«Свободный кислород – самый могущественный деятель из всех известных нам химических тел земной коры».
В.И.Вернадский
Цели и задачи:
- Знать значение кислорода
- Знать историю открытия кислорода
- Знать свойства кислорода и его применение
- Уметь давать характеристику кислороду как химическому элементу и как простому веществу.
- Уметь составлять уравнения реакций взаимодействия кислорода с металлами и неметаллами.
- Закрепить умения расстановки коэффициентов в уравнениях реакций.
Оборудование и реактивы:
Для опыта «Получение кислорода разложением пероксида водорода в присутствии катализатора»: металлический штатив, перекись водорода (3%-ный раствор), оксид марганца (IV), колба, воронка с краном, газоотводная трубка, химический стаканчик для собирания кислорода методом вытеснения воздуха, лучинка, спички.
Для опыта «Несгораемый платок»: спирт, вода, щипцы, носовой платок, два маленьких кристаллизатора, спички.
Т.С.О.
- Коллекция «Минералы»
- Справочник по минералогии
- Компьютер, мультимедиа-приставка.
- Презентация урока с использованием материалов «Образовательной коллекции» (Приложение 1)
- Таблица «Кислород в природе»
Ход урока
1) Значение кислорода
(слайды 3-4)
Кислород – это сознание человека. Он особенно необходим мозгу. Клетки мозга разлагаются и умирают без кислорода гораздо быстрее других клеток организма.
62% массы человека – это масса всех атомов кислорода, входящих в состав тела.
Кислород входит в состав органических соединений: белков, жиров, углеводов, витаминов, ферментов, гормонов.
Высокая окислительная способность кислорода лежит в основе горения всех видов топлива.
2) Характеристика кислорода как химического элемента
(слайды 5-8)
- Химический знак – О,
- латинское название – Оxygenium,
- Аr(O) = 16;
- валентность – II,
- степень окисления в соединениях: – 2;
- содержание в земной коре – I место – более 49% ,
- самые распространённые оксиды: оксид водорода (вода) – H2O, оксид кремния – SiO2 , оксид алюминия – Al2O3 .
Демонстрация минералов:
- кварц – SiO2– эту устойчивую при низких температурах модификацию обычно называют просто кварцем; происхождение названия остается неизвестным. Кварц является одним из наиболее распространенных в земной коре.
- аметист – SiO2
- горный хрусталь – SiO2
- агат – SiO2
- рубин – Аl2О3 – одна из разновидностей корунда
- изумруд – Be3Al2[Si6O18] – одна из разновидностей берилла. Химический состав: SiO2 66,9%. Al2O3 19,0 %, BeO 14,1%, в виде примесей содержатся Na2O, K2O, Li2O, иногда Rb2O, Cs2O.
- александрит – BeAl2O4 – разновидность хризоберилла "хризос" по гречески – золото. Химический состав. Al2O3 80,2 %. BeO 19,8 %, Всегда присутствуют примеси: FeO (3,5-6%), иногда TiO2 (до 3%) и Cr2O3 (до 0,4%), с чем связана окраска александрита. Цвет александрита изумрудно-зеленый, а при электрическом освещении – фиолетово-красный.
3) Характеристика кислорода как простого вещества
(слайд 9)
- Химическая формула – О2 , Mr =32; М = 32 г / моль.
- В составе атмосферы около 21 % кислорода, (1/5 часть).
- Ежегодно в результате фотосинтеза в атмосферу Земли поступает 3000 млрд. тонн кислорода.
- Основные поставщики кислорода – тропические леса и фитопланктон океана.
- Человек в сутки вдыхает примерно 750 литров кислорода.
- Полное прохождение атмосферного кислорода через систему биологического круговорота составляет 2000 лет!
4) Физические свойства кислорода
(слайд 10)
- бесцветный газ, без вкуса, без запаха,
- малорастворим в воде,
- немного тяжелее воздуха, (Мвозд.= 29 г/моль)
- tсжижения = -183°C, голубая жидкость,
- tзамерзания= -218,8°C, синие кристаллы,
5) История открытия кислорода
(слайды 11-14)
- Древние греки: «Воздух – сложное тело».
- VIII век, Китай, Мао Хоа: «Воздух состоит из «полного воздуха» (азота) и «неполного воздуха» (кислорода).
- Карл Шееле, Швеция, опыты с 1768 по 1773: «Исследования воздуха являются в настоящее время важнейшим предметом химии». Получил кислород при нагревании селитры.
1772 год: «Атмосферный воздух состоит из двух частей: «огненный воздух» – поддерживает дыхание и горение, «испорченный воздух» – не поддерживает горения».
