Цели и задачи: Дать возможность учащимся памятно встретить первый учебный день, развивать интерес и любознательность, интеллектуальные умения, повышать учебную мотивацию учащихся, воспитывать доброжелательность, инициативность, активность
Оборудование: магнитофон, игровой барабан с 8 секторами, жёлтый ящик, призы.
Ход и структура игры:
- Игра состоит из трёх туров и игры со зрителями.
- Участвуют 9 человек (по 3 человека в каждом туре)
- Участники по очереди вращают стрелку барабана
- Барабан разделён на 8 секторов. На 5 секторах лежат названия призов, который получит участник в случае правильного ответа.
- Сектор “переход хода” означает, что ход переходит к другому игроку.
- Сектор “музыкальный номер” означает, что участник перед тем, как будет задан вопрос, должен спеть песню, частушку или исполнить танец.
- Если выпадает сектор “жёлтый ящик”, то участник может отказаться от него и продолжить игру или может взять то, что лежит в жёлтом ящике и выйти из игры (в ящике может быть что угодно, даже аплодисменты)
- Три участника, победившие в первых турах, выходят в финал.
- Участники, не вошедшие в финал, получают утешительный приз.
- Победителем считается участник, победивший в финале игры.
Вступительное слово
Ведущий: Дорогие ребята, вот и прошли три месяца летнего отдыха. Для одних они прошли слишком быстро, а другие уже давно скучают по школе. Я поздравляю всех с началом учебного года. Желаю вам крепкого здоровья, т.к. это залог хорошей учёбы. Хочу, чтобы у вас было большое желание открывать новые знания. И ещё я хочу пожелать, чтобы в нашем классе царил мир и дружба, как в большой дружной семье. В этот первый учебный день мы проведём игру, которая называется “Поле Чудес”.
Выбор участников
Ведущий: чтобы стать участником игры, вы должны правильно ответить на вопросы. Учитывается быстрота ответа.
Вопрос 1:
Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко.
И работе круглый год
Он сердечко отдаёт. (Карандаш)
Вопрос 2:
Сговорились две ноги
Делать дуги да круги. (Циркуль)
Вопрос 3:
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга)
Вопрос 4. Отгадай ребус:
(Родина)
Вопрос 5. Отгадайте, что лежит в жёлтом ящике. Описание: С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно убить страшного героя русских сказок. (Игла)
Вопрос 6. Отгадайте, что лежит в жёлтом ящике. Описание: Здесь находится игрушка – главный герой книги, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола. (Чебурашка)
Вопрос 7. Доскажите пословицу: “УЧЕНИКУ УДАЧА - ….” ( Учителю радость)
Вопрос 8. Решите задачу.
Собрали дети осенний букет
В парке из листьев опавших
Каких только листьев в букете их нет,
Красками броско пылавших:
9 – кленовых
И 20 –осиновых,
8 – дубовых
И 10 рябиновых…
Сколько же листьев собрали дети
В этом нарядном осеннем букете? (9 + 20 + 8 + 10 = 47)
Вопрос 9. Раскрыть смысл выражения: Ни пуха, ни пера. (Пожелать удачи)
Основная игра
Ведущий: Итак, определены участники игры. Я желаю всем ребятам ни пуха, ни пера. Сегодня – День Знаний, и тема игры “Поле Чудес” будет о том, что связано со школой, с обучением, с предметами обучения.
I ТУР
Ведущий: Как называется игра, которая близка и спорту, и науке. И искусству. Она развивает память и внимание, смекалку и воображение, воспитывает волю, находчивость, характер. Усидчивость, приучает к самостоятельной работе с книгой.
Подсказка: Эта игра появилась в Индии. По одной из легенд индийские мудрецы придумали эту игру, чтобы предотвратить войны.
Ответ:
Ш | А | Х | М | А | Т | Ы |
Дополнительные сведения: Индийские мудрецы считали: зачем вести бои настоящих правителей, если полем боя может стать обыкновенная доска, а победа одерживается самым мощным человеческим оружием – мыслью.
II ТУР
Ведущий: Как называется предмет, на котором писали люди несколько лет тому назад?
Подсказка: Даже 200 лет назад в некоторых уголках России использовали этот предмет. На нём писали письма и документы, рисовали. Во время Великой Отечественной войны, в Белоруссии на этом предмете печаталась газета “Партизанская правда”. Несколько номеров этой газеты хранятся в Минске.
Ответ:
Б | Е | Р | Е | С | Т | А |
Дополнительные сведения: Кору берёзовую или бересту кипятили, чтобы она приобрела прочность и эластичность, обрезали по краям, чтобы получилась ровная грамотка и процарапывали, выдавливая буквы железным или костяным стержнем, который назывался “писало”.
III ТУР
Ведущий: Немного истории… В ту ночь 1565 года в Английском графстве Камберленд разыгралась буря. Непрерывно шёл дождь, а порывы ветра были настолько сильны, что даже молодые крепкие деревья пригибались к земле. Не удивительно, что наутро жителям пришлось убирать с дороги много вырванных с корнем деревьев. Под одним из них обнаружили какой-то не встречавшийся ранее камень. Прошло немного времени, и этот камень запретили вывозить Англии. Кроме того, камень разрешалось добывать только шесть недель в году. Нарушителей ждала смертная казнь. Камень ценился за одно качество: удивительно мягкий он оставлял чёрный след на ткани, бумаге, светлой коже.
Что это за камень?
Ответ:
Г | Р | А | Ф | И | Т |
Дополнительные сведения. Графит – это основной материал для производства карандашей. Французский механик и художник Конте предложил делать пишущие стержни из смеси порошка, графита с глиной и помещать их в деревянную оболочку. Так родились карандаши. С тех пор прошло 200 лет, а технология изготовления карандашей не изменилась.
Игра со зрителями
Ведущий: Какого зверя учёные считают сообразительнее собак и обезьян?
Ответ:
Д | Е | Л | Ь | Ф | И | Н |
Дополнительные сведения. Дельфины – это звери, а не рыбы, т.к. все они дышат воздухом и выкармливают детёнышей молоком. Дельфины прекрасно поддаются дрессировке. Есть греческая легенда о дельфине, который каждый день возил мальчика в школу через морской залив. Дельфины помогают рыбакам загонять рабу в сети. Дельфины часто спасают тонущих людей. Поняв разумность дельфинов, люди стараются найти с ними общий язык, больше изучать их.
Финал
Ведущий: Если перевести это слово с латыни на русский язык, то получится “собачка”, “щенок”. Так называли время, когда делали перерыв в занятиях. Как же называлось это время?
Ответ:
К | А | Н | И | К | У | Л | Ы |
Дополнительные сведения. Каникулой древние римляне называли самую яркую звезду в созвездии Большого пса. В самые жаркие дни (с середины июля до конца августа) солнце проходило через это созвездие. Тогда и делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. В русском языке это слово тоже означает перерыв в занятиях, но уже не только летом. Бывают осенние, зимние, весенние и летние каникулы, которые только что закончились.
Подведение итогов.
Награждение победителя.