Тип урока: Интегрированный обобщающий урок по технологии и экономики.
Тема: Семейный бюджет. Основы проектирования.
Цель: Применение знаний экономической культуры и трудовых навыков в современной жизни (быту).
Задачи:
- Образовательные: Систематизировать экономические и общетрудовые компетенции учащихся, воплощенные в конечные потребительские предметы, закрепить умение вычленять проблему.
- Воспитательные: Создавать ситуацию успеха через практическую направленность, инициативу учащихся; способствовать самостоятельности, креативности личности.
- Коррекционно-развивающие: Развивать познавательный интерес к жизни, коммуникативные навыки, умение выступать свою точку зрения.
Ход занятия
– Добрый день. Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме: Семейный бюджет. Основы проектирования <слайд 1>.
На предыдущих занятиях вы выполняли практическую работу по изготовлению выбранного вами изделия. Используя ранее полученные знания, справочную литературу и ресурсы Интернета, написали мини-проекты, которые вам предстоит сегодня закончить.
– Презентация: Этапы выполнения проекта.
– Назовите этапы проектной деятельности <слайд 2>.
– Над каким этапом нам сегодня предстоит работать?
Смотрят свои проекты, дают ответ:
– Экономическое обоснование и вывод по теме (ответ учащихся).
– Для того чтобы сделать экономическое обоснование нужно знать основы экономической деятельности человека и общества в целом. Давайте, по рассуждаем. Что в вашем понимании экономика?
(Это выбор. Это искусство ведения домашнего хозяйства).
-Довольно часто семьи попадают в трудную ситуацию только, потому, что не учитывают свои доходы и расходы. Зачастую мы говорим, что семья не умеет планировать свой семейный бюджет. Что такое семейный бюджет? <слайд 3>.
Бюджет – это запас денег, которыми располагает семья, и которые могут быть выделены на определенные нужды <слайд 4>.
Запас денег – доходы <слайд 5>.
Выделение средств на нужды семьи – расходы.
Задание для учащихся: Вам необходимо назвать основные доходы семьи. Помощником для выполнения задания служит данное стихотворение <Приложение 2>.
– Задания выполнили. Озвучим результаты, правильно ли вы назвали доходы семьи (стихотворение).
Строим дом <слайд 6>.
– По вашему мнению: “Что является основным доходом семьи”.
(Зарплата – фундамент.)
– Что такое зарплата? (плата за труд).
Для того чтобы человек получал достойную зарплату, должен овладеть профессией. Профессия должна быть востребована на рынке труда. Но, выбирая ее, вы должны учитывать свои способности, интересы, возможности.
– Мы рассмотрели основные доходы семьи. Но ведь деньги нужны для того, чтобы их использовать. Назовите виды расходов.
Строим крышу.
– Внимание на экран <слайд 7>. Что произошло с семейным бюджетом? Доходы превышают расходы.
– Как называется ситуация, когда доходы превышают расходы? (Дефицит бюджета).
– Исправить эту ситуацию можно различными способами, но мы выберем один который наиболее приемлемый. Часть расходов превратим в доходы.
(Ответы учащихся)
– Изготовление вещей необходимых в семье своими руками <слайд 8>.
Практическая работа по технологии – защита мини-проекта.
– Выполняя проект, вы пополнили часть семейного бюджета. Давайте представим свои изделия и что для вас было особо интересно и важно.
Показ изделий. Выступление учащихся <слайды 9 – 13>.
Практическая работа по экономике <слайд 14>.
– Теперь переходим к заключительному этапу нашей работы.
Экономический расчет. Заполнение таблицы <Приложение 3>.
Определить себестоимость изделия и подсчитать полученную прибыль.
– Выполняя работу обратите внимание на то, что у всех затраты будут разные.
– Затраты на изделие рассчитываются исходя из стоимости материала и вида трудовой деятельности. А мы с вами выполняли различные изделия, и поэтому себестоимость и прибыль у каждого будет своя.
– Полученные данные заносим в таблицу и с помощью компьютера подсчитываем прибыль <Приложение 4>.
Выполнение экономических расчетов.
– Из таблицы видно, что во всех случаях получена прибыль. Какой можно сделать вывод?
Вещи сделанные своими руками пополняют семейный бюджет.
– Переходим, на мой взгляд, может быть даже к самому ответственному этапу <слайд 15>.
Нужно оценить свою деятельность на уроке, во время изготовления изделия и написание проекта, поделиться своими эмоциями, впечатлениями, составить планы на будущее. Открываем в проекте раздел: “Выводы” <Приложение 5>.
– Рассматриваем таблицу: “Оценивание своей деятельности”. Я оценила практическую и теоретическую часть работы, теперь вы должны сделать самооценку, подсчитать средний балл – это и будет ваша итоговая отметка.
Выставление отметок.
Спросить у каждого итоговую отметку и его отношение к ней: согласен или нет.
– Помимо отметки любую работу можно оценить и словесно. Используя опорные слова, которые у вас имеются, напишите вывод.
– Прежде чем вы поделитесь своими успехами и планами на будущее, девочки, которые выполняли работу в группе, покажут презентацию <слайды 16 – 26>.
– Зачитайте свои выводы.