Цель:
- показать красоту времени года – весна,
- прививать любовь к живой и неживой природе,
- воспитывать интерес к поэзии и музыке.
Воспитатель: Наша природа красива и разнообразна всегда. Но каждое время года имеет свои особенности, неповторимые черты. На смену зиме приходит весна со своей сочной зеленью, радостным пением птиц. Скоро зашумят весенние дожди, умоют землю, и она станет еще прекраснее, еще моложе. И все вокруг оживет, зазеленеет.
Сколько чудесных явлений, незабываемых впечатлений дает нам весенняя природа. Только надо видеть эту прелесть! Удивительное, прекрасное рядом с вами!
(Выходит ведущий и читает телеграмму)
Ведущий: «Дорогие друзья! Поздравляю с праздником Весны! Желаю интересно и весело провести этот праздник. Весна – красна».
Ребята, давайте попробуем пригласить к нам на праздник Весну. Все дружно позовем: «Весна – красна!»
Весна:
Уходи, Зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горной вышины.
Старой спорить ли, тщедушной,
С ней – царицею цветов,
С целой армией воздушной
Благовонных ветерков.
А что шума, что гуденья,
Теплых ливней и лучей,
И чириканья, и пенья!
Уходи себе скорей!
Дорогие ребята, я очень рада встрече с вами. Вы давно заметили мой приход в природу. Я видела вас в лесу на прогулках.
(Исполняется украинская народная песня «Веснянка») Приложение 1.
Воспитатель: Весенняя природа описана многими писателями и поэтами. Послушайте стихи о весне.
(Учащиеся читают стихи по выбору воспитателя)
Весна: Меня воспели не только в стихах и песнях, но и в прозе. Очень интересен рассказ В.Бианки «Три весны».
1 ученик. Первая победа – весна полевая. Она началась, когда на полях показались первые проталины, освободилась первая земля. Обрадовались ей грачи, прилетели к нам. Потом скворцы и полевые жаворонки. Грачи вытаскивают из потеплевшей земли червей, личинок. Скворцы ловят оживших насекомых, жаворонки собирают в поле зерно. Вслед за жаворонками прибыли зяблики и тоже кормятся на земле.
2 ученик. Вторая победа – весна речная. Еще не кончилась весна полевая, не все поля освободились от снега, а солнце повело уже новое наступление на самые крепкие укрепления зимы.
Ждут, не дождутся освобождения рек, озер, прудов водяные птицы – утки, гуси, лебеди, чайки. Ведь в освобожденной воде будет, чем поживиться: проснулись в ней рыбы, разные насекомые, рачки, улитки.
А реки, освободившиеся ото льда, поднимаются выше и выше. И будет скоро: выйдут из берегов своих, хлынут в луга, затопят долины, кустарники. Люди скажут: «Вот и паводок – весенний разлив. Напоит вода землю».
Это вторая великая победа солнца, вторая весна – речная.
3 ученик. Закукует кукушка, лес окутается зеленым туманом, прилетят ласточки, белыми звездочками зацветет черемуха. Все певчие птицы вернутся на родину. Лес оденется, и соловей запоет. Это будет третьей решительной победой солнца. Это третья весна – весна лесная. Последняя, за ней наступит лето.
Ведущий: Весна нас радует первыми цветами. Зацветают деревья, кустарники, травы. Первой из деревьев зацветает ольха, затем ива, береза. Фестиваль раннецветущих травянистых растений открывает мать-и-мачеха.
(Танец цветов) Приложение 2.
4 ученик.
Тонкие, зеленые былинки,
Цветики синеют.
Это ведь подснежники, Галинка,
Нету их милее.
Из-под снега только что пробились
И уже в расцвете,
Потому и людям полюбились
Больше всех на свете.
5 ученик.
Это прозвище недаром
У красивого цветка.
Капля сочного нектара
И душиста, и сладка!
От простуды излечиться
Вам поможет медуница.
В лес пойдете,
Не забудьте
Медунице поклониться.
Ведущий: Весна прекрасна не только своими цветами и красками, но и разноголосым пением птиц.
6 ученик.
Дети, хлопайте в ладоши –
Прилетели к нам грачи.
Май зеленый, май хороший
Сеет по земле лучи.
Нет в полях ни горстки снега –
Все снега унес апрель.
