Урок-игра по русскому языку в 10-м классе "Фразеологический турнир"

Разделы: Русский язык


На завершающем этапе работы над темой «Фразеология» провожу «Фразеологический турнир». Именно эта форма закрепления материала оказалась самой результативной, подменив собой пресловутую контрольную, которая, как и всякая другая, кроме страха и волнения у детей обычно ничего не вызывает. Конечно, коллеги возразят: нельзя же играми заменить необходимый контроль знаний. Не спорю. Контрольные и проверочные работы необходимы, но темы «Лексика» и «Фразеология» представляются самым благодатным материалом для проведения игр, КВН-ов, турниров. Живая, непринужденная атмосфера, работа в команде, обилие интересной информации сделают свое дело: равнодушных не останется, каждый захочет хоть сколько-нибудь блеснуть эрудицией. В итоге мы получим главное: расширим интеллектуальный запас школьников, кругозор, а, соответственно и лексику обогатим, ведь все мы одинаково страдаем от словесного засорения и словарной бедности наших учеников(и не только их).

Играем обычно всем классом. Это считаю неоспоримым требованием любой игры.

Класс делится на 3 равные команды.

Игра идет по 6 этапам.

Ход игры

I этап. «Разминка».

Сформулировать как можно больше тем, которые находят отражение во фразеологизмах. (Каждой команде 1 балл за тему).

Любовь, Дружба, Насмешка, Пренебрежение, Досада, Интерес, Тревога, Ужас, Стыд, Обида, Усталость, Откровенность, Смелость, Хитрость, Ум и т.д.

Для примера можно дать следующие направления:

  1. Эмоции и чувства человека.
  2. Свойства человека и качества его характера.
  3. Характеристика явлений и ситуаций.

II этап. «Кто кого».

Подобрать как можно больше фразеологизмов, выражающих:

1-й команде – восхищение, радость, восторг (На седьмом небе).

2-й команде – удивление, недоумение, изумление (Не верит глазам).

3-й команде – негодование, возмущение, гнев (Довести до белого каленья).

За каждый фразеологизм – 1 балл.

III этап. «Аукцион».

Все команды получает одинаковые филлворды, в которых зашифрованы названия животных. Их нужно отыскать и подобрать с каждым найденным животным фразеологизм. Кто больше подберет разных фразеологизмов.

За каждый фразеологизм – 2 балла.

Т П Т О К А С В З М Е Я
И А Х У М К О О Р А Я Ь
Ц К К Р Ы А Б П О Н Ц Н
А У О Ш Б А Л Т Е Н Е И
К Р Л К А С Т О В М О В
Ы Б Е А К Ч О А Ц А К С
Б Е Д Ь А Л О Б М Р Г У
Л К К С О С Н А Ы Ш К С
О В А Р К О Л Р А Н А Ь

Комар, Слон Свинья, Волк, Овца, Рак, Баран, Сокол, Гусь, Птенец, Кошка, Собака, Змея, Мышка, Рыба, Муха, Кот, Лебедь, Ласточка, Ворон, Птица, Кур, Бык.

IV этап. «Экскурсия в прошлое».

Объяснить исходное значение фразеологизма. (5 баллов)

По жребию каждой команде 3 фразеологизма.

Дамоклов меч, Сизифов труд, Авгиевы конюшни, Пиррова победа, Прокрустово ложе, Филькина грамота, Уйти с носом, Знать назубок, Буриданов осел.

V этап. «Эстафета».

Каждый член команды дома заготавливает несколько (на случай совпадения) афоризмов. Произносит лишь первую часть, а оставшуюся должен договорить один из участников другой команды. За каждый ответ – 1 балл. Времени на размышление нет. Команда не может помогать товарищу.

В слабом классе учитель сам может заготовить фразеологизмы в зависимости от уровня школьников. (Много забавного можно услышать в ответах ребят, что еще больше оживит атмосферу).

Например:

1-я команда – Нет пророка (в своем отечестве).
Не мечите (бисер перед свиньями).

2-я команда – Прочитать от (корки до корки).
Куда Макар (телят не гонял).

3-я команда – Пройти сквозь (огонь, воду и медные трубы).
Незачем валить (с больной головы на здоровую).

VI этап. «Расширяя горизонты».

Подобрать к каждому фразеологизму синонимично-антонимичную пару (2балла)

Например:

1-я команда: Игра не стоит свеч – Овчинка выделки не стоит; Кровь из носу.

2-я команда: Два сапога пара – Одним миром мазаны; Как небо и земля.

3-я команда: Как из рога изобилия – Полная чаша; Хоть шаром покати