Тип урока: комбинированный.
Цели урока: продолжить знакомство с терминами “слагаемое”, “сумма”, использовать эти термины при чтении записей; продолжить работу над формированием умений прибавить и вычесть 2, повторить и закрепить знания обучающихся о составе чисел первого десятка, умение решать задачи; формировать навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе; развивать логическое мышление, речь, внимание, память учащихся.
Оборудование: рисунки сказочных героев – гномики “Умник”, “Задачкин”, демонстрационная таблица с компонентами при сложении, набор геометрических фигур, схема – опора для решения задачи, карточки для групповой работы, учебник “Математика” - авторы М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.
Ход урока- Организационный момент. (Обеспечение готовности школьников к работе на уровне внутренней мотивации, включение их в продуктивную учебную деятельность, сообщение цели, задач урока)
- В начале урока мы создадим друг другу хорошее
рабочее настроение.
- Скажите, ребята для того, чтобы наш сегодняшний
урок получился интересным и полезным, что нужно
делать? (Ответы детей)
Сообщение цели урока: “Сегодня на уроке мы потренируем наше внимание и память, повторим состав изученных чисел, название чисел при сложении, доказывая своё мнение не забывайте про слова – помощники:
- Я думаю…
- Я считаю…
- Я уверена, что у вас всё получится.
- Актуализация опорных знаний учащихся. (Активное организованное общение учащихся по ранее изученному материалу).
- Но вначале улыбнёмся. Нас встречает весёлый человечек. Он просит отгадать 2 числа, сложив которые мы получим 9:
+ = 9
- Отгадайте и прочитайте следующие примеры:
- 6+ =10
- 5+ = 8
- 8+ = 8
- 6+ =8
- 7+ = 10
- 5+ = 10
- Устный арифметический диктант:
- назовите число, которое следует за числом 5;
- назовите число, которое предшествует 4;
- назовите соседей числа 8;
- назовите число, которое стоит между числами 6 и 8.
- Ребята, как вы считаете, сколько разрезов нужно сделать, чтобы разделить верёвку на 4 части.
- А теперь внимательно послушайте и решите весёлые задачи:
Вот восемь зайчат
По дорожке идут.
За ними вдогонку
Двое идут.
Так сколько ж всего
По дорожке лесной
Торопится в школу
Зайчишек зимой?
Три гуся летят над нами,
Три других за облаками.
Два спустились на ручей.
Сколько было всех гусей?
Есть у Нади пять тетрадей.
Папа девочке их дал.
Дал и Ире он четыре.
Ты б тетради подсчитал.
- А это задание для очень внимательных детей:
Игра “День – ночь” (ребята закрывают глаза и стараются сосчитать предложенный учителем пример):
4-1-1-1+2
- Работа по теме урока. (Применение изученных знаний в новых практических ситуациях).
- Мы прибавляли числа. Вспомните, как называются
числа при сложении. (Числа при сложении
называются слагаемыми).
- Как называется число, которое получается в
результате сложения? (Сумма)
- Чему равна сумма чисел 4 и 3?
- Назовите 1 слагаемое, 2 слагаемое.
- Ребята к нам в гости пришёл гномик. Зовут его “Умник”. (На доске появляется плакат с изображением гномика, в руках у которого знаки “+”, “-”). Он очень любит решать примеры. Но особенно ему нравится читать математические выражения разными способами. Расскажите гномику, как умеете это делать вы…
- Сумма чисел 4-х и 3-х равна 7
- 4- это 1 слагаемое, 3- это 2 слагаемое, 7 – это сумма
- 4 плюс 3 равно семи
- К 4 прибавить 3 получится 7
- Чему равна сумма чисел 6 и 1?
- Прочитайте математические выражения
по-разному…
- Повторение и систематизация ведущих идей предыдущих уроков:
- Работа над задачей:
- А вот этого гномика зовут “Задачкин” (На доске появляется рисунок гномика с вопросительным знаком в руке). Он очень любит решать задачи. Над одной из них он предлагает поработать вам:
У Кати было 5 кукол. На день рождения ей подарили 2 куклы.
- О чём можно спросить в задаче? (Сколько кукол
стало у Кати)
- Больше или меньше кукол стало у Кати?
- Как записать решение задачи?
(Дети записывают решение задачи и ответ)
- Творческая работа:
- Ребята, а теперь составьте мне подобные задачи, чтобы они решались так: 5+2=7
Физминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде “раз”
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде “два”.
Соберём в корзинки ягоды, грибы-
Дружно наклоняемся по команде “три”.
На четыре и на пять
Будем дружно мы скакать.
Ну, а по команде “шесть”
Всем за парты тихо сесть!
- Работа над геометрическим материалом:
- Что такое прямая линия?
- Сколько прямых линий можно провести через одну
точку?
- Сколько прямых линий можно провести через две
точки?
- Чем отличается прямая линия от отрезка?
- Начертите отрезок, длина которого равна 4 см.
- Геометрическая игра “Какая фигура исчезла?”
- А теперь поиграем в игру “Какая фигура исчезла?”
(На доске выставлены геометрические фигуры: красный треугольник, синий круг, жёлтый квадрат, зелёный треугольник, красный прямоугольник. К доске выходят два ученика. Одному ученику закрывают глаза. Другой ученик прячет одну фигуру. Затем первый пытается отгадать исчезнувшую фигуру).
- Коллективная работа учащихся. (Работа в группах).
Ребята, прежде, чем мы начнём работать в группах, я хочу , чтобы вы вспомнили правила дружной работы. На доске появляется плакат:
|
Каждая группа получает карточки с заданиями, в которых необходимо расставить числа в порядке возрастания и отгадать зашифрованное слово:
№ 1 | |||||
6 | 1 | 5 | 2 | 4 | 3 |
а | с | ц | и | и | н |
№ 2 | |||||
6 | 1 | 5 | 2 | 4 | 3 |
а | в | н | о | о | р |
№ 3 | |||||
6 | 1 | 5 | 2 | 4 | 3 |
а | с | к | о | о | р |
№ 4 | |||||
6 | 1 | 5 | 2 | 4 | 3 |
а | л | ц | и | и | с |
На доске появляются отгаданные слова:
- синица
- ворона
- сорока
- лисица
- Какое слово лишнее? Почему? (Дети доказывают своё решение)
- Работа по учебнику: № 6, с 79
- Кто ошибся Буратино или Чиполлино? Почему?
(Закрепление алгоритма сложения и вычитания двух)
- Самостоятельная работа на уроке. (Для самостоятельной работы детям предлагаются дифференцированные задания)
- Надеюсь, вы не допустите ошибок и решите примеры правильно:
- 4+2=
- 6-2=
- 5+2=
- 8-2=
Сильные ученики решают следующие неравенства:
- 5+2 *7
- 4+1 * 5
- 3-2 * 2
- 2-2 * 0
(Проверка результатов работы осуществляется в парах.)
- Подведение итогов. Рефлексия.
- А теперь подведём итог нашего сегодняшнего задания. (Дети продолжают предложения записанные на доске)
- Сегодня на уроке я сомневался…
- Сегодня на уроке мне понравилось…
- Какие задания вы бы включили в урок…
- Молодцы! Спасибо за работу на уроке. Я думаю, что всё то новое, что мы сегодня узнали на уроке, нам очень пригодится в нашей дальнейшей учёбе.