- Джозеф Пристли, Англия, 1774 год: «Но что поразило меня больше всего – это то, что свеча горела в этом воздухе удивительно блестящим пламенем».
При нагревании оксида ртути Дж.Пристли получил бесцветный газ, который мало растворялся в воде и поддерживал горение свечи. - Антуан Лоран Лавуазье, Франция, 1777 год
Подлинная природа этого газа была установлена во Франции: Лавуазье выяснил, что кислород - простое вещество и какую роль он играет в процессах окисления. Название Oxygenium – «рождающий кислоту», предложено Лавуазье.
6) Получение в лаборатории
Демонстрационный опыт (слайд 15): получить кислород способом разложения перманганата калия при нагревании; собрать его методом вытеснения воздуха, подтвердить наличие кислорода тлеющей лучинкой:
2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2
Демонстрационный опыт: получить кислород способом разложения перекиси водорода в присутствии катализатора оксида марганца (IV); собрать его методом вытеснения воды, подтвердить наличие кислорода тлеющей лучинкой:
2 H2O2 = 2H2O + O2
7) Получение в промышленности
сжижение воздуха.
8) Химические свойства кислорода
( слайд 16)
- облегчает дыхание;
- поддерживает горение;
- повышает температуру пламени;
- ускоряет химические реакции;
Где и как человек использует эти свойства кислорода?
- взаимодействует с металлами (слайды 17-19)
Записать уравнения реакций, расставить коэффициенты, назвать образующиеся вещества. Что такое оксиды?
Оксиды – бинарные соединения металлов и неметаллов с кислородом. На первом месте в формуле оксида пишут химический знак элемента, на втором – химический знак кислорода.
4Fe + 3O2=2Fe2O3
2Fe + O2 =2FeO
3Fe + 2O2 =Fe3O4
2Mg + O2 = 2MgO
Fe2O3 – оксид железа (III), FeO - оксид железа (II), (Fe2O3 и FeO) – Fe3O4 – железная окалина, MgO – оксид магния.
- взаимодействует с неметаллами; (слайды 20-21)
Записать уравнения реакций, расставить коэффициенты, назвать образующиеся вещества
4P + 5O2 = 2 P2O5
2H2 + O2 = 2H2O
- взаимодействует со сложными веществами, (слайд 22) демонстрационный опыт: «несгораемый платок»:
C2H6O + 3O2 = 2CO2 + 3H2O
Реакции взаимодействия простых и сложных веществ с кислородом называются реакциями окисления.
9) Закрепление изученного материала
(слайды 23-25)
(химический тест):
-
Кто назвал кислород «огненным», а азот « испорченным» воздухом?
А) Лавуазье, В) Пристли, С) Шееле. -
Какие вещества образует химический элемент кислород?
А) только простые вещества, В) простые и сложные вещества, С) только сложные вещества. -
Как называются бинарные соединения, молекулы которых образованы атомами какого-либо химического элемента и кислорода:
А) сульфиды, В) хлориды, С) оксиды. -
В 1774 году один учёный после проведённого эксперимента написал: «Но что поразило меня больше всего – это то, что свеча горела в этом воздухе удивительно блестящим пламенем…» Это был:
А) Лавуазье, В) Пристли, С) Шееле. -
Название «Оxygenium» предложил:
А) Лавуазье, В) Пристли, С) Шееле. -
Кислород в воде:
А) хорошо растворим, В)малорастворим, С)вообще не растворяется. -
При вдувании кислорода в пламя температура пламени:
А) не изменяется, В) понижается, С) повышается. -
Оксид железа (III) имеет формулу:
А) Fe2O3, В) FeO, С) FeO2. -
В каком уравнении коэффициенты расставлены правильно:
А) 2P + O2 = P2O5; В) 2P + 5O2 = P2O5, С) 4P + 5O2 = 2P2O5 -
В каком ряду все три формулы написаны правильно:
А) P2O5, Al2O, H2O; В) MgO, Al2O3 , CO2; С) CO2, FeO2, P2O5
Проверка диктанта. (слайд 26-27)
Номер вопроса | Буква ответа | Правильно + Неправильно - |
1 | С | |
2 | В | |
3 | С | |
4 | В | |
5 | А | |
6 | В | |
7 | С | |
8 | А | |
9 | С | |
10 | В |
Итого:
Оценка:
Критерии оценки:
- «5» – 10-9 правильных ответов
- «4» – 8-7 правильных ответов
- «3» – 6-5 правильных ответов