Сегодня воспитание подрастающего поколения должно стать (это доказано жизнью) главным социальным и государственным приоритетом, а главной тенденцией школы – превращение ее в Школу воспитания и развития личности.
Английский философ и педагог Джон Локк (1632 – 1704) утверждал, что «от правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа». Ему вторил Р. Тагор: «Я верю, что все проблемы – проблемы человечества – находят свое главное разрешение в воспитании». Поэтому воспитание не может существовать без цели. Известно, что на каждом этапе развития человечества ставились определенные воспитательные цели. Сегодня, когда стремительно меняются общественные устои, когда происходит смена ценностных ориентиров, совершается подчас болезненная ломка привычных форм сознания и образа жизни. Технический прогресс и ускоренное развитие, процессы урбанизации, миграционные потоки – все это выхватывает человека из устоявшейся сферы жизни, значительно осложняя критерии духовного выбора. Если человек прошлого был в известной степени защищен от многих нравственных ошибок рамками среды или сословия, в которых протекал его жизненный путь, то сейчас все возрастающая ответственность ложится непосредственно на личность. И именно семья и школа должны служить источником духовных ориентиров, которые помогут человеку найти свое достойное место в современном обществе.
Воспитательная цель школы на данном этапе развития общества –становление самостоятельной, свободной, творческой личности на основе овладения общечеловеческими ценностями, национально-культурным наследием, развитием склонностей и способностей школьника.
Цель моей работы – показать на примере класса, как можно реализовать вышеуказанную цель, используя одно из направлений в работе классного руководителя – семью.
Семья – естественная среда воспитания
и развития ребенка. Единство семьи
и школы: любовь к ребенку – источник
ощущения ребенком гармонии с миром.
Как мы создаем это единство.
Семья является естественной средой развития ребенка и поэтому логичной является мысль, что если семья и школа вместе, да еще так, что и окружающая среда, в основном, будет представлена семьей и школой, то получится, наверное, немало – процентов 80 нравственного влияния на ребенка! Исходя из этой мысли, пытаюсь строить свою воспитательную работу в классе.
Я надеюсь: опыт нашей работы пригодится кому-либо из моих коллег. Я не оговорилась, употребив слова «опыт нашей работы», ибо работа действительно наша: детей, их родителей и классного руководителя.
Наши главные принципы в работе:
- управление с самого начала должно предусматривать участие всех членов коллектива: детей, родителей и классного руководителя;
- воспитание личности прежде всего - развитие ее деятельности в содружестве со взрослыми. Подростковый возраст не зря называется временем действий: общение и деятельность детей, их семей и учителей;
- внимание к особенностям каждого ребенка и каждого родителя при организации совместной деятельности.
Вместе с родителями необходимо воспитывать у детей чувство чести рода, ответственность за фамилию, осознание истории семьи как части истории народа. Дети, родители и классный руководитель должны сотрудничать, учитывая, что каждая семья самоценна; каждый член семьи – личность.
«Детский мир – это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре, зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год – вечностью». С этими словами В.А. Сухомлинского я согласна полностью - душой и сердцем.
Со своим классом я познакомилась в 2002 году. Это был 5 класс. 30 девчонок и мальчишек, озорных и серьезных, с веснушками и без них, многие дети - единственные в семье или младшенькие (этим сказано многое). В начальной школе учила их прекрасная учительница, которая вложила в них частичку своего сердца. Тамара Николаевна заочно познакомила меня со всеми семьями и предупредила, что будет нелегко. Я это поняла 1 сентября 2002г., когда мы с первой учительницей увезли детей в лес для проведения праздника. Только остановился автобус, как наши «горошины» высыпались и сели кушать каждый под отдельный куст, раскрыв свои котомки, предусмотрительно наполненные мамами и бабушками. Я растерялась, для меня это было так неожиданно!!! Т.Н. сказала, что три года работала над этой проблемой и, увы, она осталась нерешенной. Мы с ней стояли в сторонке, когда к нам подошел Алеша Т., с булочкой в руке и разделил ее на всех, а она у него была единственной. С тех пор милый Алешка стал для меня опорой в сплочении коллектива. У него оказались хорошие организаторские способности, для ребят он стал лидером. А праздник мы все-таки провели - с капризами, уговорами и даже со слезами. Но для себя я сделала вывод: дальнейшая работа с классом предстоит серьезной.
