Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме

Разделы: Начальная школа


Тема: Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме.

Цели: Формировать умение распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме, умение правильно писать безударные личные окончания глаголов. Развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, внимание, мышление, память. Воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: карточки для лото, фишки, карточки со словарными словами, карточки для работы в группах, в парах.

Ход урока.

Орг. Момент.

Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я урок.
Гости к нам пришли сегодня…
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.

Определение темы и целей урока.

Прочитайте про себя записанные на доске слова. Определите тему урока.

?спр. ?спр. ?спр.
Люб_т, задобр_т, вер_шь.

(Определение спряжения глагола, правописание безударных личных окончаний глаголов)

- Какие цели мы можем поставить перед собой на нашем уроке?

Повторить, успешно справиться, оценить, выявить трудности, расширить, думать, рассуждать, запоминать, контролировать.

_Вчера в газете я прочитала объявление.

Крупное частное агентство примет на работу опытных детективов.

-Кто такой детектив? Какими качествами он должен обладать? (наружное наблюдение, сбор информации, розыск, расследование)

У слова детектив есть два значения:

1 - специалист по расследованию, сыщик

2 - литературное произведение или фильм, сюжет раскрытие запутанных преступлений

- Какое из понятий подходит к нам?

Представьте, что вы пришли устраиваться на работу в агентство частным детективом. Вам нужно показать все свое мастерство. В конце урока мы проверим, кто из вас будет принят на работу. За каждую работу вы будете получать буквы, кто в конце урока соберет слово, тот принят на работу.

Каллиграфическая минутка. ( 1 буква «д»)

Открываем тетради, подготовим руки к письму.

(Погреем ладони, пальчики, постучим в кулачки, покатаем ручку между ладонями)

Буква, которую будем писать, находится в глаголе будущего времени и обозначает согласный, непарный звонкий, мягкий звук. Что это за слово? Назовите букву. (см. выше)

Напишем ее с «соседками» (прс)

Не забывайте о правилах посадки.

-Итак, каждый опытный детектив должен иметь багаж знаний. Сейчас мы проверим, что вы знаете по теме глагол.

Проверка знаний.

Игра «Лото».(1 буква «е»)

Я читаю вопрос, а вы закрываете правильный ответ.

  1. Определите время глагола – позвал.
  2. Определите лицо и число глагола – думают.
  3. Каким членом предложения является глагол.
  4. Укажите форму глагола – укрывать.
  5. Определите лицо глагола – согреваешь.
  6. Определите спряжение глагола – любит.
  7. Определите время глагола – выскочит.
  8. Определите спряжение глагола – заснуть.

- Поднимите руку, у кого осталось не закрытое окно, (ед.ч., 3 л.). Молодцы!

Словарная работа. (5 – 2 буквы «т е», 4 – 1 буква «т»).

С теоретической подготовкой все в порядке. Значит, переходим к практической части.

Детективы должны выполнять самые трудные задания, быть внимательными и находчивыми. Некоторые ученые считают, что слово можно определить, если в нем будут пропущены гласные буквы. Посмотрите внимательно и постарайтесь определить какие это слова. Запишите в тетрадь.

(взаимопроверка по учебнику 5-0 ошибок, 4 – 1 ошибка, 3-2 ошибки, 2 – 4 и более ошибок)

Дв..н..дц..ть, к..см..н..вт, п..т..ш..ств…., ч..рн..й, ж..л..ть, к..р..бль, н..пр..в.., ..кск..рс.. .., м..дл..нн.., д..р..к..тор.

Поднимите руку у кого все правильно получил оценку пять. Вы настоящие детективы.

Закрепление.

Каждый детектив прежде чем начать расследование составляет план действий. Я предлагаю составить памятку что нужно сделать чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола.

Работа в парах. (1 буква)

Карточка.

Для того чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола нужно:

  1. Определить….
  2. Назвать…
  3. Вспомнить…..

Посмотрим, какую памятку предлагают авторы учебника и сравним со своей.

Учебник, страница 199, чтение памятки.

Физминутка. (1 буква)

Детективы должны быть здоровы, предлагаю отдохнуть.

Если вы услышите глагол, который относится к первому спряжению, приседают девочки, второго спряжения приседают мальчики.

Клеить, думать, спасать, строить, успеть, купить, полоть, тянуть, спешить, сеять, рыть, зеленеть, встречать, помогать.

Тихо все на место сели и закрыли глазки.
Вспомнили, что повторяли без моей подсказки.
Вспомнили? Теперь внимание, новое задание.

Развитие памяти. (0 ошибок – 2 буквы, 1 ошибка – 1 буква)

Детективы должны обладать хорошей памятью. Итак, проверка памяти. Я показываю слова, вы постарайтесь их запомнить в течение 1 минуты.

1 столбик – девочки. 2 столбик – мальчики
Плат_т долги лов_т рыбу
Мес_т тесто точ_т нож
Уч_т стихотворение пил_т дрова
Готов_т уроки стро_т дом
Нос_т воду смотр_т кино
Переписыва_ задание се_т овес

Внимание задание: напишите только первые слова словосочетаний в столбик, рядом запишите эти глаголы в неопределенной форме. Укажите спряжение, выделите окончание. Какой глагол «лишний»?

Самопроверка один ученик читает, все контролируют. Выставляют себе оценку.

Продолжаем применять теоретические знания на практике.

Работа в группах. (1 буква)

А.

Прочитайте. Разделите фразеологические обороты на две разные группы по трем признакам одновременно. Напишите. Укажите спряжение глаголов. Спряжение, каких глаголов можно определить без использования неопределенной формы?

Втирает очки, бьете баклуши, берет на пушку, валяете дурака, водит за нос, заговаривает зубы, гоняете лодыря, обводит вокруг пальца, лежите на печи, замазывает глаза, пускает пыль в глаза, считает ворон, плюете в потолок, сидите сложа руки, морочит голову, собак гоняете, играет в прятки, мух считаете.

Справка: фразеологические обороты группируются по их значению, лицу и числу глагола.

Б.

Учебник страница 1999, упражнение 461.

Вставьте окончание, спишите. Определите у всех глаголов время, число и лицо.

Самопроверка по оценочному листу.

В, Г, Д, Е Учебник, страница 198, упражнение 459. Выполнить по заданию.

Проверка: группа В и Г, Д и Е. Выставление оценок.

Итак, наш урок подходит к концу.

Обобщение.

У кого получилось слово детектив. Я вас поздравляю, вы приняты на работу. Остальным желаю поработать над собой, и обратится в наше агентство.

Как вы думаете, выполнили ли вы цели, поставленные в начале урока? Над чем еще нужно поработать?

Оцените себя, умеете ли вы писать безударные личные окончания, определять спряжение?

Молодцы! Спасибо за урок!

Итог!