Игра по математике "Умники и умницы"

Разделы: Внеклассная работа

Ключевые слова: умники и умницы


Пояснительная записка

Интеллектуальная игра по математике «Умники и умницы» почти полная копия телевизионной игры. Здесь есть: АРЕОПАГ – жюри, АГОНЫ – этапы игры, АГОНИСТЫ – игроки, ТЕОРЕТИКИ – зрители, которые тоже участвуют в игре (т.е. отвечают на те же вопросы и решают те же задачи, что и игроки), ОРДЕНА ШЕЛКОВЫХ УМНИКОВ – медали для теоретиков, которые правильно ответили на вопрос или решили задачу и, конечно, ЗАУМНИК – учитель – -й ведущий этой игры, но которому нужны помощники из числа ребят (человека три, четыре). Правила игры такие же, что и в телевизионной игре: на красной дорожке нельзя ошибиться ни разу, но она быстрее всех ведет к победе; на желтой дорожке можно ошибиться один раз; на зеленой дорожке – два раза. Естественно, дорожку выбирают сами ребята, но кто первый, второй и третий – определит жюри по выступлению ребят (домашнее задание: обратиться к школьникам от лица великого ученого-математика с призывом учить математику, любить её, используя строки из биографии, высказывания).

Эта игра апробирована – я проводила ее для школьников района, восьмиклассников, на базе первой школы г. Оханска, Пермского края, когда была хорошая традиция (по линии РМО учителей математики) проводить именно для этого возраста интеллектуальные игры по математике. Игра имела успех, получила высокую оценку учителей, детей. Её можно использовать и сейчас: и на уроке и во внеклассной работе (в рамках недели математике или интеллектуального марафона). Немаловажную роль играет награждение: дипломы, грамоты, сертификаты и призы, а так же хорошие оценки по математике.

Названия агонов, задания участникам и прочее можно демонстрировать на экране.

Ход игры

Приветственное слово ведущего; словарная работа (что такое агон, агонисты, ареопаг, теоретики); правила игры; представление жюри, участников игры, помощников ведущего; сама игра, подведение итогов, награждение.

Цели и задачи: 

  • Развивать математические способности одаренных детей
  • Воспитывать интерес к изучению математики
  • Познакомить с известными учеными-математиками древности, расширить кругозор учащихся

Эпиграф: «Твой ум без числа ничего не постигает» (Н. Кузанский)

Оборудование:

(вариант игры без компьютера)

  • плакаты с «портретами» математиков
  • карточки с заданиями для игроков и болельщиков
  • плакаты – названия агонов (этапов) и игры
  • ручки, карандаши, листы бумаги для решения задач
  • плакаты с высказываниями
  • грамоты, дипломы, сертификаты, призы
  • ордена шелковых умников
  • цветные дорожки

(вариант игры с компьютером)

  • ручки, карандаши, листы бумаги для решения задач
  • карточки с заданиями для игроков и болельщиков
  • плакаты с высказываниями
  • грамоты, дипломы, сертификаты, призы
  • ордена шелковых умников
  • цветные дорожки
  • презентация

Вступительное слово ведущего, правила игры, представление участников игры и жюри, помощников ведущего.

1-й ведущий: Ребята, попробуйте быстро ответить на вопрос: чего больше на этих двух картинках – снежинок

2-й ведущий: или дождинок? Только не считайте их!

1-й ведущий: Сделать это не так просто. Но если мы скажем, что снежинок 28, а дождинок 29, то вы сразу ответите на заданный вопрос.

2-й ведущий: Это маленькое задание помогает нам сделать важный вывод

ВМЕСТЕ: Числа делают мир, в котором мы живем, надежным и удобным.

1-й ведущий: Вот, что произошло в одной истории без чисел:

2-й ведущий:

Негаданно-нежданно
Нагрянула беда
Все числа потерялись
Исчезли без следа.

1-й ведущий:

Как дом или квартиру
Без номера найти?
И к другу в день рожденья
Во время прийти?

