Есть на земле особо святые места, отмеченные благодатью Божией. Одни из них широко известны, и никогда в них не смолкает гомон многочисленных паломников, другие же находятся под завесой неизвестности или малоизвестности, сокрыты до времени.
Цель: Исследование истории и возрождения Вавилова Дола.
Задачи:
- Познать историю Вавилова Дола.
- Проследить влияние Вавилова Дола на духовную жизнь людей.
Актуальность: В России, после революции 1917 г., произошли страшные изменения, касающиеся духовных основ русского народа. Громили церкви, бросали за решетки всех людей, которые не отреклись от православия. Миллионы были расстреляны без суда и следствия. Десятилетия продолжались гонения на церковь. Духовный голод повлек за собой появление большого количества людей, которые стали увлекаться оккультными науками, ясновидением, телекинезом, левитацией. С конца 80 –х. гг. оккультный натиск увеличился. Появление различных сект, увлечение наркоманией – итог многолетнего расшатывания и ослабления общечеловеческих ценностей. Наше общество находится в идеологическом плену у западного мышления, у достижений НТП, у культа тоталитарных наслаждений. В итоге, по статистике, которую представил журнал American Journal of Drug and Abuse в России рождаемость ниже, чем в любой стране Европы. Уже с 1992 г. смертность превышала рождаемость.
По прогнозам к 2030 г. пенсионеров будет больше, чем работающего населения.
К 2050 г. страна потеряет 41 млн. человек (в то же время по прогнозам ООН население США увеличится на 110 млн. человек)
А к 2080 г. мы потеряем 70 млн. человек. Нас останется половина от живущих сегодня.
Эти удручающие факты заставляют нас задуматься о судьбе России. Выход из создавшегося положения – возрождение духовных ценностей, обретение каждым россиянином утерянного духовного наследия.
Помнить, знать, почитать свою историю – вот, что натолкнуло нас на изучение данной темы.
Содержание:
- Введение.
- Глава первая. История возникновения Вавилова Дола
- Глава вторая. Век двадцатый.
- Глава третья. Репрессии.
- Глава четвертая. Святой источник.
- Глава пятая. Подвижники и прозорливцы Вавилова Дола..
- Глава шестая. Зов Вавилова Дола.
Введение.
Россиян не может не волновать и не тревожить прошлая, настоящая и будущая судьба России, судьба родного уголка. В прошлом мы мучительно ищем ответы на вопросы: почему такое настоящее и что нас ждёт в будущем.
Особенно интересно узнавать из первоисточников об истории заселения нашего края, о культуре и быте нашего народа, о чём думали, к чему стремились земляки. Накопленные знания, достижения культуры, религиозные верования переходили от поколения к поколению. По крупицам собирали материал, иногда противоречивый, но имеющий право на существование.
Наши предки верующие, да и неверующие, знали многие святые места на Руси. Это Киево- Печёрская и Троице – Сергиевская лавры, Псково – Печёрский монастырь, место нахождения мощей Преподобного Серафима Саровского. Эпоха воинствующего атеизма стёрла память о множестве других святых мест, прославленных многими чудотворениями в местах совсем от нас близких. Одним из таких мест является Вавилов Дол, находящийся в Ивантеевском районе.
Глава 1. История возникновения Вавилова Дола.
22 мая 1998 года – день начала возрождения Вавилова Дола.
Иерей Александр Савчук, первый настоятель Свято – Троицкого храма в с. Ивантеевка отслужил молебен на святой земле.
Торжественное открытие Вавилова Дола в 2004 г. войдет в историю.
30 августа состоялось открытие обновленного святого источника. Жители Ивантеевского, Пугачевского, Балаковского районов, Самарской области и многих других регионов стали свидетелями восторжествовавшей справедливости. Чудотворный источник в Вавиловом Доле – живописный и немного таинственный уголок Ивантеевского района. Он имеет свою историю, которую мы решили исследовать.
В нескольких километрах от небольшого села Чернава Ивантеевского района находится знаменитый по всей России источник с необыкновенной водой.
Исследуя историю Дола, мы столкнулись с несколькими версиями его возникновения.
