Цель урока: познакомить с приемом умножения многозначного числа, оканчивающегося нулями на однозначное число.
Задачи:
- Научить работать по алгоритму: «Умножение многозначного числа, оканчивающегося нулями, на однозначное число».
- Развивать вычислительные навыки, умение преобразовывать величины.
- Совершенствовать умения решать задачи.
- Развивать интерес к предмету, математическую речь учащихся, логическое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
– С каким многозначным числом будем работать сегодня, узнаем, решив задачи. Будьте внимательны.
-
В сумерках над рекой кружило несколько летучих мышей. Когда рыбий косяк подошел близко к поверхности воды, прилетело еще 9 мышей. Теперь уже 15 мышей ожидало, когда рыбы выставят над водой плавник или голову, чтобы схватить их. Сколько летучих мышей прилетело? (9)
– Кто из вас знает, кто такой энтомолог? (Энтомолог – это специалист по разделу зоологии, изучающий насекомых.) -
У ученого энтомолога в коллекции было несколько Южноамериканских бабочек. Из экспедиции он привез еще 15 изумительных экспонатов, и в его коллекции стало 19 бабочек. Сколько бабочек из Южной Америки было у ученого до экспедиции? (4)
-
В террариуме было 14 рогатых игуан, из тропических лесов привезли в 2 раза меньше зеленых игуан. Сколько привезли зеленых игуан? (7)
-
У орнитолога было 20 фотографий черного журавля и 19 фотографий уток-мандаринок.
На сколько больше было фотографий с черным журавлем, чем с утками-мандаринками? (на 1)
– Догадайтесь, чем занимается орнитолог? (Орнитолог-это специалист, который изучает птиц и их распространение.)
– Получили число: 9 471.
– Откройте тетради, запишите число, классная работа. Дайте характеристику числа.
– Продолжим работу с этим числом, запишем новые четырехзначные числа, при этом проверим ваши знания и ваше внимание.
- используя цифры этого числа, ниже запишите наибольшее четырехзначное число. (9 741)
- рядом запишите наименьшее четырехзначное число. (1 479)
- в числе 9 471 переставьте единицы II и IV разрядов. (7 491)
- единицы III разряда увеличьте на 4. (9 871)
- единицы каждого разряда I класса уменьшите на 1. (9 360)
- все число увеличьте на 100. (9 571)
– Возьмите простой карандаш и расставьте эти числа:
- I вариант – в порядке возрастания;
- II вариант – в порядке убывания.
Проверка:
– Назовите полученные числа.
- I вариант: 1 479, 7 491, 9 360, 9 571, 9 741, 9 871.
- II вариант: 9 871, 9 741, 9 571, 9 360, 7 491, 1 479.
– Какое число является лишним? (9 360) Докажите. (Оканчивается на 0).
III. Сообщение темы и целей урока.
– Тема нашего урока: «Умножение чисел, запись которых заканчивается нулями». Чтобы лучше усвоить новый материал, выполним следующее задание.
– Продолжите логическую цепочку: прямая, точка, ломаная, отрезок…
(см. Приложение, рисунок 1)
– Необходимо найти, какие числа спрятались в этих выражениях. Ваши предложения? С чего мы начнем? (со второго выражения).
– Что неизвестно? (Первое слагаемое).
– Как найти первое слагаемое? (Из суммы вычесть второе слагаемое).
– Чему оно равно? (1000) (учитель переворачивает фигуру, на треугольнике появляется число)
– Так как по условию треугольник обозначает одно и то же число, то мы его открываем и во втором выражении.
– Что неизвестно во втором выражении? (Вычитаемое.)
– Как найти вычитаемое? (Из уменьшаемого вычесть разность.) Какое число получим? (10)
– Уменьшите 1000 в 10 раз. Какое число получите? (100). Как вы это сделали? (Чтобы разделить на 10 , нужно убрать один ноль.)
– Вспомним алгоритм работы. Как умножить число на 100, 1000?
– На доске записаны выражения. Необходимо вставить пропущенные числа. Конечный результат вы должны найти из данных чисел (числа заготовлены отдельно учителем) и вывесить на доску.
(3 человека работают у доски)
(см. Приложение, рисунок 2)
Остальные учащиеся работают парами с перфокартами. (см. Приложение, рисунок 3)
– Вычислите и найдите лишнее значение выражений.
– Назовите лишние значения выражений. (380, 8 400, 6 900.) (Эти значения выражений должны совпасть со значениями выражений учащихся, работающих у доски).
– Каковы остальные значения выражений? (1 ряд-180, 2 ряд- 150, 3 ряд- 120.)
– Какие это числа? (Многозначные. Оканчивающиеся нулями.)
IV. Работа над новой темой.
– Сегодня на уроке мы будем учиться умножать такие числа (на доске: 380 8 400 6 900) на однозначные.
– Работать будем как всегда по алгоритму. (алгоритм находится над доской)
Алгоритм умножения чисел, запись которых заканчивается нулями.
- Мысленно отбросим нули.
- Запишем множители так, чтобы однозначный множитель был под единицами многозначного множителя.
