Цель: повторение дифференциации звуков П-Б
Задачи:
- развивать слуховую, произносительную дифференциацию звуков П-Б в словах, предложениях, тексте.
- формировать фонематический анализ на материале слов со звуками П-Б;
- развивать навыки слогового анализа;
- обогащать словарный запас существительных, прилагательных по теме «Овощи», «Фрукты».
Ход занятия:
- Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Меня зовут Людмила Владимировна.
Ребята вы сегодня такие красивые. Я знаю, что вы все умные, умеете хорошо работать на уроках. Мне очень приятно будет провести с вами занятие. Итак, вы готовы?
Сегодня мы с вами повторим, как различать звуки П-Б. Откройте тетради, запишите число и тему занятия « Различай П-Б»
I. Сравнение произношения звуков Б-П.
Ребята произнесите звуки Б-П. Скажите, что общего в произнесении этих звуков?
(Произносим губами, губы смыкаются)
А теперь скажите, чем различается произнесение этих звуков?
Звук Б - произносим с голосом
Звук П - произносим без голоса
Давайте сделаем вывод. Звук Б произносится с голосом, значит он – звонкий. А звук П произносится без голоса, он –глухой. А какой буквой мы обозначаем звук П- буквой П
Звук Б - буквой Б
II. Дифференциация звуков Б-П в слогах.
На экране вы видите слоги. Давайте прочитаем слоги вместе хором.
ПА-БА-БА ПЫ-ПЫ-БЫ ПУ-БУ-ПУ ПО-БО-ПО. Молодцы. А теперь посмотрим Кто из вас самый внимательный. Я уберу слоги потом повторю один раз, а кто повторит за мной правильно тот самый внимательный.
На экране вы видите слоги. ПА-ПО-АПО-УПЫ-ПУ-ПЭ-ПЫХ. Прочитайте эти слоги и скажите, какой звук повторяется? Повторяется звук П . А кто сможет заменить звук П на звук Б и прочитать снова эти слоги. (Спрашиваю по желанию)
III. Дифференциация звуков Б-П в словах.
Посмотрите на экран.Что изображено на картинках?
(помидор, репа, капуста, яблоко, бананы, абрикос, перец)
- ребята, на какие две группы можно разделить эти картинки?
(овощи и фрукты)
- назовите овощи в названии которых есть звук П
(помидор, репа, капуста, перец)
- запишем эти слова в тетрадь столбиком
- а теперь назовите фрукты, в названии которых есть звук
(бананы, абрикос, яблоко)
- запишем эти слова во второй столбик.
- ребята, давайте подберем к этим словам слова, которые отвечают на вопрос, какой?
- посмотрите, пожалуйста, на экран.
(на экране высвечиваются слова)
- Помидор (какой?)
- Капуста (какая?)
- Яблоко (какое?)
- Бананы (какие?)
- Абрикос (какой?)
- устали? Давайте немного отдохнем. Повторяйте все движения за мной.
1, 2, 3, 4, 5 - все умеем мы считать,
Раз! Подняться, подтянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка.
На четыре - руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.
IV. Дифференциация звуков П-Б в предложениях.
На экране высвечиваются предложения с пропущенным словом. Давайте прочитаем эти предложения и подберём соответствующую картинку.
На огороде выросла большая, зеленая ______________.
(картинки капуста и морковь)
Мама купила Пете три жёлтых, длинных _______________.
(помидор и бананы)
Девочки делили оранжевый, сочный ________________.
(перец и апельсин)
Давайте запишем эти предложения в тетрадь.
V. - ребята, я предлагаю вам поработать с текстами, они лежат у вас на столах.
(объяснить задание)
Выполнение заданий к текстам.
Проверка выполненных заданий.
VI. Домашнее задание на выбор.
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
- ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии?
(ответы учащихся: различали звуки П-Б)
Учитель подводит итог занятия. Предлагает ребятам оценить свое настроение и дать оценку своей работы на занятии с помощью условных обозначений эмоциональных состояний.
Текст.
Вставьте в слова пропущенные буквы П или Б.
Давно скосили и у_рали луга и _оля. Поля о_устели и над ними ходят низкие осенние о_лака.
Уже выкопали в _оле картошку. На огородах со_рали красную морковку и жёлтую сладкую ре_у. Всех _озже срезают ка_усту – тяжёлые светло-зелёные кочаны.
По И. Соколову-Микитову
Загадки
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят.Скинули с Егорушки
Золотые перышки,
Заставил Егорушка
Плакать без горюшка.Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня в них ищи.