Рассчитана на учащихся 14-16 лет, срок реализации 3 года.
Пояснительная записка. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Давлекановской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Данная программа - авторская программа Масалимовой Ирины Сергеевны, обобщение многолетней систематической работы по краеведению, проводимой автором в Школьной библиотеке и в школе № 7 города Давлеканово Республики Башкортостан. Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Программа “Моя малая Родина” предназначена для проведения кружков общеобразовательной школе. Рассчитана на учащихся 14-16 лет. Программа реализуется в течение трёх лет по два академических часа в неделю, в течение восьми месяцев году. Итого 30 часов в год и 90 часов за три года.
Цели программы:
- Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Давлекановского района Республики Башкортостан;
- сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи программы:
- Изучение прошлого и настоящего Давлекановского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем городе и районе.
- Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о городе и районе.
- Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
- Активизация поисковой деятельности учащихся.
- Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
- Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
- Пополнение фондов школьной библиотеки работами учащихся по краеведению.
Основные направления: Программа “Моя малая родина” включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.
Формы проведения занятий:
- Экскурсия.
- Экспедиция.
- Работа в архивах.
- Конференции.
- Уроки.
- Работа с документами.
- Исследовательская деятельность.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. Длительность изучения 30 часов в год.
Механизм реализации программы:
- организация экскурсий в районный краеведческий музей, в дом музей имени Ахияра Хакимова;
- пешие экскурсии по городу;
- посещение концертов фольклорных коллективов;
- организация этнографических экспедиций по деревням Давлекановского района;
- сбор материалов;
- оформление материалов экспедиции;
- создание и оформление этнографического уголка в школе;
- организация работы в Центральном историческом архиве РБ и архиве общественных организаций РБ;
- участие в российских и республиканских краеведческих конкурсах.
Прогнозируемые результаты: Программа “По малой родине моей” проведение итоговых занятий (после каждого года изучения), на которых подводятся итого за прошедший год. Итогом каждого года является участие кружковцев в фольклорно-этнографических экспедициях, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях народов проживающих в нашем районе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Формы реализации программы “По малой Родине моей”.
- Проведение выставок быта народов проживающих в нашем районе.
- Участие в районных краеведческих конкурсах.
- Участие в республиканских краеведческих конкурсах: “Страна заповедная - Башкортостан”, “По малой родине моей”, “Дорогами Отечества”, “Юный экскурсовод” и.т.д.
- Участие в российских конкурсах: “Человек в истории России”, Всероссийских чтениях имени В.И. Вернадского …
- Проведение летней этнографической экспедиции.
Тематическое планирование занятий
ПЕРВЫЙ ГОД. “КРАСОТОЮ МИР
СПАСЁТСЯ” Задача первого года занятий в кружке - накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своем городе и районе. Эстетической категорией на этом этапе выступает понятие красоты – родной природы, понятие добра, понятие бережного отношения к земле. |
|||
№ | Тема занятий | Содержание | Кол-во часов |
1 | Краеведение- наука о родном крае. | Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае. | 2 |
2 | Красотою славится наша земля. | Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе. | 2 |
3 | Давлекановская земля. | Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир. | 4 |
4 | Наша жемчужина. | Легенды и предания об Асылыкуле. Сказки о Асылыкуле. Памятник природы. Красная книга. Аслыкуль в республиканской печати. | 4 |
5 | Топонимика нашего района | Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Давлекановского района. | 3 |
6 | Река, давшая жизнь нашему городу. | Река Дёма. Дёма в произведениях С.Т.Аксакова. Стихи о Дёме. Современное состояние реки. Экология. | 2 |
7 | Наш дом родной. | Экскурсия по городу Давлеканово. | 3 |
8 | Откуда пошёл мой род. | Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи. | 2 |
