Интеллектуальная игра "Поле чудес" (Посвящается Дню знаний)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Цели и задачи: Дать возможность учащимся памятно встретить первый учебный день, развивать интерес и любознательность, интеллектуальные умения, повышать учебную мотивацию учащихся, воспитывать доброжелательность, инициативность, активность

Оборудование: магнитофон, игровой барабан с 8 секторами, жёлтый ящик, призы.

Ход и структура игры:

  1. Игра состоит из трёх туров и игры со зрителями.
  2. Участвуют 9 человек (по 3 человека в каждом туре)
  3. Участники по очереди вращают стрелку барабана
  4. Барабан разделён на 8 секторов. На 5 секторах лежат названия призов, который получит участник в случае правильного ответа.
  • Сектор “переход хода” означает, что ход переходит к другому игроку.
  • Сектор “музыкальный номер” означает, что участник перед тем, как будет задан вопрос, должен спеть песню, частушку или исполнить танец.
  • Если выпадает сектор “жёлтый ящик”, то участник может отказаться от него и продолжить игру или может взять то, что лежит в жёлтом ящике и выйти из игры (в ящике может быть что угодно, даже аплодисменты)
  1. Три участника, победившие в первых турах, выходят в финал.
  2. Участники, не вошедшие в финал, получают утешительный приз.
  3. Победителем считается участник, победивший в финале игры.

Вступительное слово

Ведущий: Дорогие ребята, вот и прошли три месяца летнего отдыха. Для одних они прошли слишком быстро, а другие уже давно скучают по школе. Я поздравляю всех с началом учебного года. Желаю вам крепкого здоровья, т.к. это залог хорошей учёбы. Хочу, чтобы у вас было большое желание открывать новые знания. И ещё я хочу пожелать, чтобы в нашем классе царил мир и дружба, как в большой дружной семье. В этот первый учебный день мы проведём игру, которая называется “Поле Чудес”.

Выбор участников

Ведущий: чтобы стать участником игры, вы должны правильно ответить на вопросы. Учитывается быстрота ответа.

Вопрос 1:

Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко.
И работе круглый год
Он сердечко отдаёт. (Карандаш)

Вопрос 2:

Сговорились две ноги
Делать дуги да круги. (Циркуль)

Вопрос 3:

Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга)

Вопрос 4. Отгадай ребус:

(Родина)

Вопрос 5. Отгадайте, что лежит в жёлтом ящике. Описание: С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно убить страшного героя русских сказок. (Игла)

Вопрос 6. Отгадайте, что лежит в жёлтом ящике. Описание: Здесь находится игрушка – главный герой книги, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола. (Чебурашка)

Вопрос 7. Доскажите пословицу: “УЧЕНИКУ УДАЧА - ….” ( Учителю радость)

Вопрос 8. Решите задачу.

Собрали дети осенний букет
В парке из листьев опавших
Каких только листьев в букете их нет,
Красками броско пылавших:
9 – кленовых
И 20 –осиновых,
8 – дубовых
И 10 рябиновых…
Сколько же листьев собрали дети
В этом нарядном осеннем букете? (9 + 20 + 8 + 10 = 47)

Вопрос 9. Раскрыть смысл выражения: Ни пуха, ни пера. (Пожелать удачи)

Основная игра

Ведущий: Итак, определены участники игры. Я желаю всем ребятам ни пуха, ни пера. Сегодня – День Знаний, и тема игры “Поле Чудес” будет о том, что связано со школой, с обучением, с предметами обучения.

I ТУР

Ведущий: Как называется игра, которая близка и спорту, и науке. И искусству. Она развивает память и внимание, смекалку и воображение, воспитывает волю, находчивость, характер. Усидчивость, приучает к самостоятельной работе с книгой.

             

Подсказка: Эта игра появилась в Индии. По одной из легенд индийские мудрецы придумали эту игру, чтобы предотвратить войны.

Ответ:

Ш А Х М А Т Ы

Дополнительные сведения: Индийские мудрецы считали: зачем вести бои настоящих правителей, если полем боя может стать обыкновенная доска, а победа одерживается самым мощным человеческим оружием – мыслью.

II ТУР

Ведущий: Как называется предмет, на котором писали люди несколько лет тому назад?

             

Подсказка: Даже 200 лет назад в некоторых уголках России использовали этот предмет. На нём писали письма и документы, рисовали. Во время Великой Отечественной войны, в Белоруссии на этом предмете печаталась газета “Партизанская правда”. Несколько номеров этой газеты хранятся в Минске.

Ответ:

Б Е Р Е С Т А

Дополнительные сведения: Кору берёзовую или бересту кипятили, чтобы она приобрела прочность и эластичность, обрезали по краям, чтобы получилась ровная грамотка и процарапывали, выдавливая буквы железным или костяным стержнем, который назывался “писало”.

III ТУР

Ведущий: Немного истории… В ту ночь 1565 года в Английском графстве Камберленд разыгралась буря. Непрерывно шёл дождь, а порывы ветра были настолько сильны, что даже молодые крепкие деревья пригибались к земле. Не удивительно, что наутро жителям пришлось убирать с дороги много вырванных с корнем деревьев. Под одним из них обнаружили какой-то не встречавшийся ранее камень. Прошло немного времени, и этот камень запретили вывозить Англии. Кроме того, камень разрешалось добывать только шесть недель в году. Нарушителей ждала смертная казнь. Камень ценился за одно качество: удивительно мягкий он оставлял чёрный след на ткани, бумаге, светлой коже.

Что это за камень?

           

 Ответ:

Г Р А Ф И Т

 Дополнительные сведения. Графит – это основной материал для производства карандашей. Французский механик и художник Конте предложил делать пишущие стержни из смеси порошка, графита с глиной и помещать их в деревянную оболочку. Так родились карандаши. С тех пор прошло 200 лет, а технология изготовления карандашей не изменилась.

Игра со зрителями

Ведущий: Какого зверя учёные считают сообразительнее собак и обезьян?

             

 Ответ:

Д Е Л Ь Ф И Н

Дополнительные сведения. Дельфины – это звери, а не рыбы, т.к. все они дышат воздухом и выкармливают детёнышей молоком. Дельфины прекрасно поддаются дрессировке. Есть греческая легенда о дельфине, который каждый день возил мальчика в школу через морской залив. Дельфины помогают рыбакам загонять рабу в сети. Дельфины часто спасают тонущих людей. Поняв разумность дельфинов, люди стараются найти с ними общий язык, больше изучать их.

Финал

Ведущий: Если перевести это слово с латыни на русский язык, то получится “собачка”, “щенок”. Так называли время, когда делали перерыв в занятиях. Как же называлось это время?

               

Ответ:

К А Н И К У Л Ы

Дополнительные сведения. Каникулой древние римляне называли самую яркую звезду в созвездии Большого пса. В самые жаркие дни (с середины июля до конца августа) солнце проходило через это созвездие. Тогда и делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. В русском языке это слово тоже означает перерыв в занятиях, но уже не только летом. Бывают осенние, зимние, весенние и летние каникулы, которые только что закончились.

Подведение итогов.

Награждение победителя.