В сентябре провела первые социометрические исследования:
8 человек – отвергнутые, 1 – лидер, остальные с индексом 0,1-0,5.
Работу начала со знакомства с семьей. Чтобы хорошо узнать детей, надо хорошо знать семью ребенка: отца, мать, братьев, сестер, дедушек и бабушек. Проанализировать, как они общаются с ребенком, какие психологические условия созданы ими в семье. В первые недели классного руководства знакомлюсь с каждой семьей, с ее возможностями: нравственным климатом, уровнем развитости семейного коллектива, его культурно-образовательным багажом и семейными традициями. Обязательно учитываю материально-бытовые условия, численность и структуру семьи.
Конечно же, все это узнала не сразу, на это ушли годы. «Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством» (Уильям Чэннинг)
В эти годы было много разного: взрослели мои дети и их родители, мудрее становилась сама. Память живо сохранила истории взросления моих учеников.
Я знаю, что Володю мама родила в 16 лет, вырастили его дедушка и бабушка, ибо мама училась, сейчас мама вышла замуж, родила еще сына, у Володи с отчимом хорошие отношения. Сам Володя замечательный, трудолюбивый, очень внимательный, любое дело организует на «отлично». Быстро стал душой коллектива. С учебой у него не все идет хорошо, хотя он очень старается. Я знаю точно: Володя на верном жизненном пути, ибо основные нравственные ценности в нем заложены семьей и школой.
Владик очень болен, виноваты врачи, которые шестимесячному ребенку при переливании крови внесли инфекцию. У него прекрасные родители, которые его любят и заботятся о нем. Но когда в семье появился братик, Владику было 11лет, он очень болезненно пережил это событие . Появление еще одного малыша в этом году отдалило Владика от родителей, в семье наступили времена серьезных проблем. Пришлось очень много беседовать с Владом, с мамой и папой. Сейчас у него все нормально, я благодарна папе Влада за то, что он смог услышать, понять меня и принять правильное решение.
А у Артема, когда ему было 6 лет, папа умер на его глазах, малыш до вечера просидел дома с умершим папой. Что пережил этот ребенок… Мама отдала Теме всю свою жизнь, но такая травма бесследно не проходит. У Артема затруднено общение со сверстниками, есть проблемы с учебой. Ребята в классе понимают его, всегда защищают, девочки помогают учиться. Забота эта так трогательна, что естественно вызывает у меня слезы благодарности.
Ярко выраженный отрицательный эмоциональный фон Наташи К. вызывает определенные трудности в общении с одноклассниками и создает дискомфорт в семье. Грамотные, но не справляющиеся со своими эмоциями родители усугубляют и без того непростые отношения.
Есть проблемы в семье и у Юли Б., которую очень авторитарный папа воспитывает методами по «старинке».
О своих питомцах я могу рассказывать бесконечно, они у меня очень разные, но все такие прекрасные!
Род, родник, Родина – одного корня,
начало и продолжение семьи.
Изучение родословной семьи.
После знакомства с родителями своих учеников провожу первое родительское собрание, где я спрашиваю: «Уважаемые родители! Хотите ли Вы, чтобы для вашего ребенка школа была Домом?» Конечно, ответы бывают только положительные, после чего я предлагаю в классе создать большую, дружную семью, которая воспитывала бы добрых, честных, любящих, ответственных ребятишек. Согласитесь, задача очень простая, было бы желание!!! И рассказываю, как я предполагаю работать в классе в содружестве с папами и мамами. Всегда находятся единомышленники, есть и сомневающиеся, ничего, они к нам потом обязательно присоединятся, за редким, крайне редким исключением.
