ЦЕЛИ:
- познакомить с новой буквой, звуками буквы;
- формировать умения писать прописную и строчную буквы;
- развивать фонематический слух;
- формирование навыка чтения, слежения за текстом;
- воспитывать наблюдательность, интерес к чтению
ХОД УРОКА
1. Стадия вызова
– Сегодня у нас праздник новой буквы и мы отправимся в сказочную страну Азбуковедения. На чём же мы поедем туда? Вид транспорта узнаем по начальным буквам слов, (чтение слов медленно, напевно за диктором)
волк | ежи | рак | тыква | ослик | лук | ёж | трактор |
В | Е | Р | Т | О | Л | Ё | Т |
2. Выделение новых звуков
– Но наш вертолёт взлетит тогда, когда мы прочитаем и три раза повторим скороговорку
Воробья врачи спасли
В вертолёт его внесли.
Вертолёт вертел винтами
Волновал траву с цветами.
– Какие звуки чаще слышатся в скороговорке? [в], [в’] (характеристика звуков)
– Поднялись, летим. Внизу холодная гладь воды, разноцветный ковёр под ногами. А вот и осенний … Ой, ребята, вам нужно самим догадаться, над чем мы сейчас пролетаем, так как у одного слова заблудился звук. Помогите, иначе не расколдовать слово.
На пожелтевшую траву
Бросает лев (лес) свою листву.
(слежение по тексту с одновременным озвучиванием слова)
– В лесу пусто. Птицы улетели, насекомые спрятались. Слышите, кто-то воет. (У-у-у-у) Кто это? А вот и вёдра чьи-то лежат. Кого-то напугали волки. Давайте отгоним волков и вернем вёдра хозяину. (Анализ слов)
волки | вёдра | |||
– 0 - = 0 | = 0- - 0 | характеристика звуков [в], [в’] |
Игра «Угадай-ка»
– Кто потерял вёдра?
ВО-РО-БЕЙ
Игра «Камень-вата»
«камень» – называем слова с твердым звуком [в]
«вата» – слова с мягким звуком [в’]
3. Письмо букв
К какой же букве мы летим на День рождения?
На что похожа?
Вот ведь горе у старушки:
На очках сломались дужки.
Вот буква «В» видна вдали –
Красивая, витая.
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.
Работа в группах. Жужжащее чтение с диктором. Диктор – читающий ученик. Слежение по тексту
Выкладывание букв «В в» при помощи шнура.
Письмо строчной и прописной букв в прописях.
4. физпауза (релаксация)
– Вместе с воробьём летим на День рождения. Страна эта волшебная, каждый будет представлять её по-своему. Кладём головы на парту, закрываем глаза. (Музыка)
– Мы летим на вертолёте, у всех хорошее настроение, никаких забот и волнений. Мысли лениво уходят, мы отдыхаем. А вот и терема из красного дерева, красивы, резные. Кругом слышатся голоса, звуки, пение: «о-о-о», «и-и-и. А рядом мама пытается усыпить шаловливого малыша «А-а-а», а в ответ «Уа-уа»! А из леса раздаётся «Ау-ау»!
5. чтение слогов
А вот и гласные встречают нас, но они чем-то опечалены. Послушаем их. Они говорят, что по соседству в тёмном сосновом бору слышится шипение, ворчание, скрип, свист – это согласные. Они ссорятся между собой, да и с нами, гласными, не дружат. А мы так хотим ходить к ним в гости, танцевать, петь. Может, и родилась бы новая песенка. Встала буква «В», пригласила всех в гости. Бросила скатерть-самобранку, а там такое угощение, что ни в сказке сказать, ни пером описать. (Дети называют угощения с новыми звуками)
Подружились буквы, развеселились, стали танцевать и запели:
ВА ВО ВЫ ВУ ВЭ | ВЯ ВЁ ВИ ВЮ ВЕ |
(чтение за указкой с доски)
6. Письмо соединений во ви ву ве Ви Вё Во
Подружились буквы, поселились вместе, появились вот такие красивые слова:
(чтение «волшебных слов» в книге для чтения «Я читаю» с.8)
ИТОГ:
– С какой буквой познакомились? Какие звуки обозначает?
РЕФЛЕКСИЯ:
На партах лежат шарики, которые мы подарим букве-имениннице. Раскрасьте их.
- Если вы считаете, что урок прошёл для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали – раскрасьте шарик красным цветом.
- Если пока не всё удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получилось – жёлтым
- Если было сложно разобраться, есть трудности – зелёным.
Принесите свои подарки букве-имениннице.