2-й ведущий:

Ведь стрелка не покажет
Нам время на часах,
И сколько весят фрукты
Невидно на весах

1-й ведущий:

Отныне заблудиться
Не стоит и труда
Автобус без маршрута
Уходит в никуда…

2-й ведущий: Пожалуй, достаточно. Эта история становится слишком грустной.

Чтец.

Давайте, ребята, учиться считать.
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света
Без счета не сможет подняться ракета
Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Летит выше звезд арифметика наша
Уходит в моря, строит здания, пашет,
Сажает деревья, турбины кует,
До самого неба рукой достает.
Считайте ребята, точнее считайте
Хорошее дело смелей прибавляйте
Плохие дела поскорей вычитайте
Учебник научит вас точному счету
Скорей за работу, скорей за работу!

(Выступление участников игры – домашнее задание – от имени великого ученого-математика обратиться к школьникам с призывом любить математику, учить её, используя строки из биографии, высказывания; жюри присуждает первое, второе, третье места; идет распределение дорожек.)

Ведущий: Математика - одна из древнейших наук. История ее богата именами, идеями, событиями, замечательными, а иногда и великими открытиями. Она интересна, а порой увлекательна, знать историю математики важно особенно тем, кто интересуется ею. Она помогает глубже понять идеи, заложенные в самой математике. Но кто стоял у истоков математики?

Интересно сможете ли вы узнать великих математиков?

1 АГОН. История математики.

Ведущий: В этом агоне нужно по «портрету», по научному наследию ученого, присущему только ему, назвать фамилию математика.

(Демонстрируются слайды или чертежи, рисунки, выполненные на ватмане; сначала игроку на зеленой дорожке – если он не знает ответа, то отвечают ребята из зала, затем игроку на желтой дорожке и так далее. Время на обдумывание не более 1 минуты.)

Зеленая дорожка – (Эратосфен).



Желтая дорожка – (Фалес).


Красная дорожка – (Пифагор).


Ведущие знакомят ребят с математиками сразу после ответа каждого игрока или ответа из зала:

  • Это Эратосфен, живший в 3 веке до н.э.
    Занимался историей, астрономией, филологией, музыкой, и конечно, математикой.
    На портрете изображено решето – намек на знаменитое открытие Эратосфена. Интересно в связи с этим заметить, что изобретение «решета» не требовало значительного напряжения ума; примечательно же, что после Эратосфена до самого XIX века не было достигнуто никаких новых результатов, относящихся к способу отыскания простых чисел. А почему «решето»? Потому что числа писали на восковой дощечке, а затем протыкая все составные числа по определенным правилам, оставляли на ней только простые.

  • Следующий «портрет» – один из первых геометров, родоначальник греческой стихийной материалистической философии – Фалес Милетский. Политик, физик, крупнейший астроном своего времени. Ему принадлежит открытие продолжительности года и разделение его на 365 дней. Фалес первым назвал последний месяца тридесятым, открыл «Малую медведицу» и звезду Полярную, по которой моряки ориентировались в море, что отражено на «портрете». Его геометрические знания были обширными. Он доказал: равенство вертикальных углов; теорему о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника; теорему о том, что вписанный угол, опирающийся на диаметр, прямой; наконец, всем известную теорему, носящую его имя.

  • На этом «портрете» визитная карточка одного из величайших древнегреческих математиков – Пифагора, жившего в 6 веке до н. э.
    Кроме знаменитой теоремы Пифагора, ему принадлежит доказательство теоремы о сумме внутренних углов треугольника. Основал Пифагорейскую школу – школу философов и математиков. Излюбленной геометрической фигурой пифагорейцев была пентаграмма – пифагорейская звезда. Она служила им паролем, была символом здоровья и счастья. Чтобы приветствовать, друг друга, они вычерчивали ее на песке. Однако фундаментом всякого учения пифагорейцы считали число. Бог, учили они, положил числа в основу мирового порядка. Гармония, утверждали пифагорейцы, является божественной и заключается в числовых отношениях. На «портрете» – сумма n чисел натурального ряда. «Всё есть число!» - Пифагор.

