Цели и задачи:
- знакомство с творчеством В.И.Даля;
- развитие умений понимания текста, творческих способностей;
- развитие связной устной речи;
- воспитывать читательский вкус.
Оборудование: видеоаппаратура, презентация, музыкальное сопровождение (Чайковский «Времена года»), портрет В.И.Даля, доклад о жизни писателя, словари В.И. Даля, выставка книг.
Оформление доски
В сказках видна и душа русского народа, и мудрость.
В.А.Жуковский
I. Оргмомент
а) Мы все родом из детства, все любим сказки. Эта мысль замечательно подходит к нашему уроку.
«В сказках видна и душа русского народа, и мудрость».
– Кому принадлежат эти слова?
б) Подготовка к чтению стихов
- Дыхательные упражнения (задуй свечу медленно, быстро);
- Чистоговорки Ш, Щ. (Шли 40 мышей, несли 40 грошей. Щипцы да клещи – вот наши вещи).
II. Чтение пятиминутки
– Открыли пятиминутки (сказки А.С.Пушкина и В.Жуковского).
а) жужжащее чтение;
б) чтение про себя с продолжением;
в) знакомство с выставкой книг;
г) на выставке нашего урока представление книги сказки;
III. Проверка домашнего задания.
– В чем была суть поэтического состязания между А.С.Пушкиным и В.Жуковским? (сочиняли стихотворные сказки на народные сюжеты, то есть литературные сказки).
– Кто был их первым читателем? (Гоголь).
– Для кого писали сказки А.С.Пушкин и В.А.Жуковский? (Жуковский - для детей , польза которой будет в ее привлекательности, а не в нравственных правилах, которые только останутся в памяти, но редко доходят до сердца: Пушкин – чтобы они были понятны и доступны для всех).
– Кто победил в состязании поэтов?
– Как на этот вопрос ответил Николай Александрович? (с. 117 Я не смогу ответить на этот вопрос, скажу только, что благодаря ему литература наша обогатилась прекрасными авторскими сказками).
– Прочитайте отрывок сказки В.Жуковского
– Оцените ответ.
Критерии оценки (Приложение 2)
- Знание текста;
- Варианты логического ударения;
- Литературное произношение.
IV. Изучение нового материала
1. Работа с текстом
а) беседа с учащимися;
– Вспомните, чьи сказки советовал читать А.С.Пушкин (с. 115, Казака Луганского, псевдоним В.Даля).
– Как он отзывался о сказках В.Даля? Как рождались сказки В.Даля? (с. 115)
– Что такое обработка народной сказки писателем? (Сохраняются сюжет, герои, язык, особенности текста, его идеи).
– Чем тогда обработка сказки отличается от ее записи? (Делает текст более грамотным, подчеркивает его особенности, достоинства).
б) выполнение задания в тетради по чтению.
– Откроем рабочие тетради с. 48.
Познакомимся с жизнью В.И.Даля.
Доклад (Приложение 3)
– Что победило в жизни В.И.Даля, стало для него главным делом? (собрать удивительные слова русского языка из речи простолюдинов).
– Что могло привлечь В.Даля в народных сказках? (речь, язык, сюжет, мудрость народная, заложенная в сказках).
Зрительная гимнастика: Рассмотрите точку на стекле (10 секунд), переведите взгляд за стекло на самый дальний объект и рассмотрите его внимательно( 10 секунд). Повторить.
2. Работа с текстом во время чтения.
а) самостоятельное чтение сказки с музыкальным сопровождением.
– Чье произведение сопровождает наше чтение. (Петр Ильич Чайковский «Времена года»).
– Как связаны эти произведения? (Музыка характерна для войны, настроение музыки совпадает с настроением произведения).
б) вопросы после чтения.
– Что необычного в этой сказке? Какой прием использовал В.И.Даль (олицетворение).
– Что могло привлечь В.Даля в этой русской сказке? (на каждого мудреца довольно простоты).
3. Наблюдение над языком сказки.
– Найдите в тексте и выпишите устойчивые сочетания слов, характерные для русского простонародного языка. Р.т. с. 48 № 2.
- Красным летом
- В чести, в почете
- Всем грибам голова
- Сила великая
- Ребята дружны
- Шапками закидаем
- Грозная рать подымается
- Быть беде
- С той поры
– Найдите просторечные слова и выражения.
- вишь
- прет
- помочь
- скликать
- отказалися
- сподряд
– Почему Даль, пересказывая сказку, сохранил их? (они естественны в этом тексте, создают его колорит).
– Какие необычные сравнивая – определения встречаются в сказке?
– В чем их необычность? (Р.т. с. 48 № 3.)
- Старушки – волнушки
- Ноги тонки – опята
- Сморчки – старички
- Грузди – ребята дружны
– Почувствовали ли близость речи сказки к стихотворной? В чем это проявляется? (рифмы, ритм).
– Найдите спрятавшиеся рифмы.
- Волнушки – в кадушки
- Опята в бочонки
- Сморчки в бурачки
- Груздки в кузовки
– Почему речь простых русских людей часто оживляется рифмой? (это своеобразная игра, и помощь в работе…)
4. Выразительное чтение по ролям.
– В каком варианте, по-вашему, сказка зазвучит интереснее: когда читает один читатель – сказитель или ее читают по ролям.
Чтение: автор, боровик, волнушки, опенки, сморчки, грузди, травка.
V. Работа с текстом после чтения
1. Подготовка к игре:
– Любой текст в обработке В.Даля начинал «играть».
Вот послушайте:
- Кадушки-бочонки
- Бурачки-кузовки
– Что вы заметили? (рифмуются)
Они не просто рифмуются и стоят парами не случайно.
– Проверим значение этих слов по словарю В.И.Даля. Каждая пара означает одно и тоже:
- Кадушки-бочонки = обручная посуда
- Бурачки-кузовки = корзина, лукошко
2. Работа со словарем В.Даля. Нахождение значения слов и их зачитывание.
– А что можно положить в кузовок?
3. Чтение описания игры «Кузовок».
4. Игра в слова (начало фразы придумывают сами).
- Я положу в кузовок…(слова на ок)
- Я достану из кузовка…(слова на ка)
- Я поднесу к кузовк…(слова на ку)
Разыгрывание фантов.
VI. Итог урока
Обсуждение вопроса
- Почему А.С.Пушкин рекомендовал для детского чтения русские сказки и другие произведения фольклора именно в обработке В.И.Даля?
(В них бездна поэзии).
VII. Д/з
- Р.т. с. 49, вопр. 4
- Найти в сказке пословицы
- Прочитать сказку в обработке В.Даля, провести наблюдения над текстом.
VIII. Оценки за урок.