Цель и задачи урока:
- Учить сравнивать, определять жизненное содержание и закономерности развитиямузыкального образа в вокальной музыке.
- Развивать вокально – хоровые навыки в песне «Гимн демократической молодёжи».
- Прививать любовь к музыке современной молодёжи, борющейся за мир.
- Формировать у детей разностороннее и своевременное развитие их творческих способностей.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедиа,
- экран,
- презентация,
- звукозаписи вокальной музыки,
- таблица хронологии всемирных фестивалей молодежи и студентов,
- тексты песен.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Обобщение темы I четверти:
- Сегодня на уроке мы продолжаем раскрывать тему прошлой четверти «Музыкальный образ».
- Что такое в вашем понимании «Музыкальный образ»? – это воплощенная в музыке жизнь, её чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества.
Если это так, то я сейчас проверю, определите 1-2 словами какой музыкальный образ в Арии Ивана Сусанина, Вальс из балета «Золушка», романсы С.Рахманинова «Островок», «Весенние воды», М. Равель «Болеро», Ф.Лист «Венгерские рапсодии»?
- До этого урока «Музыкальный образ» мы воспринимали как цельное произведение, а сегодня мы послушаем несколько произведений вокального цикла и сравнивать их. Ведь всё познаётся в сравнении.
(запись в тетради темы II четверти)
Презентация слайда № 1
III. Изучение нового материала:
- 1945 год. Закончилась Великая Отечественная война и о чём должны думать люди во всём мире? – о мире
- Какая стоит перед всеми людьми цель? – восстанавливать разрушенное во время войны.
- А кто должен восстанавливать? – люди
- Какие по возрасту люди? – молодые
Молодёжь объединяется и создаётся Международный союз студентов. Композитор А.Новиков и поэт В.Мурадели пишут «Гимн Международного союза студентов». Давайте послушаем эту песню и ответьте на вопросы:
- Какие средства музыкальной выразительности использует композитор?
- О чём поётся в песне? – о студентах, которые должны построить новый мир.
Слушание: «Гимн Международного союза студентов».
Молодёжь всего мира собирается вместе на Первый Всемирный фестиваль молодёжи и студентов состоялся в столице Чехословакии в городе Прага в 1947 году, всего лишь через два после окончания войны.
Презентация слайдов № 2-4
На фестивале молодёжь не только говорили, как строить мир (Девиз фестиваля «Молодёжь, объединяйся, вперёд к будущему миру!»)
(смотри хронологическую таблицу фестивалей), но и звучали песни.
Судьба этой песни была счастливая: её запели сразу же, сперва – все участники фестиваля, затем – молодежь всех стран мира, всех материков. Авторами песни были поэт Л.Ошанин и композитор А. Новиков.
Презентация слайда № 5
Слушание: «Гимн демократической молодежи»
- О чём поётся в песне? – призыв к борьбе за мир.
- Какие средства музыкальной выразительности использует композитор? – маршевая, твердая, бодрая, энергичная…
- Можно сравнить с «Гимном Международного союза студентов»?
- Почему?
- Какой образ песни? - Боевая песня – призыв к будущему.
- Можно смело сказать – это самая популярная, самая любимая песня молодёжи во всём мире. И не только песня, но и оружие! Могучее оружие молодёжи в борьбе за мир. Давайте и мы разучим эту песню.
Разучивание песни «Гимн демократической молодежи» по фразам. (текст песни перед учащимися).
(при разучивании обращаю внимание на интонационное построение мелодии – ровные четверти и короткая острая ритмичная фигура (восьмая с точкой, шестнадцатая, четверть), смена лада во второй части).
- А давайте посмотрим, под какими девизами проходили другие Фестивали молодёжи и студентов. (Беседа)
Презентация слайда № 6
- Они изменяются? Почему? – в зависимости от обстановки в мире.
- Давайте посмотрим, под каким девизом прошёл Фестиваль в 1951 году?
«За мир и дружбу — против ядерного оружия»
- И молодёжь опять встаёт на защиту мира, среди них американский композитор и исполнитель Пит Сигер. Судьба Пита Сигера похожа на судьбу многих музыкантов – борцов за мир (вспомним Микиса Теодоракиса).
Презентация слайда № 7
- Американское правительство обвинило его в том, что он своими ведет подрывную борьбу против американского правительства. Его судили и приговорили к тюремному заключению. В своей речи на суде он сказал: «Хорошая песня может делать только добро, и я горжусь песнями, которые пою…Разве я лишен права их петь?...» миллионы передовых людей в Америке заступились за Пита Сигера, решение суда было отменено, но петь и выступать ему было запрещено. Тогда песни Пита Сигера запели другие певцы, среди них был Виктор Хара – чилийский музыканта.
Презентация слайда № 8
- Когда фашисты захватили власть в Чили, они арестовали Виктора Хару с гитарой в руках и вместе с другими патриотами бросили за колючую проволоку, на огромный спортивный стадион, превращенный фашистами в лагерь смерти. Виктор Хара продолжал петь, призывая людей к миру.
Слушание выступление Виктора Хара на стадионе с группой Килапайюн.
- О чём песни? Можно сравнить с «Гимном…»? Чем схожи?
- Судьба Чилийского патриота была страшной.
Слушание «Баллада про Виктора Хару» Ю.Визбора (текст песни перед учащимися)
Презентация слайда № 9
- Так чем же стали песни, прозвучавшие сегодня на уроке для людей мира? –
Песня – оружие! Могучее оружие молодёжи в борьбе за мир.
Презентация слайда № 10
- Таким образом, на уроке прозвучали разные песни, разных композиторов, но какой образ они создают? – образ современной молодежи, борющейся за мир.
- А сейчас в наше время, актуальны эти песни? Поют ли эти песни современные исполнители?
Слушание: «Гимн демократической молодежи» в исполнении группы «Тараканы».
(объявляю оценки за работу на уроке).
- Спасибо за урок, до свиданья!