Cлайд 1 (приложение 3, презентация)
Цели:
- дополнить и обобщить имеющиеся у учащихся знания о расах человека;
- формировать у учащихся отрицательное отношение к реакционной сущности расизма;
- формировать умение доказывать несостоятельность расизма на основе научных фактов.
Задачи:
- разъяснить связь образования рас с миграцией населения;
- доказать, что все расы по своим умственным и социальным возможностям находятся на одном уровне;
- раскрыть биологическую и социальную составляющую людей, принадлежащих к разным расам.
Слайд 2
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать:
- определение терминов раса, расогенез, расизм;
- морфологические признаки представителей больших рас.
Учащиеся должны уметь:
- доказывать несостоятельность расизма;
- объяснять связь образования рас с миграцией населения;
- обосновывать свою точку зрения.
Метод обучения – проблемный.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие. Заполнение визиток.
II. Актуализация знаний.
Опрос домашнего задания (5 минут):
1. Выбери правильный ответ (отметь правильный ответ карандашом):
А. Какие обезьяны были предками человекообразных обезьян?
1 - прагипопитеки
2 - дриопитеки
3 - парапитеки
Б. К каким людям относят питекантропа, синантропа и гейдельбергского человека:
1 - древнейшим
2 - древним
3 - современным
В. Какой вид людей стал использовать огонь:
1 - синантроп
2 - кроманьонец
3 - питекантроп
Г. Какие из людей стали изготавливать орудия труда:
1 - древнейшим
2 - древним
3 - современным
Д. Какой человек стал именоваться Человеком разумным:
1 - питекантроп
2 - синантроп
3 - кроманьонец
4 - неандерталец
2. Дайте определение понятия ВИД -
- группа особей, обладающих способностью к скрещиванию с образованием плодовитого потомства;
- населяющих определенный ареал;
- обладающих рядом общих морфологических и физиологических признаков;
- сходством во взаимоотношениях с биотической и абиотической средой.
3. Впишите, социальные факторы антропогенеза:
- трудовая деятельность
- общественный образ жизни
- речь
- мышление
4. Вставьте пропущенное слово:
Прародиной человека современного физического типа является (Африка).
Количество правильных ответов ________ оценка______________
Cлайд 3,4
III. Изучение нового материала.
Cлайд 5
Постановка проблемного вопроса урока:
Почему верно утверждение, что и двухметровый чернокожий баскетболист, и миниатюрная вьетнамка, и краснокожий индеец принадлежат к одному виду?
- Термин «Раса» ввел Жорж Бюффон в 18 веке. Cлайд 6
- Из уроков 8 класса вы уже знаете, что РАСА – это исторически сложившаяся группа людей, имеющая общие морфологические и физиологические наследственные особенности, а также традиции и обычаи (выполнение задания 1 на листе). Cлайд 7
- В современном человечестве выделяют три большие расы и несколько десятков малых рас. Cлайд 8
Большие расы:
Cлайд 9
- экваториальная (австрало-негроидная)
Cлайд 10
- европеоидная (евразийская)
Cлайд 11
- монголоидная (азиатско-американская)
(выполнение задания 2 на листе)
Используя материал учебника и знания, полученные при изучении данной темы в 8 классе, заполни пропуски:
признаки |
расы |
||
экваториальная |
европеоидная |
монголоидная |
|
цвет кожи |
|
|
|
волосы |
|
|
|
лицо |
|
|
|
губы |
|
|
|
нос |
|
|
|
усы, борода |
|
|
|
Cлайд12
- Формирование рас началось около 90 тысяч лет назад в Африке.
слайд13
Cлайд 14
- Процесс возникновения и становления рас человека называют расогенезом.
Cлайд 15
Существуют 2 основные гипотезы, объясняющие происхождение рас:
- полицентристы считают, что расы возникли независимо друг от друга от разных предков и в разных местах;
- моноцентристы признают единство происхождения социально-психического развития, единый уровень умственного развития;
(заполнение задания 3 в листе)
- Заполни схему:
Доказательства моноцентрической гипотезы переводят ее в разряд теорий (гипотеза + доказательства):
- различия во второстепенных признаках;
- генетическая изоляция отсутствует;
- биологические эволюционные изменения (уменьшение массивности скелета, увеличение роста, ускорение развития) проявляются у представителей всех рас.
