Цели:
- Обобщить знания учащихся об А.С .Пушкине, его творчестве и сказках.
- Учить выделять главное, значимое.
- Учить мыслить самостоятельно.
- Расширять словарный запас.
- Развивать память, мышление, внимание.
- Развивать творческие способности.
- Прививать любовь к поэзии.
Оборудование:
- Портрет А.С. Пушкина.
- Осенние листья.
- Выставка книг.
- Рисунки.
- Поделки.
- Игра.
- Зеркало.
- Яблоки.
- Пакеты.
Эпиграф к уроку. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…»
Ход урока
I. Организационный момент.
Готовность к уроку.
II. Домашнее задание:
Выучить наизусть отрывок (16-20 строк) из любой сказки
А.С. Пушкина (на выбор).III. Тема:
«Сегодня у нас обобщающий урок по теме: «А.С.Пушкин. Сказочный мир А.С.Пушкина»
IV. Цели:
Мы подведем итог: Чему учат сказки А.С.Пушкина. И в чем же заключается сила и красота сказочного мира поэта.
V. Слово учителя.
(На фоне музыки – флейта)
– Пушкин! В это имя навечно влюблена Россия, его заветный образ дорог и близок каждому человеку.
– как солнечный луч он входит в наше детство, и с тех пор мы помним его сказки и стихи.
– в годы учения Пушкин помогает нам войти в величественный мир истории нашего Отечества, помогает понять нам самих себя, наш национальный характер и культуру.
– в годы зрелости и опыта мы вновь перечитываем Пушкина и находим в неиссякаемом роднике его творчества новые силы для борьбы, черпаем живительные запасы бодрости, мужества и жизненной силы.
VI. Стихи о Пушкине читают дети:
-
Вновь с трепетом я открываю любимую книгу мою
И вмиг обо всем забываю и слезы поэзии пью. -
О, Пушкин!
Ты сердце тревожишь стихом неземной чистоты…
Как эти сюжеты похожи на чувства мои и мечты! -
Века летят, года летят, но Пушкин тем же остается.
Его стихи, как трель звенят и в сердце наше тихо льются. -
И каждый раз нам Пушкин нов, его читаем снова, снова.
И каждый из его стихов мы наизусть учить готовы.
5 групп
По одному человеку от группы рассказывают наизусть + рисованность стихов.
- Лукоморье;
- Зимняя дорога;
- Зимнее утро;
- Зимний вечер;
- Опрятней модного паркета.
VII. О Няне:
– Близким другом и наставником у Александра Сергеевича была его няня – Арина Родионовна Яковлева.
Пушкин всю жизнь питал к ней особенную любовь. Не только преданностью и заботливостью завоевала она доверие, привязанность и уважение. Она была «настоящей представительницей русских нянь», мастерски говорила сказки, знала народные поверья, сыпала пословицами и поговорками. Своими рассказами и сказками она вводила Пушкина в мир старины, народного быта и народной поэзии.
Своей няне Арине Родионовне Пушкин посвятил стихотворение.
– Стихотворение «Няне»:
Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты на черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь.
VIII. Пушкин собирал и записывал произведения народного творчества и создавал новые свои произведения.
? – Какие жанры использовал Пушкин в своем творчестве? (Стихи, басни, поэмы, романы, оды, элегии, комедии, сказки).
? – Какое время года было у Пушкина любимым? (Осень).
Стихотворение «Осень»:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
IX. Какие сказки написал А.С.Пушкин? Перечислите их.
и др. рисунки к игре (см. выше)
- Сказка о рыбаке и рыбке.
- Сказка о попе и о работнике его Балде.
- Сказка о мертвой царевне.
- Сказка о золотом петушке.
- Сказка о царе Салтане.
- Сказка о медведихе (не дописанная, не успел из-за гибели).
– Стихи о сказках.
-
Когда я не умел еще читать,
Мне довелось от бабушки узнать
Как черта обманул Балда,
И как он проучил тогда попа,
И как старуху рыбка наказала,
Мне бабушка однажды рассказала. -
Про царевну-лебедь и Гвидона,
И про жадного царя Дадона,
Я из сказок Пушкина узнала,
Много их уже я прочитала. -
Узнал про лукоморье я в пять лет,
Не ведая, что Пушкина уж нет,
Но больше сотни лет его стихи,
И взрослым, и ребятам – всем близки! - Его стихи, поэмы, сказки
Мы не устанем повторять.
И жизни солнечные краски,
В них будем находить опять!
X. Распределение сказок по группам.
(5 групп)
– Каждой группе предоставляется пакет с предметом, относящимся к определенной сказке. (зеркало, орех, игрушка – чертенок или конь, петушок, рыбка).
Задание:
- По предмету, который в пакете, определить, к какой сказке он относиться (тайком от других групп).
- Составить к данной сказке опорные слова.
- По опорным словам другие группы отгадывают название сказки.
- Отгадали – предмет на стол.
XI. Физ. минутка.
Игра-соревнование.
Разрезное лото.
и др. рисунки к игре (см. выше)
На доске: нецветные иллюстрации к сказкам.
Каждой группе – своя сказка.