А дети в это время уже загорелись идеей проведения круглого стола «Моя семья». Каждая семья выпускает газету, в которой нужно рассказать о своих корнях. Кроме этого, надо творчески подойти к повествованию о своей семье. Встреча происходит за чашкой чая в уютной домашней обстановке. И сколько ж самобытных, удивительных семейных историй представлено было на этом празднике! Но главное, мы лучше узнали друг друга, будто побывали в каждой семье. У Никиты папа летчик, служил в Чечне; у Алеши папа проектировал храм; а у Миши прабабушка во время войны прятала партизан, а его дедушка – водолаз, он нам столько рассказал! Прадедушка Павлика выращивал необыкновенные цветы и дарил их людям. И не видел прадеда Павлик, но есть в журналах о нем заметки, которые его мама бережно хранит. А сколько фотографий, статей в журналах и газетах, семейных реликвий приносит почти каждая семья. Катя написала к этому празднику стихи, читала их, и слезы на глазах появились у мам, бабушек, дети притихли:
Мамочке…
Добрые мамины руки,
Помню я с детства вас,
Часто меня вы ласкали,
Но и ругали подчас.
Если, случалось, болела,
Гладили руки меня,
Ночь со мной мама сидела,
Не выключая огня.
Утром, проснувшись всех раньше,
Моет, стирает, печет,
Косы мои заплетает
И что-то тихо поет.
Радостно было впервые
В школу мне с мамой идти,
Сильные мамины руки
Мне помогали в пути.
Вместе мы гладили форму,
Вместе учили стихи,
Вместе дневник заполняли,
Тетради учились вести.
Мама мне всюду помощник,
Чуткие руки ее
Меня успокоят, согреют,
С мамой всегда хорошо.
И на работе у мамы
Спорится дело в руках,
Удалит инородное тело из глаза
И полечит всех вас.
Нет такой дома работы,
Что ни сделает мама моя.
Любовью ее и заботой
Согрета вся наша семья. (Катя,10 лет)
Однажды при встрече мой выпускник, будучи уже отцом очень милой дочурки, сказал: «Ольга Павловна! Ведь тогда я впервые узнал о своей покойной бабушке». Для меня очень дороги эти слова. Это наш первый семейный праздник. Конечно же, не все семьи могли сразу включиться в такую работу, но так как с ними я уже была знакома, то знала, кому нужна моя помощь. Самое главное, чтобы эта работа была доведена до логического завершения: не смог рассказать о своей семье сейчас, обязательно расскажешь потом. После такого круглого стола некоторые стали создавать свой архив, а дети, став старшеклассниками, продолжают делиться своими находками. Истории некоторых семей вышли за пределы класса и школы. Так работа Ксении И. о ее дедушке была представлена на городской конференции.
К Дню Матери Наташа Юн написала стихотворение:
Мама.
Имя «МАМА» такое родное,
С детства знакомое всем.
Первое слово, но зато какое…
Ребенка, не обремененного ничем.
Я впервые вздохнула,
Она… уже меня любила,
Она ругала, любя,
За то, что порой я шалила…
Всегда была рядом,
Чтобы помочь,
Всегда беспокоиться обо мне:
День и ночь.
Не так часто говорю ей…
Что просто люблю,
Она это знает,
Что без нее не могу…
(Наташа Юн, 16 лет.)
В кабинете есть стенд «Наши таланты», где ребята помещают свои работы – это фотоработы, дипломы, грамоты, конечно же, свои стихи:
Конечно же, не все родители раскрываются сразу. Поэтому считаю самым важным в своей работе сделать так, чтобы школа стала Единым Домом, где открываются сердца не только детей, но и их родителей! Насколько мне это удается – пусть судят мои ученики и их родители. Я постараюсь раскрыть, как строю наш общий Дом.
Умеем ли мы любить?
Любить – значит доставлять радость общения,
Открывать друг друга.
Родители – взрослые дети.
Пусть детство не уходит никогда.
Наши праздники – творчество детей и родителей.
