На завершающем этапе работы над темой «Фразеология» провожу «Фразеологический турнир». Именно эта форма закрепления материала оказалась самой результативной, подменив собой пресловутую контрольную, которая, как и всякая другая, кроме страха и волнения у детей обычно ничего не вызывает. Конечно, коллеги возразят: нельзя же играми заменить необходимый контроль знаний. Не спорю. Контрольные и проверочные работы необходимы, но темы «Лексика» и «Фразеология» представляются самым благодатным материалом для проведения игр, КВН-ов, турниров. Живая, непринужденная атмосфера, работа в команде, обилие интересной информации сделают свое дело: равнодушных не останется, каждый захочет хоть сколько-нибудь блеснуть эрудицией. В итоге мы получим главное: расширим интеллектуальный запас школьников, кругозор, а, соответственно и лексику обогатим, ведь все мы одинаково страдаем от словесного засорения и словарной бедности наших учеников(и не только их).
Играем обычно всем классом. Это считаю неоспоримым требованием любой игры.
Класс делится на 3 равные команды.
Игра идет по 6 этапам.
Ход игры
I этап. «Разминка».
Сформулировать как можно больше тем, которые находят отражение во фразеологизмах. (Каждой команде 1 балл за тему).
Любовь, Дружба, Насмешка, Пренебрежение, Досада, Интерес, Тревога, Ужас, Стыд, Обида, Усталость, Откровенность, Смелость, Хитрость, Ум и т.д.
Для примера можно дать следующие направления:
- Эмоции и чувства человека.
- Свойства человека и качества его характера.
- Характеристика явлений и ситуаций.
II этап. «Кто кого».
Подобрать как можно больше фразеологизмов, выражающих:
1-й команде – восхищение, радость, восторг (На седьмом небе).
2-й команде – удивление, недоумение, изумление (Не верит глазам).
3-й команде – негодование, возмущение, гнев (Довести до белого каленья).
За каждый фразеологизм – 1 балл.
III этап. «Аукцион».
Все команды получает одинаковые филлворды, в которых зашифрованы названия животных. Их нужно отыскать и подобрать с каждым найденным животным фразеологизм. Кто больше подберет разных фразеологизмов.
За каждый фразеологизм – 2 балла.
Т | П | Т | О | К | А | С | В | З | М | Е | Я |
И | А | Х | У | М | К | О | О | Р | А | Я | Ь |
Ц | К | К | Р | Ы | А | Б | П | О | Н | Ц | Н |
А | У | О | Ш | Б | А | Л | Т | Е | Н | Е | И |
К | Р | Л | К | А | С | Т | О | В | М | О | В |
Ы | Б | Е | А | К | Ч | О | А | Ц | А | К | С |
Б | Е | Д | Ь | А | Л | О | Б | М | Р | Г | У |
Л | К | К | С | О | С | Н | А | Ы | Ш | К | С |
О | В | А | Р | К | О | Л | Р | А | Н | А | Ь |
Комар, Слон Свинья, Волк, Овца, Рак, Баран, Сокол, Гусь, Птенец, Кошка, Собака, Змея, Мышка, Рыба, Муха, Кот, Лебедь, Ласточка, Ворон, Птица, Кур, Бык.
IV этап. «Экскурсия в прошлое».
Объяснить исходное значение фразеологизма. (5 баллов)
По жребию каждой команде 3 фразеологизма.
Дамоклов меч, Сизифов труд, Авгиевы конюшни, Пиррова победа, Прокрустово ложе, Филькина грамота, Уйти с носом, Знать назубок, Буриданов осел.
V этап. «Эстафета».
Каждый член команды дома заготавливает несколько (на случай совпадения) афоризмов. Произносит лишь первую часть, а оставшуюся должен договорить один из участников другой команды. За каждый ответ – 1 балл. Времени на размышление нет. Команда не может помогать товарищу.
В слабом классе учитель сам может заготовить фразеологизмы в зависимости от уровня школьников. (Много забавного можно услышать в ответах ребят, что еще больше оживит атмосферу).
Например:
1-я команда – Нет пророка (в своем отечестве).
Не мечите (бисер перед свиньями).
2-я команда – Прочитать от (корки до корки).
Куда Макар (телят не гонял).
3-я команда – Пройти сквозь (огонь, воду и медные трубы).
Незачем валить (с больной головы на здоровую).
VI этап. «Расширяя горизонты».
Подобрать к каждому фразеологизму синонимично-антонимичную пару (2балла)
Например:
1-я команда: Игра не стоит свеч – Овчинка выделки не стоит; Кровь из носу.
2-я команда: Два сапога пара – Одним миром мазаны; Как небо и земля.
3-я команда: Как из рога изобилия – Полная чаша; Хоть шаром покати