Цель урока:
- оценить знания учащихся о понятиях: скорость, масса, сила;
- повторить материал, связанный с данными понятиями, путем решения задач с использованием «сказочных» фрагментов;
- ввести в занятия элемент творчества.
Задачи урока:
- обучающие: закрепить формирование умений применять знания о понятиях скорость, масса, сила к решению задач (качественных и расчетных). Продолжить формирование умений работать с физическими приборами и проводить эксперимент.
- развивающие: развитие мышления, научного интереса к окружающему миру, умение формулировать свою мысль, правильно ставить вопрос, делать обобщения и выводы, быстро принимать решения, применять теоретические знания на практике.
- воспитательные: развить эмоционально-ценностное отношение к предмету, учителю и друг к другу; развить научное миропонимание. Для обеспечения политехнической и экологической направленности урока убедить учащихся в практической Важности знаний о скорости, массе, силе. Содействовать формированию умения придти на помощь товарищу.
Ход урока
Свой сегодняшний урок физики мы свяжем со сказками. Мы попытаемся в них найти важнейшие физические понятия (скорость, масса, сила) и не только найти, но и творчески применить. Итак тема нашего урока «Физика в сказках».
У вас на столе у каждого есть «сказочный лист», если все до одного задания, которые вы выполните на нем будут сделаны правильно, то и оценка у вас за эту работу будет сказочная.
Звучит запись фрагмента сказки «Снежная королева»: Вечером, когда Кай был уже дома и почти совсем разделся, собираясь лечь спать, он вскарабкался на стул и поглядел в маленький оттаявший на оконном стекле кружочек. За окном порхали снежинки, одна из них, побольше, упала на край цветочного горшка и начала расти.
К доске приглашаю двух учеников, вручаю им карточки со следующими заданиями. Работа по вариантам.
I.
В. а) Определите скорость падения снежинки, если известно, что за 2 мин. она пролетела путь 72м. Каким вы приняли движение снежинки? (равномерным; 0,6м/с)
б) Перечислите физические явления, которые встретились в этом отрывке (порхали снежинки, одна упала, начала расти).
в) Ответьте на вопрос «Что такое физическое явление?
Звучит запись фрагмента из сказки «Снежная королева»: Санки его точно приросли к большим саням и продолжали нестись вихрем. Кай громко закричал, никто его не услышал! Снег валил, санки мчались, ныряя в сугробах, прыгая через изгороди и канавы.
II.
В. а) Какой путь пролетел Кай на своих санях вместе с санями Снежной королевы за 15мин., если их скорость была 20м/с? Каким вы приняли движение санок? (равномерное; 18000м = 18км)
б) Перечислите физические тела, о которых говорится в отрывке, (сани, санки, снег, мальчик Кай).
в) Что такое физическое тело?
Все остальные в это время решают эти задачи на своих «сказочных листах». Обсуждение ответов.
К демонстрационному столу приглашаю 2-х учеников для выполнения практического задания.
Звучит запись фрагмента «Бременские музыканты»: Кабриолет на полной скорости выехал на пыльную дорогу и помчался за Бременскими музыкантами.
а) Определите скорость кабриолета, если у вас есть «автомобиль», который движется со скоростью 0,02Vk., секундомер, измерительная лента.
б) Какие единицы измерения скорости, пути и времени вы знаете?
В это время на листах выполняется следующее задание.
Звучит запись отрывка из сказки «Снежная королева»:
Вот мое родное северное сияние! - сказал олень.
- Гляди, как горит!
И он побежал дальше, ни останавливаясь, ни днем, ни ночью.
Хлебы были съедены, ветчина тоже, и вот Герда очутилась в Лапландии.
а) Сколько времени (в часах и сутках) были в пути Олень и Герда, если они мчались со скоростью 10м/с и преодолели путь в 1800км (50ч = 2сут.2ч).
Проверяем решение задачи и слушаем отчет о выполнении практического задания.
А теперь заполняем волшебный цветок, который у вас на «сказочных листах».
Записываем все формулы, которые мы знаем, куда входит физическая величина «скорость».
Итак, мы просуммировали знания о физической величине «скорость».