Помогать растущему человеку искать смысл в жизни, создавать благоприятные условия, чтобы с детских лет его общение с другими людьми, с окружающим миром было достойно человека, развивать стремление к добру, истине и красоте – моя главная цель. Каждый ребенок самобытен, имеет свой сложный мир отношений, стремлений к полноценному досугу, к яркой игровой жизни, поэтому стараюсь, чтобы все дети в классе могли реализовать себя в коллективе, найти дело по душе. Так должно быть на каждом возрастном этапе – детство, отрочество, юность - в соответствии с психологическими особенностями развивающейся личности. Достижение своей цели не представляю без участия семьи.
С пятого класса мама Павла вела театральный кружок, а с восьмого – ребята сами пишут сценарии ко всем праздникам, проводят кастинги на роли (желающих очень много!). А какие праздники они в десятом классе сделали для детей начальной школы, в одиннадцатом – для детей из детского дома!
Дедушка Максима с шестого класса учил детей играть в шахматы, теперь в поездках у мальчишек всегда с собой шахматная доска с фигурами. Парни проводят постоянно соревнования по шахматам, даже по электронной почте.
Папы и мамы, братики и сестренки, дедушки и бабушки – полноправные члены нашего коллектива. Все дела, которые проводим в классе, готовят различные творческие группы из детей и родителей. В классе стали традиционными праздники: Новогодний (любимый), праздник мам и пап, интеллектуальные игры, спортивный праздник на природе: «Какие мы, такие наши дети!» Последний праздник обычно проводим осенью в загородном лагере. Как обычно - соревнование между командой детей и командой родителей. Бывает родителей больше, ибо на праздник приходят семьями. Даже дедушки входят в состав команды. И радуется душа, когда видишь, как папы забывают, что они папы, и обязательно стараются выиграть конкурс! Папы уступать не могут (вывод из многолетнего опыта), другое дело мамы!
Они мужественно с любой фигурой лезут в кольцо, прыгают через скакалку, шагают по-утиному, при этом всегда наблюдают, чтобы их дети никогда не проиграли. Папы при этом шумят, и то, что не успевают мамы, обязательно успеют папы. Тридцатилетние, сорокалетние папы забывают, что детям десять, одиннадцать,…, семнадцать! Мне, как классной маме, в этом празднике отводится место в детской команде. Думаю, мои ребята с удовольствием наблюдают, как их неуклюжая « классная» скачет в мешке, ей даже папы уступают в конкурсе, и если мне где-нибудь предстоит запутаться, я уверена – все мои дети протянут руку помощи!
Есть праздники, в которых
раскрывается навстречу другим
душа. Дарить радость родным и
близким людям надо учиться.
Как научить ребенка бережно относиться к маме, бабушке, сестренке, женщине? Каждый год проводим праздник мам, каждый раз по-новому, последний назывался «Ах, какая женщина!!!». Мамы, бабушки, девочки чувствуют себя на этом празднике королевами. Продумывается к вечеру каждая деталь: как будут одеты мальчики, как они встретят девочек, мам, бабушек и усадят их на предназначенные для них места, какая будет звучать при этом музыка, какие будут номера концерта, пожелания, сувениры и подарки. И не менее трудно убедить мальчишек не стесняться присутствия большого количества гостей и смело пригласить маму на тур вальса, ну а папы тоже не должны растеряться – они его должны протанцевать с девочками класса. Сейчас мои мальчишки на праздниках так танцуют с мамами, просто загляденье!
И что самое ценное – желание дарить людям радость не пропадает и тогда, когда дети становятся взрослыми. В этом году к празднику «День матери» мои ученики приготовили для мам на родительское собрание самые добрые слова, которые были оформлены в презентации. Слезы радости я видела на глазах не только мам, но и пап. На родительские собрания приходят все родители, многие парами. Родители знают точно, что ничего отрицательного в адрес ребенка не будет сказано. Собрания стараюсь готовить интересные, провожу их в течение часа, приглашаю на собрания за неделю.
Пожалуй, одним из самых любимых праздников стал Новогодний.
