательная система, сердечно-сосудистая система, зрение.
  • коврики (по числу учащихся);
  • дартс (по числу команд);
  • скамейки стандартные;
  • палки гимнастические;
  • музыкальное сопровождение (по возможности)

Подготовительная часть – 10 минут

Содержание Дозировка Методические указания
Организовать внимание учащихся
Построение
Приветствие
Мотивация: Сообщение целей и задач занятия
Определение ЧСС за 10 сек.
2 мин. Обратить внимание на форму, настроение учащихся, необходимость следить за своим здоровьем.
Подготовить организм к предстоящей работе
Упражнения на месте    

Упр. 1 И. П. – о. с.
1. Наклон головы вперед
2. Наклон головы назад

8 раз Следить за осанкой.

Упр. 2 И. П. – о. с.
Наклон головы влево
Наклон головы вправо

8 раз Сохранять И. П., не наклоняться вперед

Упр. 3 И. П. – о. с.
1. Стойка на носках
2. стойка на пятках

8 раз Сохранять равновесие. Смотреть вперед
Упражнения в ходьбе    
1. На носках, руки сцеплены за спину, лопатки сведены. 0,5 кругов

Туловище держать прямо, ходьба через выпрямленную опорную ногу.

2. На пятках, руки сцеплены за голову, плечи расправить. 0,5 кругов
3. Хлопки над головой, руки вниз 5-6 раз
Содействовать укреплению мышц плечевого пояса
4. И. П. – руки вперед. 1-4 вращения предплечьями назад, 5-8 вперед. 8 раз Руки прямо, не опускать.
5. И. П. – руки перед грудью. Одноименные пальцы правой и левой руки упираются друг в друга («шалашик»). 1-3 пружинящих приближения ладней друг к другу. 4-встряхнуть кисти. 8 раз Ладонями не касаться
6. И. П.-руки в стороны. 1-2 скрестным движением рук перед грудью обнять себя за плечи. 3-4 руки в стороны. 8 раз Локти чуть выше плеч
Содействовать укреплению мышц опорно-двигательного аппарата.
Упражнения в беге с чередованием с ходьбой

30 сек-30 сек

Шаг шире
1. Скрещивания ног правым и левым боком 15 сек Медленный темп
2. Руки в стороны, сжимая и разжимая пальцы в кулаках 15 сек Смотрим через правое плечо
Ходьба 30 сек  
3. Спиной вперед 15 сек.  
4. Поднимая прямые ноги вперед 15 сек  

Ходьба
Дыхательные упражнения звуковым дыханием «ши» «чи»

30 сек

 

Основная часть – 25 мин.

Содержание дозировка Методические указания
Ознакомить учащихся с комплексами упражнений по различным заболеваниям.
Индивидуальные занятия
  1. Дифференциация учащихся по заболеваниям.
  2. Подготовка рабочего места: коврики, гим. палки, скамейки.
  3. Индивидуальные задания по заболеваниям.
  • при заболеваниях пищеварения, ДЖВП;
  • при заболеваниях дыхательной системе;
  • при заболеваниях сердечно-сосудистой системы;
  • при заболеваниях органов зрения;
  • при нарушениях осанки;

Завершение индивидуальных занятий.

Общее время 10 мин.

Для ознакомления использовать плакаты с комплексами упражнений (приложения).

Контролировать работу учащихся: оказывать помощь в выполнении упражнений, настраивать на повторения упражнений во внеурочное время.

Совершенствование верхней и нижней передачи мяча в парах.
Командное занятие
Перестроение в колонну по два по команде.
Общее время 10 мин  
1. В парах выполнить верхние передачи мяча друг другу, создавая удобные условия для передачи и перемещаясь к мячу. 3-5 раз Выполнять передачу четко в руки
2. Передача мяча над собой, не выходя за пределы круга радиусом 2 м. 5-6 раз Высота передачи – 2-3 метра.
3. То же самое с перемещением. 5-6 раз Выполнять передачу кистями рук.
4. В парах первый игрок набрасывает мяч перед вторым и возвращает мяч нижней передачей. 3-5 раз Следить за правильным исходным положением, разгибать и сгибать ноги.
5. Передача мяча над собой снизу на месте и с перемещением. 5-6 раз  
6. Выполняя верхнюю и нижнюю передачу чередуя. 3- 5 раз  
Привести организм к оптимальному состоянию.
Упражнения для релаксации (стоя)
С напряжением развести руки в стороны,
1) опустить кисти рук;
2) Опустить предплечье;
3) Опустить голову вниз;
4) Опустить плечи;
5) наклон вперед;
6-7) Маховые движения руками;
8) И. П.;
2-3 раза

Дыхание произвольное.
Использовать музыкальное сопровождения.

Содействовать развитию координационных способностей, меткости.
Игра-соревнование Дартс.    
а) две равные команды выполняют по порядку броски по мишеням. В личном первенстве победителем в каждой команде является участник, который выполнит лучший бросок в цель. 2 мин. Для каждого учащегося 1 дротик.
б) В командном первенстве побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков. 3 мин. Не заступать за ограничительную линию.

Заключительная часть – 5 мин.

Содержание

дозировка

Методические указания

Психологический настрой на организованное завершение урока.
1. Построение. 30 сек. Правила поведения в учебных кабинетах.
2. Определение ЧСС за 10 сек. 30 сек.
3. Рефлексия (отношение уч-ся к проведенному уроку). 2 мин.  
4. Подведение итогов. 2 мин. Выставление оценок за урок.

5. Домашнее задание: повторить комплекс упражнений по заболеваниям, индивидуальные рекомендации.

 

 

Упражнения – Приложение 1.

Литература:

  1. Полная энциклопедия лечебной гимнастики. И.В.Милюкова, Т.А.Евдокимова – СПб.; Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2003 – 512с., илл.
  2. Валеология. Здоровый образ жизни. В.И.Дубровский – М.: RETORIKA – A: Флинта, 1999 – 560 с.: илл.