Цели:
- развитие мелкой моторики рук, осязательного восприятия;
- обучение способам обследования на осязание, формированию действий с предметами;
- обучение пониманию словесных указаний учителя, действиям по инструкции
Оборудование:
- рисунок Золушки в праздничном платье и лохмотьях;
- «Волшебные мешочки» с предметами для каждого;
- баночки с фасолью и горохом;
- рисунки клубков, ручки;
- шаблоны, бархатная бумага, ножницы, карандаш, клей;
- карточки с точечным рисунком;
- «волшебная палочка»;
- магнитофон, а/запись.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
(вывешивается рисунок Золушки в лохмотьях)
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, к нам в гости пришла сказка. Это сказка об очень доброй, красивой и трудолюбивой девочке – Золушке. Она попала в беду, и только вы можете ей помочь, она очень на вас надеется. Итак, слушайте:
В одном прекрасном королевстве
Бедняжка-Золушка жила,
Отец её – всегда в отъезде,
Родная мама умерла.
У мачехи росла сиротка
И не было пощады ей:
С утра до ночи – лишь работа,
Перечить мачехе – не смей!
Трудилась Золушка примерно,
Но мачехе – не угодить,
Она решила непременно
Бедняжку-Золушку сгубить.
И самой чёрною работой
Велела заниматься ей,
Но Золушка не унывала,
Ведь много у неё друзей,
Которые всегда помогут,
Которые всегда спасут.
И, как бы мачеха ни злилась,
На помощь вовремя придут.
Была у Золушки прекрасной
Заветная мечта одна –
На бал хотелось бы попасть ей…
Об этом грезила она!
Но вот, однажды, в королевстве
На бал всех жителей зовут,
И Золушка живёт надеждой,
А мачеха-то тут как тут:
«Заданья выполни сначала,
Потом на бал поедешь ты!»
Ребята, верю, мы поможем
Осуществленью той мечты.
У Золушки уже есть платье:
Подарок феи – красота!
Ей только б выполнить заданья,
Тогда исполнится мечта!
- Да, злая мачеха приготовила для своей падчерицы много заданий. Ей одной не успеть справиться. А ей так хочется попасть на этот самый первый в её жизни бал! Давайте постараемся ей помочь. Начнём.
2. Разминка для пальцев.
Ох, и трудные заданья
Предстоит вам выполнять,
Чтобы справились вы с ними –
Надо пальчики размять.
Подготовим их к работе,
Надо ж Золушке помочь,
Ведь без вас она не сможет
На балу быть в эту ночь«За работу»
Ну-ка, братцы, за работу.
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить, - показать большой палец
Печи все тебе топить, - показать указательный палец
Тебе воду приносить, - показать средний палец
А тебе обед варить, - показать безымянный палец
А тебе посуду мыть. - показать мизинец
Лишь тогда вы отдохнёте, - встряхнуть кисти рук
Когда заданья все пройдёте. – сжать-разжать кулачки
3. Игра «Волшебный мешочек»
Вот вы пальчики размяли,
Они ловкими все стали,
И мы можем начинать
Задачку первую решать
Злая мачеха велела
Порядок в доме навести.
Чтобы Золушка успела –
Надо нам её спасти.
Из мешочка, что на парте,
Нужно вещи все достать,
Но сначала – что за вещи? –
На ощупь надо угадать.
Не заглядывать в мешочек,
Не юлить и не хитрить,
А достать поодиночке
И на парте разложить.
У каждого на парте – мешочек с предметами. Учитель называет предмет – дети находят на ощупь и выкладывают на парту.
4. Упражнение для развития мелкой моторики – перебирание бобов.
(на партах у каждого – баночка с фасолью и горохом)
Молодцы, мои ребята,
И задачка позади.
Ловко справились вы с нею,
Что ещё ждёт впереди?
Злится мачеха сильнее
И даёт приказ такой:
«Перебрать бобы скорее –
Сюда – горох, сюда – фасоль».
Пожалейте же, ребятки,
Наша Золушка в слезах,
Помогите ей, бедняжке,
Разобраться в тех бобах.
5. Графическое упражнение «Клубки»
(на партах – рисунки клубков)
Ловко справились вы снова,
Разобрали все бобы,
Задачка третья вам готова –
Не сдавайтесь без борьбы!
Мачеха всё пуще злится –
Приготовила клубки…
Эй, дружочек, не лениться!
Их распутать помоги.
В центр ручки все поставим,
От центра линию ведём –
И, границу соблюдая,
До конца так и дойдём.
Если сможем аккуратно
Клубочки эти размотать,
Может мачеха уймётся?
Перестанет лютовать?
6. Аппликация
Умнички, я так и знала,
Что вам можно доверять!
Без вас бы Золушка пропала…
А что же мачеха? Опять?!!
Злая мачеха не хочет
Успокоиться сейчас
И своей приёмной дочке
Новый отдаёт приказ!
Говорит она сиротке:
«Ну-ка, постарайся ты,
Расцвели чтоб вмиг на грядке
Распрекрасные цветы!»
Что ж, ребята, вам придётся
Посадить цветочки ей –
Очень скоро бал начнётся,
Надо ей помочь быстрей.
Обводят по шаблонам овалы-лепестки из бархатной бумаги, вырезают, наклеивают.
7. Рисование по точкам
На Золушке меняется платье на бальное.
Золушка надела платье.
Как она в нём хороша!
Помогли вы ей, ребята,
У вас добрая душа!
Близок час мечты заветной,
Все заданья решены,
Платье есть, но вот кареты
Нет у Золушки, увы!
Чудо вы сейчас свершите,
Точки все соединив,
Эту тыкву, словно в сказке,
Ей в карету превратив.
(на партах – карточки с точечным рисунком.)
8. Итог
Звучит музыка из балета С. Прокофьева «Золушка», сюита «Золушка идет на бал»
Взмахнём волшебной палочкой –
И Золушка в пути:
Все горести, все трудности,
Все беды позади.
– Спасибо, – молвит Золушка, –
Исполнились мечты,
Спасибо вам, ребятушки,
Вы просто молодцы!!!
Ну что ж, благодаря вам сказка имеет счастливый конец. Золушка отправилась на бал, её мечта сбылась. Но сказка к нам ещё вернётся. А пока скажем ей: «До свидания!»
Спасибо вам, урок окончен.