Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Непредельные углеводороды».
Задачи:
- Повторить, обобщить и систематизировать общие сведения о непредельных углеводородах.
- Развивать умения и навыки учащихся применять полученные знания на практике.
- Развивать интерес к химии через решение нестандартных заданий.
Ожидаемый результат:
Учащиеся:
- Умеют самостоятельно пополнять и систематизировать свои знания.
- Умеют составлять структурные формулы изомеров и называть их, различают понятия «гомолог» и «изомер».
- Умеют составлять уравнения химических реакций, устанавливать генетическую связь между классами углеводородов.
- Умеют сравнивать состав, строение и свойства непредельных углеводородов.
Ход урока.
Здравствуйте. Садитесь. Вы любите стихи? И я тоже. Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со стихов. Их написал замечательный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, человек поистине энциклопедических знаний. Он сделал немало открытий не только в таких науках, как химия, физика, астрономия, но и с большим успехом работал в области литературы, риторики и других. Ломоносов писал о химии:
В земное недро ты, Химия,
Проникни взора остротой,
И что содержит в нем Россия,
Драги сокровища открой.
Поистине сокровищами являются те знания, которые получает, накапливает каждый человек в течение всей своей жизни. Какие же знания мы получили на последних уроках? Какую тему мы изучили?
Какую цель мы можем поставить на сегодняшнем уроке? Можем ли мы приступить к изучению новой темы?
Я вам помогу «Обобщение – это, вероятно, самый легкий и самый очевидный путь расширения знаний», - сказал один из великих людей.
Обобщить это «О», а рядом стоят еще 2 буквы «П» и «С», что они могу обозначать
Итак, сформулируем цель нашего урока «повторить, обобщить и систематизировать эти знания в ходе нашего урока».
К уроку я выбрала девиз: «Кто мало знает, для того и этого много. Кто много знает, тому и этого мало».
А вот кто из вас, сколько знает, мы узнаем в ходе деловой игры, в которой будет несколько заданий. За правильно выполненное задание вы получите волшебную букву, а почему она волшебная вы узнаете в конце урока.
1. Задание «Разминка».
У вас на партах листки бумаги со шкалой, где проставлены цифры от 1–10. Цифры – это номер вопроса. Свои ответы вы будете оформлять на шкале: Если вопрос соответствует тому веществу, которое указано, то на шкале отмечаете дугой или другой фигурой.
- Вещество отвечает общей формуле ряда CnН2n-2.
- Вещество реагирует с галогенводородами согласно правилу Марковникова.
- Вещество вступает в реакцию гидратации.
- Вещество имеет двойную связь.
- У вещества атомы углерода, которого обладает sp-гибридизацией.
- Вещества обесцвечивают бромную воду.
- Вещества, получают при реакции Лебедева.
- Вещество относится к непредельным углеводородам.
- Вещество применяется для синтеза каучуков.
- вещество мало растворяется в воде.
2. Задание.
Если природа дает добро, то химические реакции идут сами по себе.
Я предлагаю осуществить химические реакции.
1. → → →
2. → → →
3. СаСО3 → СаC2 → С2Н2 → СН3-СОН
4. СН4 → С2Н4 → С2Н6 → С2Н5Сl
5. СН3-СН3 → СН3-СН2Сl → СН2=СН2 → СН2Сl-CH2Cl
6. CH2=CH2 → CH2Cl-CH2Cl → CH≡CH
7. СН4 → С2Н2 → СН2-СНСl →
8. CаСО3 → СаС2 → С2Н2 → СО2
3. Задание.
Эксперимент 7 раз воспроизведи, потом лишь заяви.
1. СН3–СН2–С≡С–СН3
2. СН2=СН2
3.
4.
5. СН3–СН=СН–СН3
6. СН3–СН=СН–СН2–СН3
4. Задание.
Давайте отдохнем и сыграем в крестики, нолики.
Выигрышный вариант составляют гомологи гомологического ряда алкенов.
С2Н2 | С2Н6 | С4Н6 |
СН3 | СН4 | СН2 |
С2Н4 | С3Н6 | С5Н10 |
5. Задание.
У каждого на парте приготовлены 8 химических уравнений реакции.
Внимательно их рассмотрите:
- Среди реакций выберите реакцию Вюрца.
2CH3I + 2Na → СH3–CH3 + 2NaI
- Поднимите реакцию Коновалова.
CH3–CH3 + HNО3 → CH3–CH3NО2 + Н2О
- Выберите реакцию, которая протекает по правилу Марковникова.
CH2=CH–CH3 + HBr → CH3–CHBr–CH3
- Найдите реакцию гидратации.
CH2=CH2 + H2O → CH3CH2OH
- Выберите реакцию, которую впервые применил Лебедев.
2СН3–СН2ОН → СН2=СН–СН=СН2 + 2Н2О + Н2
- Среди реакций найдите реакцию Кучерова.
СН≡СН + Н2О → СН3–HСO
- Найдите реакцию Зелинского.
CH≡CH →
- Последнюю реакцию назовите сами. (Гидрирование).
СН2=СН–СН3=CН2 → СН3–СН2–СН3
6. Задание.
В этом задании пойдет речь об ученом, который работал в области органической химии. Я буду давать вам подсказки, а вы должны отгадать, о каком ученом идет речь.
- Уже в 9 лет получил кличку «Великий химик»
- Учился у крупнейших ученых Зинина и Клауса
- Увлекался биологией, написал диссертацию «Дневные бабочки Волго-Уральской фауны».
- В 1849 году окончил университет и был удостоен степени кандидата
- В 23 года читал лекции в казанском университете, а в 25 лет написал 3-ю диссертацию по химии.
- Создал теорию строения органических веществ.
(Бутлеров Александр Михайлович)
- Ребята вас не удивляет, что Бутлерова уже в 9 лет называли «великим химиком».
(Учитель зачитывает справку о том, как Бутлеров А.М. получил звание «Великий химик».)
(Если ребята в течение урока не набирают волшебные буквы, учитель дарит их ребятам).
В преддверии нового года, как правило, происходят чудеса, дарят подарки, и я вам дарю недостающие буквы. Теперь сложите из этих букв слово соответствующее теме нашего урока. Итак, сегодня встречались команда «алкенов» и команда «алкинов».
А сейчас ребята я хочу вернуться к девизу нашего урока «Кто мало знает, для того и этого много. Кто много знает, тому и этого мало». Я надеюсь, что знаний у вас стало больше, но на этом вы не остановитесь.
Я думаю, что вы будете подниматься все выше и выше к вершинам знаний. А сейчас я хотела, что бы вы сами оценили уровень своих знаний после этого урока.
Поставьте знак рядом с тем высказыванием, которое вы считаете более верным для себя.
- После урока стала знать больше, но все – таки не достаточно…
- Тему знаю в основном, считаю этих знаний достаточно для дальнейшего изучения предмета …
- Углубил знания по теме, могу применить их на практике …
- Тему знаю отлично, могу выступить с сообщением перед другими ребятами …