9 | Давлекановская земля в литературе, живописи, музыке. | Знакомство с литературными произведениями. Встреча с поэтессой Ольгой Шелест. | 2 |
10 | Я и мой город. | Мой город через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего города в будущем. | 3 |
11 | От чистого истока | Сочиняем легенды, предания, рассказы, стихи о любви к родному краю. | 1 |
12 | Подводим итоги работы кружка за год. | Выступление руководителя кружка. Выступления ребят. Творческие отчёты. Выставка работ учащихся. | 2 |
ВТОРОЙ ГОД. “ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ
ДНЕЙ” Задача второго года занятий развитие интереса к прошлому родного края, приобщение к культуре и быту народов проживающих в нашем районе, наши земляки участники Великой Отечественной войны. |
|||
1 | С чего всё начиналось. | Наш край в древности. Археологические памятники на территории района. Минские племена. | 3 |
2 | Здесь пыль веков. | Экскурсия в районный краеведческий музей. | 2 |
3 | О чём рассказали книги. | Экскурсия в краеведческий отдел районной библиотеки. Работа с краеведческой литературой. | 2 |
4 | Первые русские поселения. | История появления на карте района первых русских деревень. Знакомство с бытом и традициями русских в нашем районе. Работа с архивным материалом. | 2 |
5 | Вся власть Советам! | Установление советской власти в нашем районе. Двоевластие в Давлекановской и Казангуловской волости. Мероприятия Советской власти. | 2 |
6 | Столкновение различных политических сил. | Гражданская война на территории нашего района. Белочехи в деревне Имай-Кармалы. Окончание гражданской войны. | 2 |
7 | У каждого своя судьба. | Голод 1921-1922 годы. Образование в 20-е – 30-е годы. Коллективизация. Образование нашего района. Репрессии 30-х. | 2 |
8 | Из одного металла льют медаль за бой медаль за труд. | Наш город и район в годы войны. Тыл фронту. История обувной фабрики. Работа с архивными источниками. | 2 |
9 | Я не участвую в войне, война участвует во мне. | Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки Герои Советского Союза. Война в судьбе моей семьи. Знакомство с книгой “Они вернулись с победой”. Военная доблесть наших земляков. | 6 |
10 | О чём рассказали фотографии из семейного альбома. | Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. Человек и история. История в лицах | 2 |
11 | История моей страны в названиях улиц. | Названия улиц нашего города. История в названиях улиц. |
3 |
12 | Подводим итоги работы кружка. | Отчёт руководителя кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев. | 2 |
ТРЕТИЙ ГОД. ЛЮДИ ЗЕМЛИ
ДАВЛЕКАНОВСКИЙ Задача третьего года занятий – изучение истории и культуры нашего района через знакомство с известными личностями, прославившими наш город и район, развитие интереса к жизни конкретных людей, воспитание уважительного отношения к своим близким бабушкам и дедушкам, показать историю в контексте с историей страны. |
|||
1 | Создатель великого толкового словаря и наш край. | Владимир Даль . “Башкирская русалка” Асылыкуль. | 2 |
2 | Рассказ о великом семьянине. | С.Т.Аксаков. “Детские годы Багрова внука”. Наш край в произведениях Сергея Тимофеевича. | 2 |
3 | Человек своего времени. | Баязит Дим. Жизнь и творчество. | 2 |
4 | Народный писатель Башкортостана. | Ахияр Хакимов. Жизнь и творчество. Романы и стихотворения. | 2 |
5 | Будем знакомы, Музей Ахияра Хакимова! | Экскурсия в музей имени Ахияра Хакимова. | 2 |
6 | Летописец истории родного края. | Амирхан Еникей. Жизнь и творчество. Давлеканово начала ХХ века в произведениях писателя. | 2 |
7 | Им гордится наш район. | Деревня Чуюнчи родина великого земляка. Вклад в науку. Любовь к живописи. | 2 |
8 | Вся жизнь игра. | Тансулпан Бабичева. Знакомство с её творчеством. Встреча с её одноклассниками | 2 |
9 | “Не позволяй душе лениться | Сбор материала о героях социалистического труда. Они рядом с нами сбор материалов о людях разных профессий | 3 |
10 | Добро создаваемое добрыми руками. | Экскурсия на Давлекановскую обувную фабрику | 3 |
11 | Гордое звание – учитель. | Гордость нашей школы. Сбор материала об учителях работающих в нашей школе. Оформление папки. | 3 |
12 | Люди в белых халатах. | Известные врачи нашего района. Сбор материала о врачах и медсёстрах работающих в районной больнице. | 2 |
13 | Подводим итоги работы кружка. | Отчёт руководителя кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев. | 2 |