Первая, самая распространенная среди населения и изложенная в книге Е. Фатьяновой и А. Казамановой «Тайна Вавилова Дола», гласит следующее:
в далекие петровские времена нынешние заволжские степи были густыми, непроходимыми лесами, в чаще которых скрывались разбойники. Предводителем шайки был бесстрашный Вавила. Разбойники были дерзки и неуловимы, потому властям пришлось направить в эти края войска, и лишь с их помощью удалось разгромить разбойничье логово. Лихой атаман был схвачен, а затем ослеплен и выпущен на волю.
Жил в байрачном лесу около Чернавы, где через покаяние за свои тяжкие грехи пришел к вере. Со временем стали приходить в это место странники. Вместе они построили пещерный монастырь и церковь, где существовали подземные ходы.
Существует и другая версия о появлении в нашей местности этого дола.
Из материалов книги «Край трех Иргизов», местного краеведа Лисицина А. М., мы узнали следующее:
край наш стал заселяться людьми лишь в конце 18 века. Первые станционные поселения на территории сегодняшнего района в большинстве своем датируются после 1820 года.
В документах староверческих скитов Прииргизья говорится об отдельных монахах – отшельниках, занимающихся «бартеньем» (уединенным служением Богу) в тихих, укромных местах в междуречье Большого и Малого Иргизов. Летописец Спасо-Преображенского монастыря, что на Большом Иргизе в 1764 году упоминает о молодом, но уже благочестивом монахе, который «… исправно денно и нощно…отмаливает грехи покаянные уединенно в степном лесу за отцом Иргизом…»
В документах Средненикольского скита приблизительно в это же время говорится о молодом монахе «…благочестие оного дано не всякому чтимому старцу…»
Староверы Прииргизья поддержали восстание, во главе которого стоял Емельян Пугачев. За это они подверглись гонениям и преследованиям.
В 1775 году во время его этапирования в Москву у села Мосты (ныне Пестравского района Самарской области) некие разбойники пытались его освободить, но попытка эта не удалась. Основная масса нападавших была казнена, а предводителя непослушных по кличке «Черная борода» подвергли страшным пыткам, за которыми последовала показательная казнь через повешение. По непонятным причинам веревка порвалась и бездыханное тело «Черной бороды» было брошено в Иргиз.
Из этого же документа следует, что разбойник чудом выжил, его подобрали и отвезли под покровом ночи в уединенную степную пустынь к монаху – отшельнику Авиле. Молитвами, врачеванием, целебной родниковой водой он сумел вылечить раненого. Глубокая святость этого монаха, его преданность служению богу вызывали уважение и почитание среди единоверцев. Люди верили в святость его проповедей и поэтому совершали паломничество со всех близ лежащих монастырей и скитов. Они омывали написанные иконы «святой водой» из степного Иргизия. «Вода та благодатная исцеляет, благочестит, лики святых озаряет живым светом…», - так писали художники – иконописцы.
Авил исцелил «Черную бороду» в знак благодарности за то, что он хотел совершить богоугодное дело – освободить Пугачева, приверженца староверческой веры, борца за нее святой проповедник «помазал» (назвал) его своим братом по служению богу и дал ему монашеское имя Ефимий. Брат Ефимий постиг науку проповедника. У него открылся особый дар, который трудно объяснить. Человек, лишенный зрения, начинал видеть контуры человека, пришедшего к «святому источнику» с чистыми помыслами и богоугодными делами.
После смерти Святого Авилы у его могилы совершались молитвенные службы, а байрачный лес с подземными родниками стали называть Авиловым святым местом.
В 1906 – 1908 годах у могилы Авилы была поставлена деревянная часовня.
Таким образом, правильно называть место «святого источника «Авиловым Долом» Вавиловым он стал называться последнее десятилетия. По – видимому, предлог «в» перекочевал в приставку по аналогии: пойдем в Авилов Дол; я был в Вавиловом Доле.
До 1870 – х годов Авилов Дол являлся одним из староверческих центров Заволжья, когда на территории нашего края к этому времени сформировались поселения и в них стали открываться православные церкви.
