Урок математики в 4-м классе по теме "Умножение чисел, запись которых заканчивается нулями"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: познакомить с приемом умножения многозначного числа, оканчивающегося нулями на однозначное число.

Задачи:

  1. Научить работать по алгоритму: «Умножение многозначного числа, оканчивающегося нулями, на однозначное число».
  2. Развивать вычислительные навыки, умение преобразовывать величины.
  3. Совершенствовать умения решать задачи.
  4. Развивать интерес к предмету, математическую речь учащихся, логическое мышление.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

С каким многозначным числом будем работать сегодня, узнаем, решив задачи. Будьте внимательны.

  1. В сумерках над рекой кружило несколько летучих мышей. Когда рыбий косяк подошел близко к поверхности воды, прилетело еще 9 мышей. Теперь уже 15 мышей ожидало, когда рыбы выставят над водой плавник или голову, чтобы схватить их. Сколько летучих мышей прилетело? (9)
    – Кто из вас знает, кто такой энтомолог? (Энтомолог – это специалист по разделу зоологии, изучающий насекомых.)

  2. У ученого энтомолога в коллекции было несколько Южноамериканских бабочек. Из экспедиции он привез еще 15 изумительных экспонатов, и в его коллекции стало 19 бабочек. Сколько бабочек из Южной Америки было у ученого до экспедиции? (4)

  3. В террариуме было 14 рогатых игуан, из тропических лесов привезли в 2 раза меньше зеленых игуан. Сколько привезли зеленых игуан? (7)

  4. У орнитолога было 20 фотографий черного журавля и 19 фотографий уток-мандаринок.

На сколько больше было фотографий с черным журавлем, чем с утками-мандаринками? (на 1)

– Догадайтесь, чем занимается орнитолог? (Орнитолог-это специалист, который изучает птиц и их распространение.)

– Получили число: 9 471.

– Откройте тетради, запишите число, классная работа. Дайте характеристику числа.

– Продолжим работу с этим числом, запишем новые четырехзначные числа, при этом проверим ваши знания и ваше внимание.

  1. используя цифры этого числа, ниже запишите наибольшее четырехзначное число. (9 741)
  2. рядом запишите наименьшее четырехзначное число. (1 479)
  3. в числе 9 471 переставьте единицы II и IV разрядов. (7 491)
  4. единицы III разряда увеличьте на 4. (9 871)
  5. единицы каждого разряда I класса уменьшите на 1. (9 360)
  6. все число увеличьте на 100. (9 571)

– Возьмите простой карандаш и расставьте эти числа:

  • I вариант – в порядке возрастания;
  • II вариант – в порядке убывания.

Проверка:

– Назовите полученные числа.

  • I вариант: 1 479, 7 491, 9 360, 9 571, 9 741, 9 871.
  • II вариант: 9 871, 9 741, 9 571, 9 360, 7 491, 1 479.

– Какое число является лишним? (9 360) Докажите. (Оканчивается на 0).

III. Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока: «Умножение чисел, запись которых заканчивается нулями». Чтобы лучше усвоить новый материал, выполним следующее задание.

– Продолжите логическую цепочку: прямая, точка, ломаная, отрезок…

(см. Приложение, рисунок 1)

– Необходимо найти, какие числа спрятались в этих выражениях. Ваши предложения? С чего мы начнем? (со второго выражения).

– Что неизвестно? (Первое слагаемое).

– Как найти первое слагаемое? (Из суммы вычесть второе слагаемое).

– Чему оно равно? (1000) (учитель переворачивает фигуру, на треугольнике появляется число)

– Так как по условию треугольник обозначает одно и то же число, то мы его открываем и во втором выражении.

– Что неизвестно во втором выражении? (Вычитаемое.)

– Как найти вычитаемое? (Из уменьшаемого вычесть разность.) Какое число получим? (10)

– Уменьшите 1000 в 10 раз. Какое число получите? (100). Как вы это сделали? (Чтобы разделить на 10 , нужно убрать один ноль.)

– Вспомним алгоритм работы. Как умножить число на 100, 1000?

– На доске записаны выражения. Необходимо вставить пропущенные числа. Конечный результат вы должны найти из данных чисел (числа заготовлены отдельно учителем) и вывесить на доску.

(3 человека работают у доски)

(см. Приложение, рисунок 2)

Остальные учащиеся работают парами с перфокартами. (см. Приложение, рисунок 3)

Вычислите и найдите лишнее значение выражений.

Назовите лишние значения выражений. (380, 8 400, 6 900.) (Эти значения выражений должны совпасть со значениями выражений учащихся, работающих у доски).

– Каковы остальные значения выражений? (1 ряд-180, 2 ряд- 150, 3 ряд- 120.)

– Какие это числа? (Многозначные. Оканчивающиеся нулями.)

IV. Работа над новой темой.

Сегодня на уроке мы будем учиться умножать такие числа (на доске: 380 8 400 6 900) на однозначные.

– Работать будем как всегда по алгоритму. (алгоритм находится над доской)

Алгоритм умножения чисел, запись которых заканчивается нулями.