(Подводятся итоги первого этапа игры: если игрок, стоящий на красной дорожке ответил неверно, то он занимает место в зрительном зале, т. е. становится теоретиком; если ошиблись игроки на зеленой и желтой дорожках, то они переходят со штрафным очком, причем на желтой дорожке больше ошибаться нельзя. В противном случае все продолжают игру.)

 Ведущий: Математика. Что это такое? Может быть некоторые скажут – это арифметика, алгебра и геометрия, конечно, нет, так как всё это лишь азбука математики, которая изучается в школе. Математика как наука это обширная область знаний, включающая в себя десятки дисциплин. Я перечислю лишь некоторые геометрии:

  • аналитическая
  • дифференциальная
  • проективная
  • начертательная
  • многомерные
  • неевклидовы (в частности, геометрии: Римана, Лобачевского, сферическая).

Потребовалось бы много времени для того, чтобы только перечислить новые для вас разделы математики. Можно сказать, что математика стала необъятной, накопление её знаний растет, как снежный ком. Но азбуку математики надо знать.

2 АГОН. Математика.

(Предлагаются задания учебного материала, задания даются одновременно, время на выполнение до 10 минут; зрители решают то же самое)

Зеленая дорожка: Найдите Х.

Желтая дорожка: Найдите число 15% которого равно Х.

Красная дорожка: Найдите число, если 25% его равны Х.(это задание предлагается при условии, что игрок на красной дорожке остался в игре)

(И снова подведение итогов. Если игрок на красной дорожке ответил неверно, то он покидает игру – становится теоретиком, иначе – он выигрывает и игра считается законченной, а остальные вопросы и задания предлагаются теоретикам. Если ошибается игрок на желтой дорожке второй раз, то он становится теоретиком, а игрок на зеленой дорожке продолжает игру. Если игрок на желтой дорожке не ошибается, то игру продолжают оба игрока. Если игрок на желтой дорожке не ошибся ни разу, то он может дальше не играть, так как он выиграл, т.е. отвечают на следующие вопросы теоретики)

Ведущий: Математика не только одна из древнейших и необходимых для прогресса естественных дисциплин, но красивая и занимательная наука.

Учиться надо весело.
Учиться будем весело.
Чтоб хорошо учиться.

3 АГОН. Занимательная математика.

(Анаграммы, закономерности; задание дается одновременно, время на выполнение 5-7 минут, зрителям предлагаются эти же задания)

Зеленая дорожка: Вставьте пропущенное слово:

БАГОР (РОСА) ТЕСАК
ГАРАЖ ( ) ТАБАК

Желтая дорожка: (это задание предлагается при условии, что игрок продолжает игру) Составьте слова и исключите лишнее слово:

НИАВД
СБОТЛ
СЛОТ
ЛЕКСОР

(Подведение итогов третьего этапа игры. Если игрок на желтой дорожке не ошибся, то он выиграл. Игра продолжается с теоретиками. Если игрок

на желтой дорожке ошибся второй раз, то он становится теоретиком. Игру продолжает игрок на зеленой дорожке. Если игрок на зеленой дорожке до этого ни разу не ошибся, то он – победитель и может не отвечать на вопрос четвертого агона, т.е. отдать его теоретикам)

Ведущий: В математике очень много разных задач. Решение их – это большой труд, результаты которого вызывают разные чувства: радости, огорчения.

4 АГОН. Нестандартная математика.

(олимпиадные задания, время на решение до 15 минут, зрители тоже решают)

Зеленая дорожка: Заполните пустые места на рисунке

  6                                               4                

так, чтобы сумма чисел, стоящих в любых трех соседних клетках, равнялась 15.

Подведение итогов. Награждение.

Подводятся итоги игры, награждаются участники и победитель игры и подводятся итоги работы теоретиков – у кого есть ордена шелковых умников – тоже награждаются.

Награждаются:

  • грамотой и ценным подарком – победитель.
  • дипломами и памятным призом – игроки (агонисты).
  • сертификатами – теоретики (в зависимости от игры – сколько набрали шелковых умников – теоретиков можно тоже наградить призами).