Авилов Дол был в 1870 – х годах освящен в православное христианское культовое место поклонения.
В конце 19, начале 20 веков появились в святом месте поселения монахов, обитавших в земляных кельях, вырытых по склонам оврага.
Разъяснение по поводу того, как же правильно называть это место, священник Свято – Троицкой церкви с. Ивантеевки О. Владимир пояснил, что в православных святцах существует лишь имя Вавила. Поэтому, Вавилов Дол – это правильное название.
Глава 2. Век двадцатый.
Достоверные сведения о жизни монахов – отшельников можно проследить с начала 20 века.
Известность к Вавилову Долу пришла не сразу. В течение долгого времени монахи-затворники в тайне, сокрытые от людских глаз, несли свой невидимый миру подвиг. И лишь в начале двадцатого века Богу было угодно открыть это место людям и призвать сюда множество богомольцев.
А началось все с того, что в 1905 году сюда пришел с монахами игумен Анфим и основал в Долу скит. Монахи построили часовню и стали по окрестным селам проповедовать “об особой святости и благодати” Вавилова Дола и о чудесах его. Сюда начали приходить богомольцы, и многие действительно становились свидетелями благодатных явлений.
В 1912 г. казначеем скита стал бахчевод Фёдор Александрович Малов,
священником – Иван Павлович Журавлёв, уроженец села Каменка Пугачёвского района.
Когда слава Вавилова Дола стала достаточно велика, на собранные всем миром средства построили в Долу церковь в честь Святителя Николая (1914 год). Был здесь также родник и святой колодец Николая Чудотворца, водой которого очень многие исцелялись, отстроена колокольня и сторожка, общежитие для странников.
Бывшие в Вавиловском скиту прозорливые старцы и старицы тоже исцеляли от различных болезней (большей частью – бесноватых). Происходили исцеления и в церкви на особых молебнах.
Пришедшая в Вавилов Дол в 1919 году старица Евгения (игуменья) излечивала от пьянства и курения. По словам местной жительницы, Раисы Васильевны Кондрашовой, лечение страдающих от различный душевных болезней проводили на горе Голгофе.
Людской поток усилился: кто шёл к старцам за духовным советом, больные – в надежде на исцеление.
С 1917 г. насельники Вавилова Дола в послереволюционные годы все свои силы отдавали на проповедь покаяния, так как ужасы, творимые пришедшими к власти силами, позволяли думать о пришествии антихриста. И проповеди эти были воистину действенными, так как в округе срывались все мероприятия советской власти, не принятые сельским населением.
Глава 3. Репрессии.
Советская власть была серьезно обеспокоена столь сильным влиянием насельников монастыря на население окрестных деревень. Было принято решение об уничтожении как самого монастыря, так и всех его обитателей.
О.Анфим- подвижник и прозорливец Вавилова Дола был расстрелян.
В 1929 году почти все вавиловцы были арестованы. В городе Самаре проходил показательный суд с освещением в печати. В одной из статей говорилось: “Нам важно, чтобы их не зачислили в мученики за веру”. И поэтому много грязной клеветы было выплеснуто на вавиловцев, чтобы их, имевших столь высокий авторитет среди населения, основательно опорочить в глазах простой бедноты. Материалы “со следственными протоколами” были разосланы во все населенные пункты Средневолжского края (“Суд включает в свой приговор, подлежащий доведению до сведения всех трудящихся Средней Волги…”).
Суд постановил: Ивана Осиповича Дорофеева (монаха Святой Горы Афон, монашеское имя неизвестно), священников Ивана Павловича Журавлева и Анисима Алексеевича Пряхина, старцев Степана Агаповича Турапина и Кондратия Федоровича Молодых, попечителя Дола Федора Александровича Малова приговорить к высшей мере “социальной защиты” – расстрелу.
Евгению Матвеевну Афанасьеву (мать игумению, 79 лет) – к 8 годам строгой изоляции без права проживать в европейской части России (а, по сути – тоже к смерти, так как этапа не выдерживали даже многие молодые люди).