  1. Мысленно отбросим нули.
  2. Запишем множители так, чтобы однозначный множитель был под единицами многозначного множителя.
  3. Выполняем умножение поразрядно, начиная с разряда единиц.
  4. Приписываем к полученному произведению столько нулей, сколько было в первом множителе.

На какое однозначное число вы будете умножать 380, узнаете, ответив на вопрос:

– 900 см переведите в метры. (9)

(ученик делает вычисления в столбик по алгоритму, который висит на доске, умножает 380 на 9.)

– Твое число обозначает количество дней в неделе. (7)

(второй ученик умножает 8 400 на 7)

– Если переведете 4000 кг в тонны, то получите это число. (4)

(учащиеся самостоятельно умножают 6900 на 4)

V. Закрепление.

Откройте учебники на стр.75, №369. Работать будем по рядам: 1 ряд- 1столбик; 2 ряд-2 столбик, 3 ряд- 3 столбик. Дополнительно: 32 000 000 000 · 6.

Проверка (учитель читает вопросы, чередуя, каждому ряду, дети называют числа, которые являются ответами данных выражений):

– Это число стоит между числами 1 169 и 1 171. (1 170)

– В этом числе 500 единиц I класса и 23 единицы II класса. (23 500)

– Если 140 550 увеличить на 10, то получим это число. (140 560)

– В этом числе 336 десятков (3 360)

– В этом числе 408 сотен. (40 800)

– Если число 2 763 умножить на 100, то получим это число. (276 300)

VI. Физкультминутка.

Игра «День-ночь».

(«Ночь». Вы отдыхаете, расслабляетесь, засыпаете. Если я назову число, оканчивающееся на ноль, это «Утро». Вы просыпаетесь.)

1 117, 789, 8 900, 521, 888, 40 000, 426, 115. 200.

VII. Работа над пройденным материалом.

(стр. 75, №370)

На фабрике за месяц изготовили 40 000 пар обуви. Мужской обуви 8 900 пар, женской – в 2 раза больше, чем мужской, остальная обувь – детская. Сколько пар детской обуви изготовили за этот месяц?

Читаем задачу.

– Что изготавливали на фабрике? (Обувь)

– О каких видах обуви идет речь в задаче? (Мужской, женской и детской.)

– Какие данные из задачи вы услышали в физкультминутке? (8 900)

– Что обозначает это число? (Количество мужской обуви)

– Какие данные из задачи вы еще услышали в физкультминутке? (Сорок тысяч)

Что обозначает это число в задаче? (Сколько пар обуви изготовили всего.)

– А что сказано о женской обуви? (Ее изготовили в два раза больше)

(учитель вставляет данные из задачи в краткую запись на доске)

– Вся ли краткая запись выполнена верно? (Нет главного вопроса.)

– Каков главный вопрос задачи? (Сколько пар детской обуви изготовили?)

– Сможете ли вы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет.)

– Почему? (Не знаем, сколько пар женской обуви изготовили.)

– Какие слова вам помогут выбрать действие? (в, раза.)

– На какие действия они указывают? ( Умножение или деление.)

– Какое слово вам поможет? (Больше)

– Каким действием будем находить женскую обувь? (Умножением.)

– Что сказано о детской обуви? (Остальная.)

– Как ищем остаток? (Вычитанием.)

– Что надо найти в задаче? (Детскую обувь.)

– План решения наметили, а вы подумайте и решите задачу.

(учитель проверяет разные способы решений задачи)

– Чтобы убедиться, что вы решили верно, сделаем проверку.

– Ваши предположения? Сколько слагаемых будет в проверке? (три)

– Назовите их. (8 900, 17 800, 13 300.)

(Учитель открывает доску, где записана проверка: 8 900+13 300+17 800=40 000)

– А правильно ли я записала? Какое свойство сложения я применила? (переместительное)

– Читаем задачу №371.

На сахарный завод привезли 80 машин свеклы, по 3 тонны на каждой. Сколько сахара изготовили их этой свеклы, если масса сахара составляет шестую часть массы свеклы?

– Будьте внимательны! (учитель открывает доску, появляется краткая запись без числовых данных)

– Назовите числовые данные задачи, которые я должна здесь записать, объясняя, что они обозначают. (3m- столько свеклы на одной машине; 80 м. – количество машин.)

– А что вставлю здесь? (6 часть)

– Как найти часть от числа? (Целое разделить на количество частей.)

– Можем ли мы сразу найти массу сахара? (нет)

– А вот предположить мы можем.

(На доске числа: 480. 240, 40.) Дети доказывают, предполагают.

– А теперь, используя эти числовые данные задачи (учитель стирает наименования) и знаки действий, запишите решение задачи выражением. И вы узнаете, кто из вас прав.

– А у вас будет свое задание. (сильным ученикам дается карточка с подобной задачей, но другими данными)

– Во сколько раз ваш ответ больше? (в два раза) Назовите действия. Что находили умножением? Делением?

VIII. Подведение итогов урока.

Итак, я хочу умножить эти числа (числа записаны на доске) на однозначные. Ваши предложения. Вспомним алгоритм умножения чисел, запись которых заканчивается нулями.