Система управления как основа подготовки квалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям рынка труда

Разделы: Администрирование школы


«Управлять - это предвидеть, а предвидеть – это уже почти действовать».
А. Файоль

«Жизнь для меня не свеча, а горящий факел, данный мне на время, и я хочу жить так, чтобы он стал гореть намного ярче, прежде чем я передам его будущим поколениям».
Д. Б. Шоу

Основная цель управления в техникуме – обеспечение высокого качества подготовки специалистов и рабочих кадров на основе целевых программ, привлечения специалистов предприятий-партнёров, применения инновационных технологий и современного оборудования на основе стандартов с учётом запросов студентов и потребностей региона.

Система управления в техникуме слагается из трёх компонентов:

  • эффективное взаимодействие с внешним окружением;
  • внутреннее управление (планирование, прогнозирование, организация, координация, регулирование, мотивация труда, учёт, анализ и контроль);
  • управление человеческими ресурсами – персоналом (планирование кадровой работы, отбор и расстановка кадров, повышение квалификации и карьерный рост, обеспечение безопасности и здоровья сотрудников, создание благоприятных условий труда, дисциплина и контроль формирование корпоративной культуры).

Квалификация административного состава и стратегия управления – необходимые условия эффективности работы учебного заведения.

Система управления в Уссурийском аграрном техникуме строится по формуле:

Весь процесс планирования в техникуме можно разделить на 2 основных направления:

  • Разработка стратегии деятельности техникума (стратегическое планирование)
  • Определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное или тактическое планирование).

Стратегическое планирование техникума обеспечивает выживание учреждения и достижение его целей в долгосрочной перспективе.

Основной вопрос стратегического планирования: чего хочет добиться техникум?

Стратегия исходит из реальных возможностей развития техникума, это, прежде, всего:

  • реакция техникума на объективные внешние и внутренние обстоятельства его деятельности;
  • оперативное планирование сосредоточено на том, как техникум должен достигнуть поставленных целей.

Современное управление учебным заведением требует обеспечения единства прав и обязанностей сотрудников и обучающихся.

На наш взгляд, эффективная жизнедеятельность техникума во многом определяется чёткостью и точностью обусловленного правового пространства, которое формируется на основе системы нормативно-правовых документов управления, при этом следует отметить, что для учреждений, реализующих программы интегрированного типа (СПО) нормативные документы разрабатываются различными ведомствами и не всегда согласуются между собой.

Мы пришли к убеждению, что в каждом учебном заведении нормативные документы должны быть систематизированы по четырём направлениям деятельности и преобразованы в локальные акты, что позволило бы обеспечить единое нормативно-правовое пространство многоуровневого учебного заведения. Это:

  • пакет нормативно-правовых документов;
  • пакет локальных документов;
  • пакет документов управления подразделением;
  • пакет документов оперативного управления.

Благодаря такому подходу удалось рассчитать права и обязанности (функционал) практически 90% сотрудников техникума. В настоящее время прорабатываются вопросы перехода на ежемесячную оценку-самооценку личного вклада сотрудника в общую деятельность коллектива и его непосредственного влияния на обеспечение качества профессиональной подготовки специалистов.

В техникуме разработана, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии система менеджмента качества в соответствии с принципами и требованиями ИСО 9001 и организационной структурой техникума. Созданный Отдел системы менеджмента качества постоянно анализирует ее результативность и определяет предупреждающие и корректирующие мероприятия.

Определены процессы, необходимые для системы менеджмента качества, их последовательность и взаимодействие, критерии и методы оценки результативности при осуществлении и управлении процессами. Обеспечено наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов. Осуществляется мониторинг, измерение и анализ процессов, принимаются меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.

Введение СМК определил необходимость создания Программы развития на 2009-2015 годы Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Уссурийского аграрного техникума, задачами которой являются:

  • удовлетворение потребности потребителя (работодателя) в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования;
  • подготовка конкурентоспособных специалистов.

Основные концептуальные подходы к развитию системы образования в техникуме формируются в соответствии с ведущими идеями и целями развития среднего профессионального образования и на основе анализа проблем АПК, развития СПО в Приморском крае. Исходным положением развития среднего профессионального образования является реализация модели опережающего образования, что предполагает построение образовательного процесса в техникуме на принципах вариативности и непрерывности образования, личностно-ориентированного подхода. Опережающее образование направлено на формирование готовности освоения новых знаний, приобретение многофункциональных умений, обеспечение профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускника.