Приходских священников Серафима Петровича Белова и Александра Агаповича Корина, монахиню Евгению Матвеевну Афанасьеву (монашеское имя так же неизвестно) приговорили к длительным срокам заключения без права дальнейшего проживания в европейской части РСФСР.
Осуждены также все члены приходского совета и ряд крестьян, активно помогавших подвижникам.
Церковь, часовня и все постройки Вавилова Дола были полностью разрушены. Загрязнены и засыпаны два святых колодца с чудотворной исцеляющей водой. Весь район Вавилова Дола периодически прочесывался, и всякому обнаруженному там грозило тюремное заключение сроком на 10 лет. По свидетельствам населения округи, работа эта в какой-то степени продолжалась вплоть до 80-х годов. Атеистическая агитация, гонение на верующих дали свои отрицательные результаты: посещение Вавилова Дола людьми стало малочисленным. Об этом можно судить по рассказам старожилов: в начале века на большие православные праздники в Вавиловом Долу собиралось до тысячи паломников (со слов Окольниковой Марии Ивановны 1916 – 2001) А к середине века посещавших Вавилов Дол резко сократилось.
Глава 4. Святой источник.
Но все же, несмотря на это, люди продолжали идти в Вавилов Дол на поклонение. Приходили по ночам, скрываясь, всю ночь молились на месте разрушенной церкви. Вновь появился и колодец, тайно срубленный крестьянами близлежащих сел. По преданию, на месте нынешнего Свято-Никольского колодца было явление иконы святителя Николая Чудотворца. Мы встречались со служительницей Вавилова Дола Кузьмичевой О. Н.. Она уточнила, что в начале века ранее упомянутый колодец располагался несколько выше его сегодняшнего местонахождения. Существовало 2 источника, вода из которых обладала чудодейственной силой. Первый – хорошо известен до сегодняшнего дня, его водой пополняется колодец и купель дола. А вот второй, расположен ниже, севернее первого. Раньше, до 80 – х гг. его найти было очень просто - по трем дубкам, которые росли вместе и были ориентиром для страждущих. Сегодня этот родник мало посещаем и его точное местонахождение для нас неизвестно.
Из устного рассказа Нелиной Е. И. (1921 – 2001) слышали о таком народном поверье: на дне колодца стоит серебряная решетка, через которую и просачивается вода. Она могла храниться по нескольку месяцев и не портилась. Горьковатая, с характерным привкусом, помогала при различных недугах. Учащиеся гимназии проводили исследование воды из этого источника в 2004 году под руководством учителя химии Черепковой Н. В. В составе воды действительно найдено небольшое количество ионов серебра. Силами жителей окрестных сел родник регулярно чистили, приводили в порядок. В 1998 году житель села Ивантеевка, Нелин В. К. с сыном провели реставрацию существовавшего колодца и соорудили деревянный сруб. Через дно овражка построили мосток из дубовых бревен. Их количество равнялось 33.
Многие, побывавшие в Вавиловом Долу говорили о том, что почувствовали его особую благодать. И многие получали исцеление, облившись водичкой из святого колодца. А сердце посетивших Вавилов Дол жаждет вновь и вновь возвращения в это благодатное место.
Глава 5. Подвижники и прозорливцы Вавилова Дола.
История сохранила имена подвижников и прозорливцев Вавилова Дола.
Это О. Амфим – монах со святой горы – Афон, Евгения Матвеевна Афанасьева – мать игуменья, Серафим Петрович Белов и Александр Агапович Корин – приходские священники. О них уже упоминалась выше.
Из рассказов наших односельчан мы узнали и другие имена. Р. П. Кудряшова посещала Вавилов Дол с 6 летнего возраста. Она хорошо помнит Матронушку, могила, которой расположена около горы – Афон и сейчас особо почитаема. Вот какой она осталась в памяти Раисы Петровны Кудряшовой и Голубкиной Валентины Николаевны: простая женщина с усталыми, печальными глазами была одета в телогрейку зеленого цвета, платок, ходила с котомкой за плечами. Ее можно было увидеть и в селе Годари (ныне уже не существующем), и в с. Ивантеевка. Как правило, на зиму, Матронушка оставалась жить в какой-нибудь семье. И хотя это было небезопасно, подвижница никогда не оставалась без крова. С наступлением тепла она уходила в Вавилов Дол и жила там, в вырытой земляной яме. Прожила полную лишений, долгую жизнь. Скончалась в 50 – е годы.