Каждый год мы меняем сценарий этого праздника, привлекаем к его проведению как можно больше детей и родителей. В пятом классе главными героями праздника были родители: Дед Мороз и Снегурочка (мама и папа Ксюши), почтальон Печкин (папа Никиты), старуха Шапокляк (мама Максима), Кикимора (мама Андрея), баба Яга на метле (мама Кати), Леший (папа Влада) и другие. Помню, как приходилось уговаривать родителей, ведь это было их первое совместное дело! Какая же была удача! Дети просто были загипнотизированы неожиданным зрелищем, (праздник готовился в большом секрете). Спасибо первой группе родителей, которая рискнула окунуться в детство, выйдя на сцену в самодельных костюмах! Они положили начало в строительстве нашего Единого Дома детей и родителей класса. За ними последовали остальные. В следующем году уже мы с детьми готовили новогодний праздник, а родители были его активными участниками. Когда родители вошли в зал, детей там не было – их украли разбойники. Чтобы выручить детей, родителям нужно было в хороводе спеть «В лесу родилась елочка». И вот все взрослые повели хоровод, а счастливые дети, спрятавшись, были очень довольны. В девятом классе к нам пришел Новогодний КВН между командами детей и родителей. Когда 18 мам и пап вошли в зал с бубликами на груди и авоськами с овощами и другими продуктами, когда хором сказали: «Команда «Сытенькие» на новогодний праздник прибыла!» - зрелище было непередаваемое! А дальше - девиз и приветствия, например, для команды «Елочка» (дети): «Ешьте дети кашу - и победа будет наша» (команде детей подарили кастрюлю с манной кашей). Ребятишки просто растерялись! Мне пришлось им под всеобщее «возмущение» пап (как всегда!) серьезно помочь и вывести их из состояния растерянности. Зато сколько было потом смеха (чего всем нам не хватает в нашей сегодняшней жизни), когда папы и мальчики соревновались в конкурсе младенцев: играли на погремушках, пили из бутылочек с сосками молоко, ползали. Да, чуть не забыла про кашу. Кашу дети съели во время КВН с большим аппетитом (ложку родители предусмотрительно положили в кастрюлю), ну а победа была не наша. А дальше была дискотека, на которой родители так танцевали, что детям было чему поучиться, и до сих пор на танцующие пары смотреть приятно. КВНы провели и в десятом классе. Одна мама в отзыве о работе классного руководителя написала: «Атмосфера общей радости и ожидания праздника уже есть праздник. Но во время него всегда столько непредвиденного. Конечно, мам и девушек развлекали папы и юноши. Соревновались две команды, проявляя ловкость, смекалку, держали экзамен на «рыцарство». Папы старались не меньше юношей, но даже из вежливости они не сумели уступить своим детям. Перевес был небольшой, но самой высокой оценкой – дружным длительным хохотом – отметили зрители находку седовласого папы, который передал и в костюме, и в театрализованном представлении лучшую женскую роль мировой художественной литературы: он изобразил Курочку Рябу и с ее криком «ко-ко-ко», и со вспрыгиванием на стул, и с фартуком и гребешком, которые соорудил за одну минуту…»
Став старшеклассниками, мои ученики дарят минуты радости малышам начальной школы (10кл.) и детям детского дома(11кл.), проводя у них Новогодние елки творчески, неординарно!
Наши традиции. Общение друг
с другом, с природой, с искусством,
с замечательными местами
нашей Родины.
С пятого по седьмой класс три раза в год проводим дни именинников. Готовят их дети сами с шестого класса, я только немного корректирую. Сколько творчества, радости и улыбок бывают на этих праздниках. Самые робкие, стеснительные втягиваются в атмосферу праздника. Тихий, необщительный Сережа именно на этом празднике первый раз танцевал неуклюже лезгинку. Теперь он вполне коммуникабельный молодой человек, у него в классе много друзей. В восьмом классе появилась другая традиция: в день рождения имениннику каждый дарит сувенир, в том числе и классный руководитель, все вместе дарим самодельную открытку, а он угощает класс конфетами. Я думаю, только добрые дети могут сохранить эту традицию до окончания школы.
С днем рождения, Никита!
«Человек был и остается сыном природы, и то, что его роднит с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Какие прекрасные слова Сухомлинского.
Походы вместе с родителями, поездки в дома отдыха и санатории, турбазы «Родник здоровья» и « У Захарыча» - неотъемлемая часть нашей жизни в классе.