Наш путь - это становление творческой личности через среднее профессиональное образование, в котором системообразующими элементами являются высокий профессионализм и уровень культуры всех участников образовательного процесса.

При этом ключевыми компетенциями выпускника техникума являются:

  • развитые интеллектуальные способности, позволяющие эффективно находить информацию для решения профессиональных задач с учетом социально-экономических факторов;
  • сформированная культура мышления;
  • умение действовать рационально, использовать компьютерную технику, владеть современными технологиями и отвечать за результаты труда;
  • владение навыками сотрудничества и коммуникативности, умениями управлять коллективом;
  • принятие этических, правовых норм, регулирующих отношение к человеку, обществу, природе в соответствии с гражданско-патриотическими ценностями личности;
  • поддержание здорового образа жизни;
  • предпринимательская и социальная направленность мышления.

Программа развития техникума является основой для планирования работы всеми структурными подразделениями техникума, предусматривает направления и задачи в сохранении и развитии АПК Приморья, совершенствования материальной базы, методического и организационного обеспечения.

Приоритетными направлениями в развитии системы образования в техникуме являются:

  • формирование эффективной системы обучения, обеспечивающей качественную подготовку выпускников;
  • расширение перечня реализуемых образовательных программ;
  • разработка учебно-программной документации в соответствии с Государственным образовательным стандартом и требованиями регионального рынка труда;
  • расширение взаимодействия с предприятиями АПК, для совершенствования практической подготовки, выведения научно-исследовательской деятельности на принципиально новый уровень, мониторинга социально-профессионального трудоустройства выпускников;
  • обновление учебно-материальной базы;
  • проведение инновационной деятельности: формирование содержания образования, применение новых технологий и средств обучения, развитие многофункциональности техникума, совершенствование организационно-экономического механизма, внедрение информационных технологий, современных электронных обучающих средств;
  • стимулирование профессионального роста, повышение квалификации и самосовершенствования педагогических кадров;
  • развитие всех форм внеучебной деятельности, направленной на развитие личности, формирование управленческой и коммуникативной культуры;

Каждое из приоритетных направлений многогранно и предполагает продолжительную работу для достижения значимых результатов.

Время диктует нам реальное выполнение двух взаимосвязанных задач – включение квалификационных характеристик в процесс профессиональной подготовки и определение количественных показателей развития учебного заведения с учётом требований наших работодателей. Необходимо проработать варианты инвестиционной привлекательности учебного заведения, а это возможно только на основе социального партнёрства. В связи с возросшими потребностями рынка труда по традиционным для техникума специальностями, расширяются связи с профильными предприятиями, с помощью которых реализуется логическая цепочка: учебная практика – производственная практика – преддипломная практика – трудоустройство на данном предприятии.

Проанализировав потребности рынка труда, техникум определил состав социальных партнеров, в который вошли ведущие предприятия города и края. (Приложение 1)

Продуктивно вопросы организации практик и распределения решаются в ходе ежегодно проводимой в крае «Ярмарки вакансий» для выпускников.

Организовано сотрудничество службы практик и трудоустройства Студенческое кадровое агентство «Ступень успеха» с Центром занятости по вопросам информирования студентов о рынке труда, имеющихся вакансиях, обучению студентов технологии поиска работы и приемам общения с работодателями.

Выработка механизма сближения рынка труда и рынка образования, а также уменьшения дисбаланса спроса и предложения на рабочую силу в аспекте среднего профессионального образования является одной из актуальных задач.
Трудоустройство выпускников происходит обычно по одной из трех схем:

  • по договорам о целевой подготовке специалистов (направления предприятий, субъектов Федерации, Администрации городов и районов);
  • благодаря участию в работе ярмарки вакансий рабочих мест, проводимой техникумом ежегодно в апреле;
  • самостоятельно путем заключения прямых договоров с предприятиями, благодаря устройству на самостоятельную работу еще на старших курсах, помощи службы занятости, помощи родителей.

Чем лучше знакомы руководители предприятий - работодатели с качеством подготовки выпускников техникума, тем проще выпускникам найти себе работу. Однако, чтобы удовлетворенность подготовкой имела место, в свою очередь, необходимо привлечение потенциальных работодателей к формированию требований к подготовке студентов, и определению ключевых компетенций, которые становятся основой требований работодателей к содержанию и уровню подготовки будущего специалиста.

