Урок окружающего мира "Луг - природное сообщество" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • формирование представления учащихся о луге, как о природном сообществе;
  • познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека;
  • развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Оборудование: гербарий, карточки, телевизор,видеозарисовка с описанием луга. (Васильев «Мокрый луг»), магнитофон, компьютерная презентация (Приложение 1)

План урока.

  1. 1.Организационный момент.
  2. 2.Проверка домашнего задания.
  3. 3.Изучение нового.
  4. 4.Физминутка.
  5. 5.Закрепление изученного.
  6. 6.Обобщение.
  7. 7.Домашнее задание.
  8. 8.Итог урока.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

2. Проверка домашнего задания.

а) Графический диктант. (Приложение1)

- Запишите знак +, если утверждение верное, знак ­-, если неправильное.

-Самый верхний ярус леса образован деревьями.

-Средний ярус – это мхи и лишайники.

-На дереве обитают кроты и землеройки.

-Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.

-Жуки – короеды приносят вред лесному сообществу.

-Лесная – подстилка долгие годы сохраняется в лесу.

-Все животные леса делятся на 4 группы по типу питания.

-Бурый медведь – хищник.

-Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.

Ответ: +, -, -, +, - , -, +, -, -.

б) Игра «Жизнь Леса».

Играют три команды

1 задание:

Каждой команде даются карточки:

Деревья, Кустарники, Травянистые растения, Мхи и лишайники.

Задача: распределить этажи.

2 задание:

Каждая команда получает одинаковый гербарий. Задача: разложить растения по ярусам, а названия написать на листке.

3 задание:

Каждая команда получает карточки с изображением животных.

Задача: разложить животных по ярусам.

в) Обобщение.

3. Работа над новой темой.

1. Вступительное слово учителя.

Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда ни глянь - цветы вокруг,
Да по колено травы.

Впереди предвесенье. Сейчас мы попробуем мысленно перенестись в весну и Понаблюдать, что же там может происходить.

2. Инсценировка.

Разговор двух пчёлок. На полу цветы.

-Какая чудесная поляна!

-Ах! Какие здесь прелестные цветы!

Учитель.

- Как вы думаете, где мог происходить этот разговор?
(На лугу.)

-Сегодня мы с вами совершим экскурсию на луг, и я познакомлю вас, ребята, с природным сообществом-лугом.

3. Видеозарисовка с описанием луга. (Васильев «Мокрый луг»).

4. Рассказ экскурсовода.

План.

1. Растительный мир луга. (Загадки.)
(По ходу рассказа учитель показывает наиболее характерные гербарии растений луга.)

2.Животный мир луга. (Загадки.)

К невысокому росту луговых трав, отсутствию деревьев и кустарников приспособились и животные, обитающие на лугу. Они маленьких размеров, имеют характерную окраску под цвет луговых трав.

а) насекомые: комары, бабочки, шмели, пчёлы, божьи коровки, кузнечики, жуки…
(Ученикам заранее давалось опережающее задание)

-Что вы узнали интересного из жизни насекомых к сегодняшнему уроку?

б) земноводные – жабы, лягушки травяные.

в) пресмыкающиеся – ящерицы, змеи.

г) птицы коростель, перепёлка, трясогузка.

д) звери: кроты, мыши – полёвки.

(Таблица)

Луг – природное сообщество, где все взаимосвязано между собой, и если нарушается природное равновесие, луг может навсегда исчезнуть. Представьте, что будет, если исчезнуть с луга птицы, лягушки, насекомые?

(Ответы детей).

Вот видите, вы ещё раз доказали, что нельзя вмешиваться в природу, не обдумав последствия вмешательства.

4. Физминутка.

5. Использование человеком луга.

Мы любим гулять на лугу. Нас радует разнообразие красок. Но можно не только любоваться лугом.

-Послушайте отрывок из стихотворения Кольцова:

Раззудись плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня.
Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой,
Молоньёй, коса,
Засверкай кругом!
Зашуми, трава!
Подкошённая,
Поклонись, цветы,
Головой земле!

-Чему посвящены эти строки?
(труду косарей)

-Вот об этом мы сейчас и поговорим. Луг - не только украшение земли. Луга имеют большое значение для сельского хозяйства. Многие из них служат пастбищами для дом.. животных, а на других – заготавливают сено. Чтобы эти растения не исчезали, работники сельского хозяйства подсевают их семенами или оставляют нескошенными часть лугов. Нужно помнить, что неумеренный выпас скота очень вреден для мира. Из-за этого исчезают многие растения, а иногда остаётся голая вытоптанная почва.

Те участки лугов, где много лекарственных трав, насекомых занесённых в красную книгу, люди берут под охрану. Здесь не пасут животных, не косят траву, не собирают лекарственных растений.

Часто бывает, что ребята рвут цветы на лугах, ради забавы ловят бабочек, разоряют гнезда шмелей.

Весной люди поджигают на лугах сухую прошлогоднею траву. Делать этого нельзя! Вместе со стороной травой сгорают молодые ростки, семена растений, в огне погибают гнёзда шмелей, птиц, божьи коровки. Нарушается круговорот веществ (перегной).

А бездумное распахивание лугов человеком? Повреждаются гнёзда шмелей, некому опылять клевер.

6. Телефон доверия. (Запись на магнитофонной ленте «голосов» тревоги и просьб о помощи от имени насекомых и трав).

- Сейчас в каждом городе существуют телефон доверия, куда можно в помощи.

- На нашем лугу тоже есть такой телефон и тревожные сигналы уже поступали.

Послушайте:

Шмель: Алло! Вы меня слышите? Я - луговой шмель. Распахивают мой любимый луг, а ведь в земле наши домики. Помогите!

Клевер: Скорее! На помощь! Куда-то пропали наши друзья- шмели! Мы останемся неопылённымии и не дадим семян!

Перепёлка: К вам обращается перепёлка. Люди насыпали на луг удобрение .Апчхи! Нам негде спрятаться! Апчхи! Я не могу дышать! Ой! Я умираю!

Учитель.

Вот видите, ребята, что может произойти, если человек бездумно вмешивается в природу, тем самым нарушая природное равновесие луга.

7. Экологическая задача.

Учитель

А сейчас вы будете выступать в роли экологов.
(Разбиваемся на 3 группы.)

Вам предлагается решить следующую экологическую проблему:
(Таблица прилагается.)

На земле люди ждали дождя. И вот наконец пошёл дождь. Все обрадовались. Но что это? Вместо зелёного луга люди увидели пожелтевшую траву, поникшие цветы. Куда-то исчезли все насекомые. Нечем стало кормить домашних животных. Люди остались без молока, без мяса. Оказалось, человек связан невидимыми нитями с лесным озером, лугом, облаком, шмелями и пчёлами. Человек пострадал. Давайте найдём причину случившегося.

(Виновник - завод. Прошёл кислотный дождь.)

8. Решение проблемы.

-Предложите пути решения проблемы.
(Ответы и предложения обсуждаются.)

9. Обобщение учителя.

5. Закрепление изученного.

Используя иллюстрации на стр. 184,185 учебника, запишите 2-3 цепи питания, сложившиеся на лугу.

-Найдите в данной схеме животное, которое поддерживает природное равновесие в природном сообществе луга:

Травы - гусеницы - птицы

6. Обобщение.

7. Домашнее задание.

Стр. 182 – 190; Выполнить задания 3,5.

8. Подведение итогов.

Выставление оценок.

Учитель.

-Спасибо за урок!