Санаторий «Изумрудный» в Шмаковке. Моим детям 10 лет, они в пятом классе, вспоминается первый праздник в лесу, когда каждый был сам по себе. Десять дней и ночей! Без мам и пап, без бабушек и дедушек – 28 детей. С ними только я и мой муж, который всегда подставляет свое плечо. Эта поездка стала началом формирования коллектива и теперь уже постоянных наших путешествий. Дети едут всегда без родителей, всегда выполняется один закон: наличие всего класса, кроме исключительных случаев. Поездки дали нам возможность развивать чувства заботы о ближнем, сопереживания и сострадания. Здесь проще узнать ребенка, проще общаться, здесь раскрываются их сердца. А сколько коллективных творческих дел успеваем провести: интеллектуальные игры, вечера поэзии, спортивные соревнования и т.д.
«Человек в принципе или по назначению
своему, есть безусловная,
внутренняя форма для добра».
Что значит воспитать стремление к добру, к красоте? Добро – это предназначение, смысл жизни человека и человечества на земле. Красота – это гармония. Всему этому учила на своих занятиях эстетики подруга мамы Андрея Ш., любезно согласившаяся оказать нам такую услугу. Дети, родители и я очень благодарны ей.
Наверное, надолго останется в памяти моих учеников цикл встреч с артистами филармонии, театра музыкальной комедии, театра драмы.
Очень любим выходы в театр семьями, в кинотеатры. Родители, если я вдруг долго не объявляю выход в театр, звонят, предлагая заказать билеты. После просмотра спектакля или кинофильма обязательно проводим обсуждение.
Стало традицией в классе дарить тепло своих сердец тем, кто в этом особо нуждается. Начиная с пятого класса, ребята то собирали фрукты для ребятишек в больницу, то – подарки для солдат из госпиталя, а последние два года ребята принимают участие в сборе варежек для детей-сирот, который объявляет «Губерния», а потом с удовольствием пришивают к ним резинки. Я уверена: желание доброты другому более необходимо тому, кто дарит.
Создание ситуации успеха,
творчества и радости для
каждого ребенка усилиями
семьи и классного руководителя.
Развитие ребенка опирается на две главные базовые потребности – потребность в любви и чувстве собственного достоинства.
Первое – это не только родительская любовь или романтическое чувство, но и искренняя заинтересованность в человеке окружающих и доброе, теплое отношение к нему. Второе – это ощущение значимости собственного «Я», осознание себя личностью.
Для удовлетворения этих потребностей необходимо, чтобы в школе ребенок имел опыт успеха. Сделать это без личностного подхода к ученику невозможно. Мы с родителями стараемся в каждом ребенке признавать неповторимую, уникальную личность, учитывать его психофизиологические особенности, всю совокупность составляющих его внутреннего мира. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог принимать сам серьезные решения на свою ответственность, проявлять волевые качества, личную предприимчивость.
Все дела в классе проводим, используя следующие принципы: добровольность и творчество во всех делах; равенство и сотрудничество в делах коллектива; самоопределение и саморазвитие творческих групп.
Конечно, наша жизнь – это не сплошной праздник, у нас в классе есть проблемы. К основным из них отношу: проблему саморазвития ребенка, свободного времени, общения с самим собой, лидерства в классе и комфортности каждого в коллективе, нравственности в основе своей, внутренних, скрытых мотивов поступков, когда человек находится наедине с собой, он сам себе судья - и никто больше.
Я люблю наших детей и горжусь
ими. Некоторые итоги нашего
сотрудничества.
В этом году мои ученики заканчивают одиннадцатый класс, наверное, некоторые итоги нашей совместной деятельности: ученик – родитель – учитель можно подвести: в классе создан единый коллектив детей и родителей, где внедрено в практику совместное сотрудничество, которое делает в равной степени ответственными за воспитательный процесс, как детей, так и взрослых. Законы дружбы, заботы и чести – наши основные законы в коллективе. Дружба строится в коллективе на взаимном доверии и общности интересов, забота раскрывает внимание к потребностям, интересам и нуждам человека. Проявление дружбы и заботы утверждает, что каждому дорога честь коллектива.