А теперь работаем с другим понятием.
Звучит фрагмент к сказке «Золушка»:
К доске вызываю ученика.
Последним подарком Феи были туфельки из чистейшего хрусталя, какие и не снились ни одной девушке.
III.
В. а) Определите плотность хрусталя, если известно, что одна туфелька имела массу 403г. и объем 155см3.
Выразите плотность в кг/м3 ( р = 2600кг/м3).
б) О каком физическом теле идет речь и из какого вещества оно изготовлено?
IV.
В. Звучит фрагмент из сказки «Приключения Незнайки»:
- «Почему рано?»- удивился Незнайка.
Много ты понимаешь! Шар сначала нужно надуть теплым воздухом.
а) Найдите объем воздушного шара Незнайки, если известно, что плотность теплого воздуха 1,1 кг/м3, а для проведения операции «надувания шара» его потребуется 0,033т (30м3).
Проверяем решение задач.
А теперь к доске 2-х учеников для выполнения экспериментального задания.
Звучит фрагмент из сказки "Колобок": Старуха по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни две. Замесила на сметане тесто, испекла Колобок.
а) Определите плотность теста, из которого был испечен Колобок, если у вас есть Колобок (небольшой шарик из теста), мензурка, весы.
б) Какие единицы измерения плотности вы знаете?
А все остальные в это время слушают фрагмент сказки "Приключения Буратино": Буратино вытащил из кармана всех пиявок и положил туда золотой ключик.
И выполняют следующее задание.
Определите массу золотого ключика, если его объем 5см3. (96,6г).
А теперь подведем итог и заполним второй цветок. Запишем те формулы, которыми мы пользовались и куда входит физическая величина "плотность".
Связана ли эта сила с силой тяжести и, если да, то как?
Приведите формулу, по которой можно расчитать силу тяжести (Ft = mg).
А можно, не используя формулу найти силу тяжести действующую на тело? (динамометр).
На столах у каждого - тела и динамометр. Определите силу тяжести.
Но прежде давайте вспомним правило работы с ним и определим цену деления динамометра.
А теперь слушаем фрагмент следующей сказки «Дюймовочка»:
- Ах, какой славный цветок! - сказала женщина и поцеловала красивые красно - желтые лепестки, и как только поцеловала, цветок - щелк! - и раскрылся.
Это и точно был тюльпан, только в самой чашечке на зеленом стульчике сидела девочка, совсем крошка, и такая была она нежная и хорошенькая, и росточком всего в дюйм, что ее так и прозвали - Дюймовочка.
Найдите массу «Дюймовочки».
Если нужна сила, с которой Дюймовочка действует на землю, задайте ее значение по своему усмотрению. Выпишите на чистом листе решение и ответ.
Она не только полезная, она еще и волшебная: охватывает большой изучаемый нами материал. Вооружившись входящими в нее формулами можно смело путешествовать не только по сказкам, но и по жизни. А как, вы уже знаете!
А теперь внимание.
Вам дома нужно сочинить сказки про скорость, массу, силу - грамотные с точки зрения физики!
Листочки с ответами и цветами сдайте на проверку. Каждый получит оценку. Спасибо за урок.
Карточка №1.
А) Определите скорость падения снежинки, если известно, что за 2 минуты она пролетела путь 72 м. Каким вы приняли движение снежинки?
Б) Перечислите физические явления, которые встречались в этом отрывке.
В) Ответьте на вопрос: Что такое физическое явление?
Карточка №2.
А) Какой путь пролетел Кай на своих санях вместе с санями Снежной Королевы за 15 минут, если их скорость 20 м/с. Каким вы приняли движение?
Б) Перечислите физические тела, о которых говорится в отрывке.
В) Что такое физическое тело?
Литература:
- Учебник «Физика и астрономия - 7 класс» под ред. Пинского В.Г.Разумовского;
- Сказки:
- Г.- Х.Андерсен: «Снежная Королева», «Дюймовочка»;
- Братья Гримм «Бременские музыканты»;
- «Золушка»;
- «Колобок»;
- А.. Толстой «Приключения Буратино»