Цели:
- Научить решать задачи на движение в противоположных направлениях, когда движущиеся предметы удаляются друг от друга.
- Показать связь между скоростью, расстоянием и временем.
- Совершенствовать вычислительный навык.
- Показать возможность краткой записи задачи чертежом.
- Совершенствовать умение составлять обратные задачи
- Формировать умение решать задачи разными способами.
- Развивать мышление, речь.
- Воспитывать культуру общения, взаимопомощь.
Оборудование:
- компьютер,
- проектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Устный счет. (Презентация, Слайд2)
- Какое число? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (Слайд 2).
Какое сейчас время года? (Слайд 3).
- Сегодня вы будете выступать в роли Художников. Весна – художник, она раскрасила природу своими красками, вы - тоже художники, только вы будете описывать весеннюю картину не красками, а словами.
Какие же слова надо найти, чтобы описать весеннюю погоду, ветер, небо, деревья.
- Скажите ребята, какая сегодня погода? (ясная, теплая, солнце поднялось выше над горизонтом, дни стали длиннее, ночи короче.)
- а день какой? (теплый, солнечный безветренный). - как еще говорят про такую погоду? (ясная)
-Какие произошли изменения в природе с наступлением весны? (прилетели перелетные птицы).
-Каких птиц называют гонцами весны? (скворцов).
Опишите скворца. (Слайд 4)
- Посмотрите, какие у скворца перышки. (черные с зеленоватым отливом)
А какие у него голова и крылья? (Черные как уголь)
Какой хвост? (короткий, черный)
Какой у него клюв? (острый)
Что называют эти слова? (Признаки описываемого предмета)
Как нужно относится к птицам?
- Посмотрите какая у нас деревенька. (Слайд 5)
- Давайте придумаем ей название.
Для скворцов нам нужно построить домики. Как они называются? (скворечники)
Чтобы выполнить задание, скажите, как найти площадь прямоугольника? (Слайд 6) - Для скворечника потребовалась доска длиной 3м, а шириной 2м. Как узнать, чему равна площадь доски? (3*2=6м2 )
Скворечники готовы, давайте заселим каждого скворца в свой домик. Нужно решить примеры и по ответу поселить скворца в свой домик. (Слайд 7)
7*8=56 | 8*6=48 | 9*7=63 | 6*9=54 | 7*6=42 |
3. Изучение нового материала.
-Сегодня мы будем путешествовать по сказке. Цель нашего путешествия: научиться решать задачи на противоположное движение.
Представьте, что вы вечером сидите на лавочке у своего дома и слушаете сказку.
«Жили-были дед и баба. Как-то раз дед и говорит бабке: «Испеки-ка ты, бабка, Колобок.» (Слайд8).
-Узнали сказку?
А теперь слушайте, что было дальше и помогайте Колобку преодолевать все трудности.
Бабке делать нечего, испекла она Колобок и положила на окошко остывать. (Слайд9).
Колобок полежал, полежал, да с окошка прыг и покатился по дорожке (слайд10), со скоростью 5 км/ч. Дед с бабой сели чай пить, глядь, а Колобок пропал.
Пошли дед с бабой Колобок искать, да по-стариковски со скоростью 2 км/ч, да в обратную от Колобка сторону.
3часа они искали колобка, 3 часа они с Колобком удалялись друг от друга.
Наша с вами задача узнать, какое расстояние будет между Колобком и бабкой с дедом через 3 часа.
Анализ задачи:
-Что нам известно в задаче? (скорость Колобка и деда с бабой, время их пути.)
-Что мы знаем о направлении Колобка и деда с бабой? (пошли в противоположную сторону)
-Что это значит, они смогут встретиться? (нет)
- Наносим на чертеж скорость и время.
- Что нам нужно узнать? (Расстояние между нами ч/з 3часа)
1-й способ.
1) -Можем мы узнать, сколько прошел Колобок за 3 часа? (время в пути умножим на его скорость)
5*3=15(км)
2) – Как узнать, сколько прошли дед и баба за 3 часа?
2*3=6(км)
3) - Как узнать расстояние между ними за 3 часа?
15+ 6=21(км)
Ответ: 21 километр расстояние между Колобком и дедом с бабой.
2-й способ.
- Как можно узнать, какое расстояние будет между ними через 1 час, если
Колобок движется каждый час со скоростью 5км/ч, а дед со скоростью
2 км/ч?
5+2=7(км) будет расстояние через час между ними.
- Как узнать, какое расстояние будет между ними через 3 часа?
7*3=21(км) будет расстояние между ними через 3 часа.
Ответ: 21 километр расстояние между Колобком и дедом с бабой.
- Как определить расстояние за определенный промежуток времени, зная скорость и время?
Физминутка.
Солнце глянуло в тетрадку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать,
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
Давайте составим обратную задачу по чертежу (слайд10).
В одно время из домика Колобок покатился со скоростью 5 км/ч, дед с бабой пошли со скоростью 2 км/ч в разном направлении. Через какое время между ними будет расстояние 21 километр?
- Как узнать время, зная скорость и расстояние?
1) 5+2=9(км) будет расстояние между ними через 1 час.
2) 21: 9 =3(ч) через 3 часа .
Ответ: через 3 часа.
(слайд11)
Из одного домика вышли одновременно Колобок и дед с бабой. Через 3 часа они отошли друг от друга на расстояние 21километр. Колобок катился со скоростью 5 км/ч. С какой скоростью шли дед с бабой?
- 5*3=15(км/ч) расстояние, которое прошел Колобок.
- 21-15=6(км/ч) расстояние, которое прошли дед и бабка.
- 6:3=2 (км/ч) скорость деда и бабки.
- Ответ: 2 (км/ч) скорость деда и бабки.
4. Закрепление пройденного.
Катился Колобок и прикатился к медведю. (Слайд12)
- Привет,- говорит Медведь. Есть у меня пасека, а цветы на ней завяли, пчелы улетели. Не поможешь моему горю, съем!
- Ребята, если правильно расставить скобки, то на пасеке снова зацветут цветы и пчелы вернутся домой. (Слайд13)
Работа в парах.
120 : 4 + 2 * 3 = 12 | 120 : 4 + 2 * 3 =60 | 120 : 4 + 2 * 3 = 96 |
Коллективная проверка. (Слайд13)
Не успел колобок откатиться от пасеки, как ему навстречу Заяц (слайд14) и говорит Колобку:
- Не поможешь мне узнать длину пасеки, я тебя съем!
Площадь – 34400м 2,
Ширина – 40м.
Длина?
- Зная площадь и ширину, как найти длину прямоугольника?
Решение дети записывают самостоятельно.
34400 : 40= 860 (см)
Ответ: 860 сантиметров длина пасеки.
- Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Лиса. (Слайд15)
- Реши примеры, тогда отпущу,- сказала Лиса. (У доски 4 ученика)
243000:600= | 29200: 40= | 47400:30= | 910: 60= |
- Тут вдруг навстречу Колобку и дед с бабой вышли (слайд16), а лиса испугалась и в лес убежала.
5. Подведём итоги урока.
- Ребята, какие же задания выполняли мы на уроке? Какие знания нам понадобились?
- О чём сегодня узнали? Чему учились? Вы все хорошо и активно работали! Молодцы!!! (Слайд 17).
А теперь запишите домашнее задание.
Спасибо за сотрудничество! Урок окончен.