Цели математического вечера:
- Развитие интереса к предмету;
- Повышение уровня математической культуры.
Оформление аудитории.
В зале можно повесить портреты великих математиков, плакаты с изречениями, стенгазеты: «Знаете ли вы?», Известно ли вам?», «Запомните».
В центре зала плакат с надписью:
Тем, кто учит математику
Тем, кто учит математике
Тем, кто любит математику
Тем, кто еще не знает,
Что может любить математику
Наш вечер математики посвящается.
Ход мероприятия
У входа в зал устроена математическая касса. Участники вечера берут задачи-шутки из кассы и решив её возвращают обратно. Кассир им выдает входные билеты.
Задачи-шутки.
- Два товарища шли в школу во вторую смену, они встретили трех друзей-учащихся первой смены. Сколько ребят шло в школу? (2)
- Бревно распилили на четыре части. Сколько было распилов? (3)
- Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? ( 4 часа)
- Что легче, пуд соли или пуд ваты? (одинаково)
- К семи прибавить пять. Как правильно записать: «одиннадцать» или «одинадцать»? (двенадцать)
- Сколько горошин может войти в стакан? (Нисколько, горошины не ходят)
- Шоколадка стоит рубль и ещё полшоколадки. Сколько стоит шоколадка? (2 рубля)
- В одной семье у каждого из трех братьев есть сестра. Сколько детей в семье? (4)
- Гусь, стоя на одной ноге , весит 6 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги?(6 кг)
- В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек? (3- дед, отец, сын)
- Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60 км/час. В том же направлении – с востока на запад - дует ветер со скоростью 50 км/час. В какую сторону отклоняется дым поезда? (Ни в какую, электропоезд не дымит)
- Одно яйцо варят 4 мин. Сколько минут надо варить 5 яиц? (4 мин.)
- Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30км)
Вступительное слово учителя. (Слово дается ведущим).
1 ведущий
Наш юный друг!
Сегодня ты пришел в этот зал
Чтоб помечтать, подумать, отдохнуть.
Увидеть наш концерт и бал,
Умом своим на все взглянуть.
2 ведущий
Сегодня вспомним формулу Герона
Какую ты не раз писал.
Ты вспомнишь также и Ньютона
Законы которого познал.
1 ведущий
Пусть в памяти твоей воскреснет Архимед,
Сраженный за великие творенья
Пусть вспомнится известный всем Виет
Открывает формулы приведения
2 ведущий
Тебе знаком талантливый Декарт
Систем координат создатель.
Ты знаешь Лобачевского - он русский брат
Коперник – геометрии, творец воятель.
1 ведущий
Творцы великих мыслей и идей
Какие род людской выманивал самолеты
Пройдя сквозь бури трудных дней
Переживут теперь тысячелетия.
2 ведущий
Запомни то, что Гаусс сказал:
«Наука математики-царица всех наук»
Ни раз поэтому он завещал
Творить в огне трудов и мук.
1 ведущий
Прошу внимание на минутку
У нас в программе сценки, шутки.
Но вот вопрос: с чего начать?
Или заданье загадать.
2 ведущий
Придумать хочется такое
Чтоб нам сегодня целый зал
«Спасибо» от души сказал.
Ну так и быть, начнем со сценки,
Внимание: мы ждем от вас оценки.
Сценка первая «Треугольник и квадрат»
На сцену под музыку входят 3 ученика: автор ,треугольник и квадрат. (На груди у ребят висят рисунки треугольника и квадрата).
Автор
Жили-были два брата
Треугольник и квадрат.
Старший квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший, треугольный
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
Квадрат
Почему ты злишься, брат?
Автор
Тот кричит ему:
Треугольник
«Смотри, ты полней меня и шире
У меня углов лишь три
У тебя их все четыре.»
Автор: но квадрат ответил:
Квадрат
Брат, я же старше, я квадрат
Автор
И сказал еще нежней:
Квадрат
«Неизвестно, кто нужней»
Автор:
Но настала ночь и к брату
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя сказал:
Треугольник
«Приятных я тебе желаю снов,
Спать ложился был квадратом
А проснешься без углов» (Срезает углы квадрата)
Автор
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад
Поглядел он – нет квадрата…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов»Вот, ребята, к чему приводит зависть человека.
2 сценка « Среднее арифметическое»
(Стоит Петя в задумчивости)
Лена (входя): Петя, о чем ты задумался?
Петя: Знаешь, о чем я думаю? Среднее арифметическое - гениальное изобретение математиков. Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, все делим пополам, хорошее и плохое. Возьмем, например, оценки, которые получили сегодня по математике. Ты получила «5», а я «1». Складываем, делим пополам, по тройке получили оба. Видишь как здорово. И отец меня не накажет. Да здравствует среднее арифметическое!
Лена: Но ты даже не спросил, устраивает ли это меня?
Петя: Подожди, не перебивай, это ещё не все. Ты пришел на школу за 15 минут до урока, а я на 15 минут опоздал. Складываем, делим пополам-среднее арифметическое!.