В.Н. Голубкина (1936. г.) долгое время общалась с другой тайной монахиней – Екатериной. Вот что мы узнали об этой подвижнице: с 4 лет она воспитывалась в одном из монастырей. В годы репрессий попала в лагерь г. Магадана по 58 статье. Освободилась в 1953 г. Священник из г. Куйбышева (ныне г. Самара), с которым Екатерина отбывала срок, благословил ее на подвиг странничества. Свою фамилию, подробности прошлой жизни она никогда не рассказывала. Когда ее кто-нибудь спрашивал о ее возрасте, она, дерзко вскинув голову, резко отвечала: «А сколько тебе – столько и мне!» Вплоть до 80 – х. годов вела скрытный образ жизни. Жила по несколько месяцев у матери В. Н. Голубкиной. а затем, когда Валентина Николаевна овдовела, часто останавливалась у нее: помогала растить двух дочек. Много и часто молилась. Большую часть жизни проводила в Вавиловом Долу. Посещала монастыри соседних областей, но куда ходила – никогда не рассказывала. Была прозорливицей. В. Н. Голубкина вспоминает один такой эпизод: за несколько месяцев до кончины Л. И. Брежнева, Екатерина пришла в гости и сказала: «Купи ведра, черенки, лопату – все скоро пригодится» Валентина Николаевна про себя недоуменно удивилась этому, ведь недостатка товаров на прилавках магазинов не было, и не придала этим словам никакого значения. Но вскоре смысл их стал ей понятен: жизнь людей ухудшилась, пропали с прилавков магазинов многие товары. В доме, где не было мужских рук, именно в перечисленном прозорливицей ощутилась острая нужда. Впоследствии, когда хозяйка дома просила Екатерину сказать, что ждет ее впереди, та говорила: «Ведь все равно не поверишь – зачем тогда спрашиваешь?» Умерла Екатерина Петровна в 1991 году в г. Пугачеве у приютившей ее Александры Мещеряковой. В. Н. Голубкина бережно хранит Библию, которую на память подарила ей Екатерина Петровна.
Глава 6. Зов Вавилова Дола.
В 1903 году в «Петербургских вестях» было напечатано короткое сообщение о первом крестном ходе православных христиан Заволжья к святому источнику, Вавилов Дол. Так множилась слава святости нашей природной достопримечательности, дошедшая до Киева, а затем до Иерусалима.
И может, это случайность, а может, и нет, но за последние годы в тех местах, где проходит крестный ход Балаково – Вавилов Дол, значительно активизировалась церковная жизнь, строительство храмов: в поселке Заволжский открыт храм в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в Криволучье началось возрождение Нижне – Воскресенского мужского монастыря, в селе Малое Перекопное возобновились службы в Казанском приделе церкви Святой Троицы, заложен фундамент новой церкви с. Ивантеевка.
Крестный ход в Вавилов Дол, посвященный памяти всех новомучеников и исповедников Российских завершается 17 июля, в день памяти страстотерпцев царя Николая, царевны Александры, царевича Алексея, великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.
В крестный путь 2001 г. отправились всего 4 человека, в 2005 году на первый семикилометровый этап из г. Балаково вышли уже около четырех сотен участников. И впервые ход возглавлял Епископ Саратовский и Вольский, Лонгин. « Состав участников хода постоянно обновлялся, но полностью путь в 180 километров впервые преодолело 135 человек (в прошлом году – 90) На Божественной литургии в Вавиловом Доле, которую отслужил Владыко Лонгин, присутствовало более тысячи человек, около пятисот – причастились Святых Христовых Таин.
