Цели урока:
- Учебная: закрепить знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи.
- Развивающая: содействовать формированию у учащихся умения анализировать документы, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока.
- Воспитательная: способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны. Вызвать гордость за свое Отечество.
Задачи:
- Выяснить в процессе исследования кем был Петр I - тираном или реформатором.
- Закрепить знания учащихся событий в России в начале XVIII века.
Эпиграф урока.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Оборудование:
- Карта «Российская империя в XVIII веке»;
- компьютер;
- раздаточный материал - тест "Деятельность Петра I",
- портрет Петра I,
- 2 презентации к уроку: 1 - Петр – тиран (приложение 1), 2 - Петр – реформатор (приложение 2);
- выставка детских работ;
- литература о Петре Великом.
Урок состоит из 2 частей:
- Проверка домашнего задания.
- Решение задачи урока посредством игры, подготовленной заранее с инсценировкой.
В классе, заранее выделяется 2 группы противоположные по своему отношению к личности Петра. Они получают задание оформить свое отношение к Петру Первому в виде презентации.
- 1 команда – Обвинители (считают, что император Петр I, прежде всего тиран).
- 2 команда - Защитники (считают императора Петра I великим реформатором).
На 3 учениках надеты головные уборы XVIII века: на первом треуголка Петра I, на двух остальных четырехугольные шапочки с кисточкой с боку, символизирующие магистров.
Ход урока
Учитель: А.С. Пушкин период петровского правления назвал движущимся кораблем с великим капитаном-шкипером на мостике.
Личность Петра I волнует умы наших соотечественников. Не случайно II Российский канал на протяжении всего 2008 года выяснял – имя России. И Петр Первый постоянно находился в числе лиц с наиболее высоким рейтингом.
Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы в процессе повторения деятельности Петра I должны, наконец, выяснить: кто же был император Петр: - в первую очередь тиран или все-таки великий реформатор.
В процессе подготовки к уроку я решила, что вы уже можете вполне самостоятельно решать проблемные вопросы. Для этого я предлагаю погрузиться в Петровскую эпоху.
Перед вами лежат ксерокопии документов того времени. (Это выдержки из документов подписанных Петром, направленных на реформирование государства). Посмотрите внимательно и скажите, что это за документы. (Дети отвечают).
А сейчас откройте учебник на стр.176. Давайте прочтем отрывок из Воинского Устава.
- Как вы считаете, почему такие суровые наказания следовали за невыполнение буквы Устава?
- Вспомните, когда Петр стал царем?
- В связи, с чем царь Петр стал императором?
- Ребята, а имел ли наш город отношение к приходу Петра на трон?
(Дети рассказывают о роли Троице-Сергиева монастыря в жизни Петра).
Учитель:
- А теперь я передаю свои полномочия своим помощникам - из магистрат-коллегии времен Петра I и самому императору.
Петр I
Некоторые историки до сих пор спорят о моей личности.
Мне бы очень хотелось, чтобы вы, мои потомки, наконец, разобрались и перестали спорить о том кто я - великий реформатор, выведший Россию в Европу или всего лишь тиран.
Президент магистр-коллегии:
Разберемся Ваша светлость, непременно разберемся на этом же уроке. Не извольте волноваться.
Вице-президент магистр-коллегии:
Позвольте, Ваша Светлость, приступить к работе.
Петр.
Пора бы уже.
Вице-президент магистр-коллегии:
Вначале дадим слово обвинителям.
(Группа ребят заранее приготовили рассказ-презентацию, в которой Петр характеризуется не с лучшей стороны). Дети показывают презентацию, в которой Петр I выступает злым и коварным, безнравственным и алчным.
На доске в столбик «президент магистр-коллегии» записывает неблаговидные деяния императора. Обвинители пытаются доказать, что Петр прежде всего – тиран.
(Учащиеся записывают в тетради).
Вице-президент магистр-коллегии.
Да, ну и картину вы нам нарисовали. Давайте теперь послушаем группу защиты.
Вторая группа учеников при помощи презентации характеризует царя, как реформатора.
Второй столбик на доске состоит из реформ.
Президент магистр-коллегии.
Мне кажется, что вы мало уделили внимания образованию, и мне как президенту магистр-коллегии обидно. Ведь почти все реформы и преобразования были невозможны без образованных людей. Президент перечисляет новшества в области образования.
Вице-президент магистр-коллегии:
Подведем итог: у нас получились два почти одинаковые столбика. Какой вывод напрашивается? Попрошу всех высказать свое мнение.
(Дети высказываются, делают выводы). Класс разделился почти пополам.
Президент магистр-коллегии:
Позвольте мне, как президенту магистр-коллегии. Я думаю и надеюсь, что меня поддержат наши потомки, что царь Петр I воплотил в себе столько разных и порой противоречивых качеств, что трудно его охарактеризовать однозначно. Личность Петра неоднозначна и противоречива. Но, все же, заслуги Петра I настолько велики, что его стали называть Великим, а государство превратилось в империю. Историк Ключевский пишет: «Бесчеловечность и жестокость, от которых Петр не мог воздержаться, а рядом с этим беззаветная любовь к Отечеству, непоколебимая преданность своему делу, широкий и светлый взгляд на свои задачи, смелые планы, задуманные с творческой чуткостью и проведенные с беспримерной энергией, столь разнообразные черты трудно укладываются в цельный образ».
Император Петр I проводил свои реформы с помощью кнута, но этот кнут был необходим в то время для положительного результата.
Учитель. И так в результате исследования деятельности Петра I мы выяснили, что он проводил свои реформы силою, зачастую слишком жестокими методами. Но в данном случае результаты оправдали средства. Россия перестала быть закрытым традиционным обществом и влилась в состав европейских государств, поступательно преодолевая отсталость. Следовательно, правление Петра I является больше реформаторским. И подтверждением этого является, тот факт, что мы с удовольствием пользуемся петровскими реформами.
Учитель. Скажите, а какие реформы вам больше всего по душе?
(Дети перечисляют реформы и читают стихи Пушкина, Державина и Ломоносова, которые подтверждают восхищение Петром в разные времена).
Петр I.
Ну, чтож, спасибо и на том. Но мне бы хотелось, на последок удостоверится в ваших знаниях. Ответьте-ка на мои вопросы. Хочу убедиться, что потомки мои хорошо знают историю Великой России.
(Ребята выполняют короткий тест).
- Жестокости Петра I были следствием:
а) плохой наследственности;
б) психологического потрясения;
в) физической травмы. - Россия стала империей в
а) 1721 году
б) 1722 году
в) 1726 году - Что обьединяло между собой этих людей - Александр Кикин, Дмитрий Галицын, Петр Апраксин, Василий Долгорукий:
а) великое посольство;
б) дружба и преданность Петру I;
в) недовольство политикой Петра I. - Уберите лишнее:
- «цифирные школы»,
- медицинские училища,
- «табель о рангах»,
- инженерные школы,
- морская академия.
- Петр I умер в:
а) 1721 году
б) 1723 году
в) 1725 году
(Петр собирает листики с тестом и отдает учителю).
Учитель.
Хочу всех поблагодарить.(Отдельно характеризуется работа каждого ученика, особенно выделяется заслуга ребят выполняющих опережающее задание и создавших презентации).
Д/З: написать эссе «Петр I – тиран или реформатор».