По мнению родителей и моих друзей, дети инициативны, проявляют творческую активность во всех делах, ответственны, добры к окружающим, друг другу, родителям, учителям. Мои ученики могут самостоятельно проявлять инициативу, реализовывая ее в интересах коллектива.
Для класса характерна высокая потребность в знаниях, умение их добывать самостоятельно: первое полугодие один человек закончил на «отлично», три человека являются претендентами на серебряную медаль, семь – без троек, три человека с одной тройкой (по русскому языку, это проблема наших юношей), пять человек – с двумя тройками (немного не доработали). Стремление к знаниям у детей не ложное, их потребность в знаниях – жизненная необходимость. Ребята со своим будущим все определились и имеют высокие отметки по предметам, необходимым для дальнейшего обучения.
Я благодарна родителям класса, которые стали моими единомышленниками. Осознавая ответственность за детей, мы работали с родителями, подчиняясь следующим законам:
- быть везде и всюду образцом Человека для детей;
- быть для детей старшим другом;
- всегда, даже в самых сложных обстоятельствах, оставаться оптимистом в отношении каждого ребенка, бороться за него, проявлять терпение в ожидании результатов своих педагогических усилий;
- постоянно искать в каждом ребенке индивидуальные богатства его души, опираться на них. Развивать их;
- бороться за доброе отношение к ребенку всех окружающих его взрослых.
Мне дороги слова родителей:
«Как важно, чтобы школа стала Домом, где открываются сердца не только детей, но и родителей, единым домом. А как праздники объединили нас, детей и родителей, мы жили единой духовной жизнью с нашими детьми. Какими «аристократами» в самом хорошем смысле этого слова выглядели наши дети, взрослые дети, ведь они старались не ударить лицом в грязь, проявить свою смекалку, находчивость. Но как они радовались любой нашей, родительской победе. А сколько было смеха!!! Разве забудутся эти минуты, когда мальчики класса без помощи рук «проглотили пирожные» или когда капитан родительской команды, женщина, соревнуясь с капитаном детской команды, юношей, перехитрила его, за минуту проглотив сухарь, который не сгрызть за час. Она смочила его водой. Не мероприятия проводились у нас, а праздники, мы все: и родители, и дети постоянно были увлечены подготовкой к ним. Каким наслаждением было наше присутствие на поэтических вечерах, мы заново открывали своих детей: они были притихшими, талантливыми, все до единого, благородными. И еще одно очень важно. Мы, родители, и наши дети хотели подарить друг другу радость, поэтому она всегда состоялась. Состоялась радость нашей совместной жизни с детьми потому, что вторая мама наших детей смогла найти подход не только к детям, открыв талант каждого, но и к нам, родителям. Наш учитель знает, что желание праздника Детства никогда не бывает утолено у взрослых, в каждом живет ребенок, с его жаждой фантазии, полета, открытий. Надо только найти ключик. Спасибо школе, подарившей нам, родителям, радость, общность с детьми, вернула нам Молодость и Детство!»
Можно много еще рассказывать о моих учениках и их родителях: бывших и настоящих. Я счастливый учитель. Мне всегда везет на детей и их родителей. Это мой пятый выпуск – и во всех пяти были необычайно отзывчивые, творческие, добрые дети и родители.
В своей деятельности стараюсь придерживаться следующих принципов:
- помни принцип трех «не»: не спешить, не вредить, не винить детей в своих собственных просчетах и ошибках,
- любое дело делай так, словно это твоя «лебединая песня». Не повторяйся, имей свой почерк, уходи от шаблонов, никогда не копируй, ищи свой ключ;
- помни, что успех воспитания зависит не только от методов работы, но и от личности учителя: его культуры, общих знаний, обаяния, доброты и искренности, умения подойти к ребенку, терпения;
- почаще прислушивайся к себе: не очерствело ли сердце, не подводит ли педагогическая интуиция;
- чтобы учить и воспитывать детей, их надо любить, любить беззаветно и преданно.