Урок–повторение и обобщение по физике "Сказка о скорости, массе и силе"

Разделы: Физика


Цель урока:

  • оценить знания учащихся о понятиях: скорость, масса, сила;
  • повторить материал, связанный с данными понятиями, путем решения задач с использованием «сказочных» фрагментов;
  • ввести в занятия элемент творчества.

Задачи урока:

  • обучающие: закрепить формирование умений применять знания о понятиях скорость, масса, сила к решению задач (качественных и расчетных). Продолжить формирование умений работать с физическими приборами и проводить эксперимент.
  • развивающие: развитие мышления, научного интереса к окружающему миру, умение формулировать свою мысль, правильно ставить вопрос, делать обобщения и выводы, быстро принимать решения, применять теоретические знания на практике.
  • воспитательные: развить эмоционально-ценностное отношение к предмету, учителю и друг к другу; развить научное миропонимание. Для обеспечения политехнической и экологической направленности урока убедить учащихся в практической Важности знаний о скорости, массе, силе. Содействовать формированию умения придти на помощь товарищу.

Ход урока

Свой сегодняшний урок физики мы свяжем со сказками. Мы попытаемся в них найти важнейшие физические понятия (скорость, масса, сила) и не только найти, но и творчески применить. Итак тема нашего урока «Физика в сказках».

У вас на столе у каждого есть «сказочный лист», если все до одного задания, которые вы выполните на нем будут сделаны правильно, то и оценка у вас за эту работу будет сказочная.

Звучит запись фрагмента сказки «Снежная королева»: Вечером, когда Кай был уже дома и почти совсем разделся, собираясь лечь спать, он вскарабкался на стул и поглядел в маленький оттаявший на оконном стекле кружочек. За окном порхали снежинки, одна из них, побольше, упала на край цветочного горшка и начала расти.

К доске приглашаю двух учеников, вручаю им карточки со следующими заданиями. Работа по вариантам.

I.

В. а) Определите скорость падения снежинки, если известно, что за 2 мин. она пролетела путь 72м. Каким вы приняли движение снежинки? (равномерным; 0,6м/с)

б) Перечислите физические явления, которые встретились в этом отрывке (порхали снежинки, одна упала, начала расти).

в) Ответьте на вопрос «Что такое физическое явление?

Звучит запись фрагмента из сказки «Снежная королева»: Санки его точно приросли к большим саням и продолжали нестись вихрем. Кай громко закричал, никто его не услышал! Снег валил, санки мчались, ныряя в сугробах, прыгая через изгороди и канавы.

II.

В. а) Какой путь пролетел Кай на своих санях вместе с санями Снежной королевы за 15мин., если их скорость была 20м/с? Каким вы приняли движение санок? (равномерное; 18000м = 18км)

б) Перечислите физические тела, о которых говорится в отрывке, (сани, санки, снег, мальчик Кай).

в) Что такое физическое тело?

Все остальные в это время решают эти задачи на своих «сказочных листах». Обсуждение ответов.

К демонстрационному столу приглашаю 2-х учеников для выполнения практического задания.

Звучит запись фрагмента «Бременские музыканты»: Кабриолет на полной скорости выехал на пыльную дорогу и помчался за Бременскими музыкантами.

а) Определите скорость кабриолета, если у вас есть «автомобиль», который движется со скоростью 0,02Vk., секундомер, измерительная лента.

б) Какие единицы измерения скорости, пути и времени вы знаете?

В это время на листах выполняется следующее задание.

Звучит запись отрывка из сказки «Снежная королева»:

Вот мое родное северное сияние! - сказал олень.

- Гляди, как горит!

И он побежал дальше, ни останавливаясь, ни днем, ни ночью.

Хлебы были съедены, ветчина тоже, и вот Герда очутилась в Лапландии.

а) Сколько времени (в часах и сутках) были в пути Олень и Герда, если они мчались со скоростью 10м/с и преодолели путь в 1800км (50ч = 2сут.2ч).

Проверяем решение задачи и слушаем отчет о выполнении практического задания.

А теперь заполняем волшебный цветок, который у вас на «сказочных листах».

Записываем все формулы, которые мы знаем, куда входит физическая величина «скорость».