Каждый участник из каждой группы выбегает к доске, берет цветную карточку и прикрепляет ее в соответствующее место на нецветную иллюстрацию, чтобы нецветная иллюстрация стала цветной.
XII. Классификация рисунков.
(Дети заранее к уроку рисуют рисунки к сказкам).
и др.
Распределение рисунков в соответствие с названием сказки.
XIII. Работа с текстами.
У каждой группы тексты.
1. Сказка о мертвой царевне:
– Словарная работа (карточка со словами):
- Чернавка,
- терем,
- не перечат,
- персты,
- пожалую тебя,
- не кручинься.
– Беседа:
- Почему царю пришлось жениться на другой? (жена умерла).
- Какова она была из себя? (подтвердите словами из текста).
- Какое свойство имело зеркальце? (умело говорить).
- Какими словами царица обращалась к волшебному зеркалу (по ролям):
Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи,
Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? - По какой причине царица рассердилась на зеркальце? (за то, что оно хвалило молодую царевну).
- Найдите описание молодой царевны в тексте и прочитайте.
- Почему царица решила избавиться от царевны?
- Чем закончилась прогулка царевны с Чернавкой?
- Как отреагировали богатыри на появлении в доме гостя? Прочитайте.
- Что ответило зеркальце в конце сказки злой мачехе? (ты прекрасна, спору нет, но царевна все ж милее, все ж румяней и белее).
- Почему оно так ответило? (добро побеждает зло).
- Чтение по ролям второй встречи царевны с Чернавкой.
- К кому обращался Елисей при поисках царевны?
- Какая пословица отражает смысл данной сказки? «Не рой яму другому, сам в нее попадешь».
- Чему учит сказка? (любви, верности, состраданию, преодолению трудностей).
? – В каких сказках Пушкина встречалось море?
2. Сказка о рыбаке и рыбке:
– Словарная работа (карточка со словами):
- чупрун,
- белена,
- очи,
- невежа,
- пряник печатный.
– Беседа:
- Сколько раз ходил старик к морю?
- Опишите, каким было море первый раз, второй раз, третий раз. Подтвердите словами из текста.
- Почему оно менялось таким образом? (как человек, рыбка выражала свое недовольство, свой гнев через бурю на море).
- За что была наказана старуха? (жадность, жажда власти и богатства).
- А за что был наказан старик? (не выдержал испытания, не перечлив, не мог постоять за себя).
- Пословица.
- В каких сказках за эти же качества были наказаны герои? (о попе, о царе Салтане (сестры).
3. Сказка о попе и о работнике его Балде:
– Словарная работа (карточка со словами):
- полба,
- оброк,
- супостат,
- авось,
- с укоризною.
– Беседа:
- Каким образом Балде удалось добыть оброк? (состязание с чертенком).
- Какие качества ему понадобились? (смекалка, хитрость, ловкость).
- Пословица: «Скупой платит дважды».
4. Сказка о царе Салтане:
– Словарная работа (карточка со словами):
- светлица,
- аршин,
- чародей,
- нарекся.
– Беседа:
- Какие чудеса происходили в этой сказке? (белка, царевна – лебедь, город).
- Прочитайте о них.
- За что наказаны сестры? (зависть).
- Пословица: «Не рой яму другому, сам в нее попадешь».
5. Сказка о золотом петушке:
– Словарная работа (карточка со словами):
- яства,
- колесница,
- ратные дела,
- стан.
– Беседа:
- За что был наказан царь Дадон? (не выполнил обещания).
- В чем оно заключалось?
- Пословица: «Лучше сделать не обещав, чем, обещав, не сделать».
XIV. Выставка поделок.
– Какие герои, и из каких сказок вам понравились больше всего и почему.
XV. Викторина.
? – Из каких сказок эти строки?-
В синем небе звезды блещут,
В синем небе волны хлещут. («О царе Салтане».) -
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно. («Сказка о попе и о работнике его Балде». Балда) -
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? («Сказка о мертвой царевне». Царица). -
Горе мне!
Попались в сети оба наших сокола! («Сказка о золотом петушке». Царь Дадон). -
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
А сама-то величава, выступает будто пава,
А как речь то говорит, будто реченька журчит. («Сказка о царе Салтане». Описание царевны)
XVI. Беседа.
- Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-ку-ку. Царствуй лежа на боку).
- Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что приговаривал Балда с укоризною? (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною).
- Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Жил старик со своею старухой у самого синего моря).
- Как начинает Пушкин сказку о царе Салтане? (Три девицы под окном пряли поздно вечерком).
- Какими словами заканчивается сказка о золотом петушке? (Сказка – ложь, да в ней намек… Добрым молодцам урок…).
Вывод: Что и послужило эпиграфом к нашему уроку.
XVII. Обобщение:
- Почему сказка ложь? (вымысел).
- Что за намек, за урок следует извлечь из сказки? (сказка – вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы).
XVIII. Итог:
- Что объединяет эти сказки? (волшебные чудеса, превращения).
- Докажите.
- Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, преодолению препятствий. Высмеивается зло, жадность, скупость, клевета, зависть, невежество).
- В чем же сила и красота этих сказок? (Добро побеждает зло).
XIX. Заключительное слово учителя:
– Богатое, удивительное наследство – свои сказки оставил нам А.С.Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своем творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдется места.