- Выполняем умножение поразрядно, начиная с разряда единиц.
- Приписываем к полученному произведению столько нулей, сколько было в первом множителе.
– На какое однозначное число вы будете умножать 380, узнаете, ответив на вопрос:
– 900 см переведите в метры. (9)
(ученик делает вычисления в столбик по алгоритму, который висит на доске, умножает 380 на 9.)
– Твое число обозначает количество дней в неделе. (7)
(второй ученик умножает 8 400 на 7)
– Если переведете 4000 кг в тонны, то получите это число. (4)
(учащиеся самостоятельно умножают 6900 на 4)
V. Закрепление.
– Откройте учебники на стр.75, №369. Работать будем по рядам: 1 ряд- 1столбик; 2 ряд-2 столбик, 3 ряд- 3 столбик. Дополнительно: 32 000 000 000 · 6.
Проверка (учитель читает вопросы, чередуя, каждому ряду, дети называют числа, которые являются ответами данных выражений):
– Это число стоит между числами 1 169 и 1 171. (1 170)
– В этом числе 500 единиц I класса и 23 единицы II класса. (23 500)
– Если 140 550 увеличить на 10, то получим это число. (140 560)
– В этом числе 336 десятков (3 360)
– В этом числе 408 сотен. (40 800)
– Если число 2 763 умножить на 100, то получим это число. (276 300)
VI. Физкультминутка.
Игра «День-ночь».
(«Ночь». Вы отдыхаете, расслабляетесь, засыпаете. Если я назову число, оканчивающееся на ноль, это «Утро». Вы просыпаетесь.)
1 117, 789, 8 900, 521, 888, 40 000, 426, 115. 200.
VII. Работа над пройденным материалом.
(стр. 75, №370)
На фабрике за месяц изготовили 40 000 пар обуви. Мужской обуви 8 900 пар, женской – в 2 раза больше, чем мужской, остальная обувь – детская. Сколько пар детской обуви изготовили за этот месяц?
– Читаем задачу.
– Что изготавливали на фабрике? (Обувь)
– О каких видах обуви идет речь в задаче? (Мужской, женской и детской.)
– Какие данные из задачи вы услышали в физкультминутке? (8 900)
– Что обозначает это число? (Количество мужской обуви)
– Какие данные из задачи вы еще услышали в физкультминутке? (Сорок тысяч)
Что обозначает это число в задаче? (Сколько пар обуви изготовили всего.)
– А что сказано о женской обуви? (Ее изготовили в два раза больше)
(учитель вставляет данные из задачи в краткую запись на доске)
– Вся ли краткая запись выполнена верно? (Нет главного вопроса.)
– Каков главный вопрос задачи? (Сколько пар детской обуви изготовили?)
– Сможете ли вы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет.)
– Почему? (Не знаем, сколько пар женской обуви изготовили.)
– Какие слова вам помогут выбрать действие? (в, раза.)
– На какие действия они указывают? ( Умножение или деление.)
– Какое слово вам поможет? (Больше)
– Каким действием будем находить женскую обувь? (Умножением.)
– Что сказано о детской обуви? (Остальная.)
– Как ищем остаток? (Вычитанием.)
– Что надо найти в задаче? (Детскую обувь.)
– План решения наметили, а вы подумайте и решите задачу.
(учитель проверяет разные способы решений задачи)
– Чтобы убедиться, что вы решили верно, сделаем проверку.
– Ваши предположения? Сколько слагаемых будет в проверке? (три)
– Назовите их. (8 900, 17 800, 13 300.)
(Учитель открывает доску, где записана проверка: 8 900+13 300+17 800=40 000)
– А правильно ли я записала? Какое свойство сложения я применила? (переместительное)
– Читаем задачу №371.
На сахарный завод привезли 80 машин свеклы, по 3 тонны на каждой. Сколько сахара изготовили их этой свеклы, если масса сахара составляет шестую часть массы свеклы?
– Будьте внимательны! (учитель открывает доску, появляется краткая запись без числовых данных)
– Назовите числовые данные задачи, которые я должна здесь записать, объясняя, что они обозначают. (3m- столько свеклы на одной машине; 80 м. – количество машин.)
– А что вставлю здесь? (6 часть)
– Как найти часть от числа? (Целое разделить на количество частей.)
– Можем ли мы сразу найти массу сахара? (нет)
– А вот предположить мы можем.
(На доске числа: 480. 240, 40.) Дети доказывают, предполагают.
– А теперь, используя эти числовые данные задачи (учитель стирает наименования) и знаки действий, запишите решение задачи выражением. И вы узнаете, кто из вас прав.
– А у вас будет свое задание. (сильным ученикам дается карточка с подобной задачей, но другими данными)
– Во сколько раз ваш ответ больше? (в два раза) Назовите действия. Что находили умножением? Делением?
VIII. Подведение итогов урока.
– Итак, я хочу умножить эти числа (числа записаны на доске) на однозначные. Ваши предложения. Вспомним алгоритм умножения чисел, запись которых заканчивается нулями.