На заре и в полдень с неба
Льется жаворонка трель.
Мы построили скворечник
Для пернатого жильца.
Дрозд, веселый пересмешник,
Дразнит вечером скворца.
Дети, хлопайте в ладоши –
Зеленеет вся земля.
Май веселый, май хороший
Подарил нам журавля.
Весна: Давайте представим, что мы в весеннем лесу, и послушаем пение птиц. Постарайтесь запомнить их голоса.
(Грамзапись с голосами птиц)
Воспитатель: А вы знаете, что и у скворца есть свой праздник, и у соловья, и у пеночки? Бывает он, как правило, в последнее воскресенье марта. В это время начинают возвращаться в родные края пернатые. А друзей надо радушно встречать.
День птиц у нас отмечают с весны 1927 года. Впервые провели его в Сокольниках юные орнитологи со своим руководителем Николаем Николаевичем Дергуновым. С тех пор этот день празднуют по всей стране: устраивают карнавалы, веселые представления.
Готовят для гостей жилье – скворечники. Ученые подсчитали общее число птиц на земле. Их примерно 100 миллиардов. То есть всего по 20 «клювов» на человека. Не так-то уж много. Поэтому и стремятся люди приветить птах. Без их пения было бы скучно жить.
(Исполняется польская народная песня «Пение птиц», слова Л.Глазковой) Приложение 3.
Воспитатель: Весна – пора вспашки почвы, сева, посадки растений и других важных сельскохозяйственных работ. Ведь не зря говорят: «Весенний день год кормит».
7 ученик.
Ах, ребята, где вы были?
Деревца в саду белили.
Мы все яблони-китайки
Побелили поутру,
Чтобы солнечные зайки
Им не портили кору.
Чтоб жуки их не точили…
Нам работу поручили.
Всех одели ребятишки!
Сделали озорники
Вишням белые штанишки,
Грушам – белые чулки.
Даже сливы от известки
Побелели как березки.
8 ученик.
В мае хватит дел на всех.
Всех выводит в поле сев.
Раньше раннего утра
Песнь заводят трактора.
Объявляется аврал –
Вышли все – и стар, и мал.
Главный в поле – агроном,
Он командует зерном.
Чтобы каждое зерно
Было солнышком полно,
Чтобы каждый колосок
Не засох и был высок.
Чтобы к осени отличный
Урожай поспел пшеничный
В деревушки, в города –
Дар колхозного труда.
Весна: Пришло время задать вам несколько вопросов и выяснить, кто самый наблюдательный и хорошо знает природу.
-
– Когда соловьи прилетают на родину? (Когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями)
– Какие деревья и кустарники цветут до распускания листьев? (Ольха, ива, орешник, осина)
– Где быстрее тает снег – в лесу или в поле? (В поле) -
– Какие народные приметы, пословицы и поговорки о весне вы знаете?
Длинные сосульки – к долгой весне.
Ранний прилет грачей – к теплой весне.
Дружная весна – жди дождя.
Весенний дождь лишним не бывает.
Вода с гор потекла, весну принесла.
Апрель с водою – май с травою.
Май леса наряжает, лето в гости ожидает. И др. -
Отгадайте загадки о весне и весенних явлениях.
– Что растет вниз вершиной? (Сосулька)
– Один льет, другой пьет, третий растет. (Дождь, почва, растение)
– Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (Подснежник)
– Весною вырастают, а осенью опадают. (Листья) -
Отгадайте загадки про птиц.
– Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)
– Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)
– «Сотру, сотру» – кричит!
В кору, в кору стучит.
Живет в глуши лесной.
И летом и зимой старательный работник,
Лесной носатый плотник. (Дятел)
– Маленький мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крохи собирает. (Воробей)
– Домик без окон, только вход есть да балкон.
В дом забраться нелегко. Он над нами высоко.
Ни ступенек, ни крыльца…
Для какого ж он жильца? (Для скворца)
– Стали братья на ходули,
Ищут корму по пути.
На бегу ли, на ходу ли –
Им с ходулей не сойти. (Журавли)
Ведущий: Дорогие ребята! Вы сегодня очень порадовали Весну своими выступлениями и ответами. Давайте в заключение праздника исполним песню «Лесной марш» (Музыка Ю.Чичкова, слова П.Синявского) Приложение 4.
Спасибо всем за участие и внимание!