Цель:
- Обобщить знания по теме "Имя существительное" (его грамматические, морфологические признаки, синтаксическая роль).
- Развить умение находить и исправлять грамматические и речевые ошибки.
- Воспитывать у школьников потребность в самоконтроле за собственной речью (устной и письменной), развивать языковое чутье, безошибочно следовать нормам речи.
Ход урока
1) Организационный момент.
2) Работа с классом.
Мы провели большую работу по данной теме. И напрашивается вопрос: почему в любом учебнике изучение частей речи начинается с ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО?
Существительные называют предметы и явления, из которых состоит окружающий мир. А.Фет из 22 слов создал поэтический шедевр (уместно вспомнить стихотворение "Шепот, робкое дыханье..."), 14 из них - существительные. С помощью существительных можно нарисовать портрет, передать состояние явлений природы, написать стихотворение. Они передают информацию о предметах и о тех ситуациях, в которые попадают предметы.
С помощью круга Эллера мы с вами рассмотрим основные модули в изучении темы " Имя существительное".
1. Грамматические признаки имени существительного.
2. Морфологические признаки имени существительного.
3. Синтаксическая роль имени существительного.
3) Проведем орфографическую пятиминутку.
Задача: записать слова, определить часть речи, выделить орфограммы (один ученик работает у доски).
Расписание, росток, жердочка, рожь, над землей, цифра, Москва, грузчик, неправда (ложь), зайчонок.
4) Обратите внимание на поэтические строки А.С. Пушкина (на доске).
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
На печальные поляны
Льет печально свет она.
Задача: произвести морфологический разбор 2-х существительных (2 человека работают у доски).
5) А каковы морфологические признаки имени существительного? (фронтальный опрос).
- собственные / нарицательные
- одушевленные / неодушевленные
- род имен существительных
- категория числа
- изменение по падежам (1 ученик работает у доски)
- 3 склонения существительных (1 человек работает у доски)
6) Работа с карточкой (выдается всем ученикам).
Задача: разбить существительные на три столбика (разносклоняемые, несклоняемые, общего рода).
Время, кенгуру, мисс, шимпанзе, знамя, задира, стремя, метро, забияка, бремя, мадам, кофе, забияка, егоза, кино, сирота, пламя, город Сочи.
(На доске высвечивается правильный ответ, ученики оценивают себя сами).
7) Работа с учебником (упражнение 245, с. 98).
Задание: Вставьте пропущенную букву, обозначьте орфограмму, аргументируйте свой ответ.
(2 человека работают у доски).
8) Поисковая работа: " Имя существительное в Р.п., мн.ч." (заранее готовит один из учеников).
По правильному произношению судят о культуре человека. Давайте говорить правильно!
Апельсины - апельсинов, помидоры -помидоров, грамм-граммов, носки-носков,
Ботинки - ботинок, метры - метров, цыгане - цыган, судьи - судей, дела - дел, места - мест.
9) 3 блок. Какова синтаксическая роль имени существительного в предложении?
Самостоятельная работа (карточки выданы).
Задание: определите, какую синтаксическую роль выполняет слово ДЕРЕВО в приведенных ниже предложениях.
1. Сосна - хвойное дерево.
2. Дерево поднялось выше дома.
3. Из-за редких деревьев вырисовывались белые корпуса.
4. На косогоре мы увидели дерево.
10) ВЫВОД: Мы повторили и систематизировали знания по теме: "Имя существительное, его грамматические, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении".
11) Домашнее задание: КРОССВОРД.
- Название одной из футбольных команд ("ДИНАМО").
- Мастерские по ремонту паровозов (ДЕПО).
- Напиток из семян шоколадного дерева (КАКАО).
- Сорт цветных ниток (МУЛИНЕ).
- Парный танец (ТАНГО).
12) Выставление оценок за урок.