Самой эффективной является адресная подготовка специалистов, ориентированная на нужды конкретного хозяйства, предприятия, в рамках развития системы целевой индивидуальной подготовки специалиста.

Естественно, что для решения задач, стоящих перед техникумом необходим профессиональный, открытый всему новому педагогический коллектив, способный работать сплоченно, как единый живой организм. А руководитель должен создавать условия, при которых возможен рост каждого, будь то ученик или учитель. Аттестация педагогических кадров является хорошим показателем творческой деятельности педагогов, механизмом совершенствования управления качеством образования. Из года в год процент педагогов, имеющих высшую и первую квалификационные категории.

Качественный состав педагогических кадров:

Система повышения квалификации преподавателя складывается из самообразования, методической работы, участия в семинарах, заседаниях клуба «Педагогический менеджмент», обучения на курсах повышения квалификации. За последние три года (2006-2008) весь педагогический коллектив прошел обучение на курсах повышения квалификации.

Два педагогических работника имеют ученую степень кандидата наук. Из числа преподавателей: 2 заслуженных учителя РФ, 12 награждены нагрудным знаком «Почетный работник СПО России», 2 человека награждены значком «Отличник народного просвещения», 24 имеют Почетные грамоты Министерства сельского хозяйства, 13 – Почетные грамоты Министерства образования, 14 почетные грамоты Администрации Приморского края, 1 Заслуженный рационализатор и изобретатель РФ.

Важнейшая задача образовательной политики Уссурийского аграрного техникума на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Известно, что студент учится, когда работает сам – решает задачи, выполняет манипуляции.

Концепцией модернизации российского профессионального образования на период до 2010 г. определены основные задачи: подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, специальной и профессиональной мобильности.

Инновационная технология обучения - система развития индивидуального творческого мышления с циклично-модульной структурой обучения.

Система развития индивидуального творческого мышления направлена на повышение творческого начала всех участников педагогического процесса и ориентирована на следующие ее положения:

  • максимальную индивидуализацию обучения,
  • интенсификацию и активизацию самостоятельной работы студента на основе результатов исследований и рейтинговой системы оценки использования при этом знаний.

Суть такого оценивания составляет деятельностный подход к обучению и оценке знаний студентов. Такая система становится основой методологии перехода от образовательной парадигмы научения к самостоятельной работе студента (его самообучения) в области своей профессиональной деятельности последовательно и поэтапно: от исходных условий обучения до высшего уровня подготовки в области теоретической и практической работы специалиста-выпускника.

Преподавателями подготовлено 188 учебно-методических материалов по обучению и контролю знаний студентов.

На данный период разработано и используется в учебном процессе 217 рабочих программ, в том числе 10 авторских, рекомендованных к использованию НМС ИПР СПО, НМС Совета директоров ССУЗов Приморского края, 6 модульных, разработанных на рейтинговой основе.

В зависимости от целей обучения, содержания программного материала и методических возможностей дисциплины, преподавателями техникума используются современные педагогические технологии: лекционно-семинарские, личностно-ориентированные, деятельностные технологии, информационные технологии с применением мультимедийных средств, телекоммуникационные (создание учебных видеофильмов, электронных методических продуктов), технология тестового контроля, технология проектного обучения, ТРИЗ (теория решения изобретательных задач для формирования нестандартного мышления), использование образовательных техник и технологий проблемного и задачного обучения, имитационно-моделирующего обучение, анализ профессиональных ситуаций, проектный метод обучения, интеграция учебной и исследовательской деятельности и др. Они направлены на формирование у студентов умения самостоятельно овладевать новой информацией и способами интеллектуальной деятельности, разрешать проблемы, возникающие в познании и объяснении действительности, осваивать способы и механизмы совместной деятельности.

Настроенность педагогического коллектива аналитически мыслить, разрушать устаревшие штампы и стереотипы позволили добиться высоких результатов в конкурсах различного уровня.

По итогам работы семинаров и конференций некоторые доклады были опубликованы в информационных изданиях различного уровня (регионального, Всероссийского).