Cлайд 16
(выполнение задания 4 в инд. листе)
- Причины расогенеза:
Со стр. 287 и 288 учебника выберите основные факторы расогенеза и попробуйте их прокомментировать
- естественный отбор
- мутации
- изоляция
- смешение популяций
По мере заселения человеком земного шара, сталкиваясь с новыми условиями среды, выживали и давали потомство приспособленные индивиды. Сформировавшиеся в ходе биологической эволюции морфологические признаки объясняются:
- характером окружающей среды,
- климата,
- пищевых ресурсов,
- количеством солнечного света.
А. Швейцер врач и миссионер, долго живший в Африке заметил, что венозная кровь представителей экваториальной расы по цвету почти не отличается от артериальной. Он решил, что это признак представителей этой расы. Но когда он через 1,5 года заболел и сделал себе такой анализ, то заметил, что и его кровь приобрела ярко – красный цвет (содержание кислорода выше, т.к. растения выделяют кислород постоянно).
Cлайд 17
- Долгое время некоторые ученые связывали биологические особенности рас с уровнем их культуры и социального развития. Эти заблуждения легли в основу антинаучной идеологии расизма. Расизм зародился еще в рабовладельческом строе, но основные его положения были сформулированы в Х I Х веке. В них ученые пытались обосновать преимущества одних рас перед другими, выделяли «высшие» и «низшие» расы. Причем, «высшими» расами пытались представить как европеоидную расу, так и экваториальную. Среди представителей различных рас есть выдающиеся ученые, актеры, путешественники, преподаватели, люди искусства. Но, тем не менее, человек, независимо от расовой принадлежности является биологическим «уникальным продуктом».
слайд 18
- Для людей всех рас характерны видовые признаки:
- сходство строения тела (строение черепа, мозга, внутренних органов);
- физиологическое сходство (группы крови, болезни, защитные реакции);
- возможность для неограниченного скрещивания, в результате которого появляется плодовитое потомство;
- все едины по происхождению.
Cлайд 19
Так и по генам человека нельзя с точностью определить его расу, поэтому в генетическом смысле рас не существует (а лишь признаки, доминирующие и рецессивные, различные нормы поведения). Признаки, исследуемые учеными – генетиками Бразилии показали, что у людей, относящих себя к белой расе в Бразилии, в среднем присутствует 39% генов, характерны для североамериканских индейцев, 28% генов, характерны для африканцев, и 39% генов для европеоидов. А также антропологи считают, что 1\5 населения планеты, это 1 млрд. 250 млн. человек метисы – представители смешанных браков.
Другим доказательством, что все расы относятся к одному виду можно считать пересадку органов. Известны многие случаи, когда сердце, почки пересаживают людям разных рас, и они успешно приживаются. Первая успешная операция по пересадке сердца в 80-х года сделал доктор Барнад (ЮАР, Кейптаун). Он пересадил белому человеку сердце утонувшего чернокожего юноши. После этого пациент прожил 5 лет.
(Выполнение в листе задания «Закрепление нового материала»).
Закрепление нового материала:
1. Вставь пропущенные слова:
- В настоящее время выделяют (три) большие расы.
- Современное человечество представлено (одним) видом.
- Процесс возникновения и становления рас называют (одним).
- Существуют 2 гипотезы расогенеза: (моноцентрическая и полицентрическая)
2. Дайте определение: Расизм – (реакционная теория, оправдывающая социальное неравенство, эксплуатацию, войны принадлежностью людей к различным расам).
(Проставь свой вариант от окна – 1, 2, 3) ________ вариант.
3. Ответь на проблемный вопрос к следующему уроку
в ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ:
- Обильного роста бороды и усов у европеоидов.
- Узких глаз у монголоидов.
- Курчавых волос у негроидов.
Ответ на проблемный вопрос урока.
Слайд 20
Закончить наш урок я хочу слова Р. Рождественского:
Для всех угнетенных
Трудом обожженных,
Разницы в цвете кожи – нет
В людях – черных, белых, желтых –
Красная кровь течет.
Слайд 21
Домашнее задание к следующему уроку: ответ на проблемный вопрос из индивидуального листа, § 73 пересказ.
В конце урока можно провести самоанализ урока (приложение 2)