Цели урока: формировать навыки правильной читательской и речевой деятельности, совершенствовать умения работать с текстом; развивать мышление и творческие способности учащихся; воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, любовь к природе.
Оборудование: слайды презентации, экран, проектор.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
На столах у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
И так урок литературного чтения.
II. Вступительная беседа и постановка учебных задач.
Приложение 1. Слайд№1
- Какое время года изображено?
- Какие чувства вызвала картина?
- Как можно озаглавить?
Слайд №2
- А эта фотография, какие вызвала чувства?
- Чем вызвано чувство грусти?
- Как можно озаглавить эту фотографию?
- Как вы думаете, ребята, почему мы урок начали с беседы об осени?
- Какую тему мы начали изучать? Слайд №3
- Чьи это слова?
У каждого из нас свои впечатления об осени. А произведения поэтов и писателей помогают нам пополнить впечатления, сделать нашу речь богаче и выразительней.
Слайд №4
Сегодня мы продолжим знакомство с произведением замечательного писателя К.Г.Паустовского, который завещал нам учиться у героев книг любить нашу землю – её поля и леса, её города и заводы, её небо, её реки, её язык и искусство. Работая с текстом, мы будем развивать свою речь и творчество.
III. Работа с текстом.
1. Беседа. Слайд №5
- Какое произведение читали дома?
- Какое это произведение по жанру?
- От какого лица ведётся рассказ?
- Кем является рассказчик – повествователем или участником событий? (Рассказчик – участник событий, один из героев произведения.)
2. Чтение цепочкой I части рассказа и беседа по вопросам.
- Какие приёмы использует писатель в I части рассказа? (Автор использует приём сравнения и олицетворения)
- Что с чем сравнивает Паустовский? (Воду, казавшуюся чёрной с дёгтем; разноцветных окуней со сказочными японскими петухами; глаза ершей с маленькими лунами; зубы щуки с иглами)
- Почему плотва названа оловянной? (Плотва и олово серебристого, холодного цвета)
- Приведите пример олицетворения. (Звёзды шевелились и дрожали)
- Как понимаете, выражение «шевелились и дрожали низкие звёзды»? (Наверное шевелились ветки деревьев, сквозь которые были видны звёзды или так казалось от движения воздуха)
- Что такое чёлн? (Чёлн - выдолбленная из дерева лодка.)
- Деготь? (Дёготь – тёмный, жидкий смолянистый продукт.)
3. Нарисуйте словесную картину к I части рассказа.
4. Физминутка.
5. Самостоятельное чтение II части и подготовка к пересказу от 3 лица.
- Почему мальчику автор уделил много внимания? (Мальчик был наблюдательным: первым заметил барсука, увидел как зверёк лечит нос. Без мальчика рассказ был бы не интересен.)
6. Выборочное чтение. III и IV часть.
- Прочтите всё, что написано о барсуке в III части.
- Как вы думаете, почему барсук попал в такую ситуацию? (ответы детей)
- Охарактеризуйте барсука. Слайд №6
- Прочтите, как барсук лечил свой нос.
7. Пересказ от лица барсука.
- Какое по жанру у вас будет произведение? (Это будет сказка.)
- Как озаглавим нашу сказку? ( Ответы детей)
- И так сказка:Слайд №7
- Спасибо за сказку. Она была замечательна!
- Ребята, а как повели себя обитатели леса, когда барсук сильно закричал от боли? (Они испугались.)
- Как удалось Паустовскому избежать повторения слова «испугались»? (заорали лягушки, всполошились птицы, ударила пудовая щука)
- Что значит «пудовая щука»? ( Пуд - это старинная единица массы, равная 16 кг).
IV. Итог урока. Чему мы учились на уроке?
Сегодня мы услышали сказку от лица барсука.
V. Дома:
1 группа готовит рассказ от лица мальчика. Какое по жанру будет произведение?
2 группа читает II часть и готовит пересказ от 3 лица.