В учебном процессе нашла применение программа RemoteAdministrator, которая используется для объяснения нового материала и контроля за индивидуальной работой студента на занятиях в компьютерном классе. В техникуме в учебном процессе используются 4 мультимедиа-проектора, и преподаватели проводят уроки и внеклассные занятия в мультимедийных классах, в котором можно демонстрировать как учебные видеофильмы, так и электронные учебные материалы. Преподаватели техникума используют на уроках не только готовые мультимедийные материалы, но и сами создают компьютерные презентации с помощью программы PowerPoint, электронные пособия, используя технологию HTML.

Ежегодно проводится неделя по специальности, которая охватывает отделения с I по IV курс и включает в себя конкурс стенных газет, викторины по общетехническим и специальным дисциплинам, конкурсы «Лучший по профессии» на лучшего пахаря, лучшего водителя, бухгалтера. В заключительной части определяются победители по номинации с вручением грамот, призов и подарков. Традиционным событием стало проведение студенческой конференции по итогам производственной практики.

Ежегодно проводится День Самоуправления, способствующий развитию организаторских и коммуникативных навыков студентов.

Созданное научно-студенческое общество (НСО) структура, взаимодействующая в течение года с руководителями кружков, председателями ЦК, информационно-методическим центром техникума.

Качественными результатами работы Научно-студенческого общества можно назвать перечисленные ниже позиции:

  • проведение традиционных Краевых научно-практических конференций;
  • участие студентов и преподавателей в краевых и всероссийских конкурсах;
  • подготовка и публикация лучших исследовательских, опытнических и творческих работ в региональном сборнике «Дальневосточный регион»;
  • практическое использование результатов НИРС.

Анализируя показатели работы НСО можно сделать вывод, что происходит как количественный, так и качественный рост вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность преподавателей и студентов Уссурийского аграрного техникума. Все работы, выполненные преподавательско-студенческим коллективом имеют практическое значение, направлены на совершенствование знаний в определенной области науки, техники, производства и помогают в подготовке студентов к самостоятельной исследовательской и творческо-производственной работе. В области социальных отношений научно-исследовательская работа формирует у студентов понимание объективности действующих в обществе и природе законов. Осознание этого ведет к более успешной социализации личности.

Важной составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы УАТ является здоровьесберегающая программа «Маленький дом - большого здоровья», которая представляет собой систему организационных и психолого-педагогических приемов, методов и технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья студентов и преподавателей, формирование у них культуры здоровья.

Одним из направлений мирового развития является процесс глобализации, результатом которого является тесное общение учебных заведений, преподавателей, студентов из разных стран.

Уссурийский аграрный техникум – учебное заведение, открытое для инноваций, лучших образовательных и управленческих технологий. Показателями международного сотрудничества техникума являются следующие факты:

Преподаватели ветеринарных дисциплин, являются участниками международной работы, принимают участие в конгрессах, обменах опытом, используют в своей работе образовательные технологии, разработанные в ходе международных проектов:

В 2004 году техникум посетил член-корреспондент ветеринарного колледжа г. Сеула (Южная Корея) Лим Ше Вонг по обмену опытом в изучении патологии животных. На протяжении года связь с ним осуществлялась через Интернет.

В сентябре 2005 года техникум посетила делегация аграрного техникума провинции Ляонин г. Шеньян Китайской Народной Республики. Было заключено соглашение по взаимному обмену студентами и преподавателей сроком от одного года до трех месяцев. Китайская сторона обязалась проводить стажировку по цветоводству, плодоводству, овощеводству.

Поиск новых подходов к совершенствованию системы управления техникумом и целенаправленное управление инновационными процессами в образовательном комплексе «система управления – коллектив – студенты - качество» дали возможность сделать вывод, что нами достигнуты прогнозируемые результаты по следующим направлениям.

Участие в рейтинге ССУЗов, проводимое журналом «Среднее профессиональное образование». Рейтинг определялся по 13 показателям, объединяющим 79 критериев деятельности ссуза, сформированных в результате анализа требований, установленных федеральными органами исполнительной власти для деятельности СПО. В таблице рейтинга 100 ССУЗов Уссурийский аграрный техникум занял 11 место.

Участие в ПНП «Образование» в 2007 была подготовлена Заявка на участие в конкурсном отборе «Создание отраслевого ресурсного центра, внедряющего ИОП для подготовки специалистов для высокотехнологичных производств», по итогам рассмотрения Заявки учебному заведению был выделен компьютерный мобильный класс.

По результатам участие в конкурсе «100 лучших ССУЗов России» в 2008 году техникум стал обладателем «Золотой медали «Европейское качество».