Итак, мы просуммировали знания о физической величине «скорость».

А теперь работаем с другим понятием.

Звучит фрагмент к сказке «Золушка»:

К доске вызываю ученика.

Последним подарком Феи были туфельки из чистейшего хрусталя, какие и не снились ни одной девушке.

III.

В. а) Определите плотность хрусталя, если известно, что одна туфелька имела массу 403г. и объем 155см3.

Выразите плотность в кг/м3 ( р = 2600кг/м3).

б) О каком физическом теле идет речь и из какого вещества оно изготовлено?

IV.

В. Звучит фрагмент из сказки «Приключения Незнайки»:

- «Почему рано?»- удивился Незнайка.

Много ты понимаешь! Шар сначала нужно надуть теплым воздухом.

а) Найдите объем воздушного шара Незнайки, если известно, что плотность теплого воздуха 1,1 кг/м3, а для проведения операции «надувания шара» его потребуется 0,033т (30м3).

Проверяем решение задач.

А теперь к доске 2-х учеников для выполнения экспериментального задания.

Звучит фрагмент из сказки "Колобок": Старуха по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни две. Замесила на сметане тесто, испекла Колобок.

а) Определите плотность теста, из которого был испечен Колобок, если у вас есть Колобок (небольшой шарик из теста), мензурка, весы.

б) Какие единицы измерения плотности вы знаете?

А все остальные в это время слушают фрагмент сказки "Приключения Буратино": Буратино вытащил из кармана всех пиявок и положил туда золотой ключик.

И выполняют следующее задание.

Определите массу золотого ключика, если его объем 5см3. (96,6г).

А теперь подведем итог и заполним второй цветок. Запишем те формулы, которыми мы пользовались и куда входит физическая величина "плотность".

Связана ли эта сила с силой тяжести и, если да, то как?

Приведите формулу, по которой можно расчитать силу тяжести (Ft = mg).

А можно, не используя формулу найти силу тяжести действующую на тело? (динамометр).

На столах у каждого - тела и динамометр. Определите силу тяжести.

Но прежде давайте вспомним правило работы с ним и определим цену деления динамометра.

А теперь слушаем фрагмент следующей сказки «Дюймовочка»:

-  Ах, какой славный цветок! - сказала женщина и поцеловала красивые красно - желтые лепестки, и как только поцеловала, цветок - щелк! - и раскрылся.

Это и точно был тюльпан, только в самой чашечке на зеленом стульчике сидела девочка, совсем крошка, и такая была она нежная и хорошенькая, и росточком всего в дюйм, что ее так и прозвали - Дюймовочка.

Найдите массу «Дюймовочки».

Если нужна сила, с которой Дюймовочка действует на землю, задайте ее значение по своему усмотрению. Выпишите на чистом листе решение и ответ.

Она не только полезная, она еще и волшебная: охватывает большой изучаемый нами материал. Вооружившись входящими в нее формулами можно смело путешествовать не только по сказкам, но и по жизни. А как, вы уже знаете!

А теперь внимание.

Вам дома нужно сочинить сказки про скорость, массу, силу - грамотные с точки зрения физики!

Листочки с ответами и цветами сдайте на проверку. Каждый получит оценку. Спасибо за урок.

Карточка №1.

А) Определите скорость падения снежинки, если известно, что за 2 минуты она пролетела путь 72 м. Каким вы приняли движение снежинки?

Б) Перечислите физические явления, которые встречались в этом отрывке.

В) Ответьте на вопрос: Что такое физическое явление?

Карточка №2.

А) Какой путь пролетел Кай на своих санях вместе с санями Снежной Королевы за 15 минут, если их скорость 20 м/с. Каким вы приняли движение?

Б) Перечислите физические тела, о которых говорится в отрывке.

В) Что такое физическое тело?

Литература:

  1. Учебник «Физика и астрономия - 7 класс» под ред. Пинского В.Г.Разумовского;
  2. Сказки:
  • Г.- Х.Андерсен: «Снежная Королева», «Дюймовочка»;
  • Братья Гримм «Бременские музыканты»;
  • «Золушка»;
  • «Колобок»;
  • А.. Толстой «Приключения Буратино»