В 2006 году крестный ход, посвященный памяти всех новомучеников и исповедников Российских властей насельников пещерного монастыря и проводимый по благословению Преосвященнейшего Лонгина, Епископа Саратовского и Вольского, впервые начался в Саратове. Общая протяженность крестного хода составила 350 км. Среди пришедших в Вавилов Дол – студенты, школьники, преподаватели, пенсионеры. Некоторые преодолевали трудности крестного хода целыми семьями. На вопрос: Почему вы пришли в Вавилов Дол? Люди отвечали так: Сергей 14 лет: «Хочу стать священником». Надежда, 50 лет, массажистка: «В Вавилов Дол иду третий раз подряд. Кто однажды ходил к источнику, идет опять – «душа просится в путь». Олег Борисович, 47 лет, преподаватель Поволжского государственного межрегионального строительного колледжа: «Крестным ходом шел уже много раз, …вместе со мной идут сыновья. Ощущение покаяния трудно передать словами. Мы несем его по большому счету не за себя, а за тех, которые уже ушли с земли, не успев раскаяться»
В 2006 году, кроме 300 паломников, пришедших крестным ходом, на воскресной литургии собралось много народа из разных уголков нашей и других областей.
25 мая 2006 года состоялся крестный ход учащихся Ивантеевской СОШ. Ребята из разных классов приняли участие в этом мероприятии, пешком преодолев расстояние в 11 километров.
16 июля 2007 года «ивантеевцы встретили более 150 паломников, в числе которых были верующие не только Саратовского края, но даже из Москвы. Удивительно, что третью часть крестного хода составили дети от 7 до 17 лет» (Зов Вавилова Дола) В пути паломников сопровождали отец Константин из Перелюба, отец Александр из Балаково, отец Алексей из Пугачева, отец Владимир из с. Ивантеевка.
Закончить свою работу мы хотели высказыванием священника Михаила Воробьева («Православная вера» № 14, 2005 год):
«Вавилов дол как действительная, а не мнимая святыня, притягивает к себе каждого духовно чуткого человека, который хотя бы однажды побывал там. И стремимся мы туда не за здоровьем, не за решением семейных проблем или других жизненных трудностей. Нам хочется молиться там, где молились мученики и исповедники ушедшего столетия. Нам хочется дышать тем же воздухом, которым дышали они, видеть то же небо, тот же сохраняемый от осквернения их подвижнической молитвой Божий мир»
Выводы: В ходе своей исследовательской работы мы изучили историю возникновения Вавилова Дола. Для этого использовали все доступные печатные и электронные источники. Во время сбора информации встречались с работниками центральной районной библиотеки, посещали Вавилов Дол, просмотрели любительский видеофильм о святом источнике, снятый учащимися – кадетами из г. Пугачева, беседовали с односельчанами, которые сохранили воспоминания о Вавиловом Доле. Итогом нашей работы стал созданный нами информационный буклет и путеводитель по Вавилову Долу. Кроме того, нас интересовал вопрос влияния Вавилова Дола на духовную жизнь людей. Анализируя материалы, собранные из различных источников последних лет, мы нашли неоспоримые доказательства, что духовно наш народ постепенно возвращается к тем ценностям, без которых невозможна полноценная жизнь человека. Особенно радует тот факт, что современная молодежь проявляет неподдельный интерес к теме возрождения духовных ценностей, а значит, возрождению и процветанию России.
Используемая литература:
- «Зов Вавилова Дола» В. Широков Газета «Православная вера» № 15 2005 г.
- «И небо услышит нас» Н. Музафарова Газета «Ивантеевский вестник» 27 июля 2005 г.
- «Мы в Вавилов Дол пришли другими…» Н. Смородина Газета «Сельская ярмарка» от 20 июля 2006 года.
- «Почему мы пришли в Вавилов дол?» С. Паньшина Газета «Ивантеевский вестник» от 29 июля 2006 года
- «С крестным ходом – школьники» Н. Музафарова Газета «Ивантеевский вестник» от 31 мая 2006 года
- «Зов Вавилова дола» Ю. Воробьева Газета «Ивантеевский вестник» от 28 июля 2007 года
- «Луна и крест» М. Воробьев Газета «Православная вера» № 14 2005 года.
- Е. Фатьянова и А. Казаманова «Тайна Вавилова Дола»
- А.М. Лисицин «Край трех Иргизов»