Лена: Ты же гений! (в сторону) Ну я тебя проучу. (Пете): Слушай, ты хотел купить кроссовки на физкультуру? Давай деньги, я сбегаю в магазин в знак признательности за твою гениальность, а ты пока порешай задачки со своим арифметическим. (Уходит)
Петя: Вот здорово! Хоть Александр Иванович не будет меня завтра ругать. (Делает несколько гимнастических упражнений)
Лена (входит с пакетом): Видишь, как я быстро. Я тебе кроссовки купила, не что-нибудь!
Петя (с нетерпением): Давай. Быстрее. (раскрывает пакет, с удивлением разглядывает: один кроссовок большой, а другой - маленький.) Что это?
Лена: Ты еще спрашиваешь? Это твои кроссовки. Один 30-го размера, а другой-44-го. Складываем, делим пополам, получаем твой размер-37-й. Да здравствует среднее арифметическое!
1 ведущий
Ну что же, друзья продолжим мы программу
Сценков у нас большой запас
А про кого они, про вас
Пора поговорить нам прямо
Правдиво, смело, без прекрас
О том , что мы видим каждый час
Раз 10 в день, 100 раз в неделю
К чему она давно пригляделась
Ну что не украшает нас.
2 ведущий
И так, в стихах начнем рассказ
В стихах шутливых с прибауткой
Но не забудьте, что под шуткой
Упрек скрывается под час.
Кому упрек, судите сами.
1 ученик читает басню «Медвежья услуга»
У Волка, Зайца и Медведя
Настали трудные дни
Крот перестал учиться в школе
И им - готовят дневники!
За всех ученый Крот трудился
Решал задачи и примеры.
И выручал он нерадивых,
Подсказывал им без меры.
Крот заболел - у всех беда
Уж очень строг учитель Дрозд.
На математике, пожалуй,
Получит кто-то лишний «хвост»!
Медведь решил подзаниматься:
Где – подучить, а где- схитрить,
Но в общем, в чем – то постараться.
Дрозда решил перехитрить.
Дрозд вызвал Зайца отвечать.
«Скажи, любезный, что ты знаешь
О треугольнике и круге?»
Зайчишка, чтобы не молчать,
Поддержку ищет в сильном друге.
Медведь, стараясь угодить
Трусливому Зайчишке,
Повел себя перед Дроздом
Проказливым мальчишкой.
Он стал кривляться и шептать
Старательно и нудно,
А Заяц - на доске писать,
Хотя и было трудно!
Медведю, видно, как всегда
Не все учить хотелось.
Его подсказка иногда
На языке вертелась.
Так и сейчас, сказав не то,
Помог он плохо другу.
Он оказал ему опять
Медвежию услугу!
В зал входит пожилой человек (ученик старшего класса):
- Я, друзья, языковед, от всякой математики далек. Не ждите от меня поэтому математической задачи. Могу только предложить вопрос из знакомой мне области. Разрешите задать календарную головоломку?
- Просим, просим!
- Двенадцатый месяц называется у нас «декабрь». Слово это от греческого «дека»-десять, отсюда также слово «декалитра»- десять литров, «декада»-десять дней и др. Выходит , что месяц декабрь носит название « десятый». Чем объяснить такое несоответствие?
Заслушиваются ответы учащихся. (Далее подготовленный ученик делает небольшое сообщение-решение головоломки.)
Наш календарь ведет свое начало от календаря древних римлян. Римляне же до Юлия Цезаря считали началом года не 1 января, а 1 марта. Декабрь тогда был, следовательно, десятый месяц. С перенесением года на 1 января, названия, месяцев не изменились. Отсюда и произошло то несоответствие между порядковым номером, которое существует теперь для ряда месяцев.
Пожилой человек: Спасибо вам, дети1 Не думал, что вы мне поможете, обрадовали старика. (Уходит)
Достижения учащихся
Далее с помощью мультимедийного проектора на экран демонстрируются лучшие математики школы, при этом ведущие поочередно комментируют:
- Победитель районной олимпиады по математике, ученик 9-го класса…..;
- Ученик занявший 1 место в районе в международной математической олимпиаде школьников «Кенгуру-2008»;
-Ученики изучавшие математику только на «5»;
- Выпускники поступившие на вузы математического профиля. И т.д.
1 ведущий.
Ну что ж, вполне приличные результаты
Показывают эти ребята.
И чтоб отвести все сомнения
Выскажем им наше мнение.
Исполняется песня о математике:
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлетать,
Надо много уметь,
Надо многое знать.И при этом, и при этом
Вы смекайте-ка,
Очень важная наука
Математика.Почему корабли
Не садятся на мель,
А по курсу идут
Сквозь пургу и метель?Потому что, потому что.
Вы смекайте-ка,
Капитанам помогает
Математика.Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо прежде всего
Математику знать.И на свете нет профессий,
Вы смекайте-ка,
Где бы вам не пригодилась
Математика!
1 ведущий.
Да, математика!
Не случайно ей такой почет
Это ей дано давать ответы:
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
2 ведущий
Идет о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
1 ведущий
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
2 ведущий.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов!
Математический танец.
В заключение звучит музыка. Танцующие заранее получают приготовленные жетоны. На одних жетонах - задачи, на других - ответы к задачам. Получивший жетон должен найти свою пару. Ученики, нашедшие свою пару, танцуют.