Музыкально-тематическое занятие по теме "Трехчастная форма"

Разделы: Работа с дошкольниками


Развитие восприятия – ведущая задача музыкального образования дошкольников:

  • Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, возможно через развитие музыкального восприятия и формирование музыкально-сенсорных способностей По утверждению специалистов, дошкольный возраст – синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От понимания этого педагогом зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром.

  • Музыкальный руководитель должен научить ребенка использовать свой жизненный и музыкальный опыт в процессе восприятия музыки и выработать у него мобильность восприятия. Целью усилий педагога должно стать развитие способности ребенка самостоятельно представлять и создавать свой музыкальный образ (согласно своему субъективному видению мира) и осознанно конструировать игровые отношения с произведением, композитором, исполнителем.

  • В формировании осознанного восприятия музыки у дошкольников, можно выделить три этапа и их цели:
    I этап формирование адекватного эмоционального отклика на музыкальное произведение;
    II формирование навыка дифференциации (определения, различения) средств выразительности музыкального искусства;
    III формирование целостного восприятия, обогащенного знаниями.

  • Цель нашей работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкального восприятия, музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.

Задачи:

  • Совершенствовать умение воспринимать и осознавать изобразительные особенности произведений трехчастной формы, развивать способности ребенка самостоятельно представлять и создавать свой музыкальный образ
  • Продолжать знакомить с различными жанрами в музыке (опера ,оперетта), совершенствовать умение воспринимать трехчастную форму, умение воспринимать комплекс выразительных музыкальных средств
  • Побуждать внятно и ясно пропевать слова песни, четко артикулируя гласные и согласные звуки. Петь напевно, игриво, начиная точно после вступления.

Содействовать выразительному осознанному целостному исполнению танца; продолжать побуждать осознанно выполнять технику шага польки: тянуть носок, легко подпрыгивать вверх, добиваться точности, ритмичности, пластичности исполнения совершенствовать ориентировку в пространстве:учить двигаться по кругу в парах

  • Содействовать музыкально-эстетическому восприятию произведений народной музыки .Развивать у детей музыкально-сенсорное восприятие. Учить различать музыкальные инструменты, принадлежащие к группе ударных инструментов.
  • Продолжать побуждать детей к слаженной игре на ритмических инструментах и металлофонах в ансамбле, учить воспроизводить достаточно точно ритмический рисунок на ударных и мелодический рисунок на металлофонах; отрабатывать слаженность и выразительность исполнения пьесы

Предварительная работа:

  • Изготовление карты «Море музыки»
  • Изготовление игр «Компас эмоций», «Палитра инструментов», «Помоги мамонтенку»
  • Чтение отрывков из произведения «Старик Хоттабыч»
  • Рассматривание иллюстраций о зимней природе
  • Моделирование шага польки и перестроений в двух концентрических кругах
  • Рассматривание иллюстраций с изображением природы Норвегии

Связь с другими занятиями:

  • развитие речи ( составление рассказа «Как осень с зимой повстречалась» )
  • рисование ( рисование на тему «Норвегия – северная страна» )
  • ознакомление с окружающим миром (особенности русской зимы )

Материал: Портрет Э.Грига и др.композиторов, дидактическая игра «Море музыки», дидактические игры «Компас эмоций», «Палитра инструментов», «Помоги мамонтенку», компьютер, презентация , моделирование шага польки и перестроений в двух концентрических кругах, кувшин, ударные музыкальные инструменты, музыкальный центр, фонозапись, 3-х ступенчатый конструктор, объёмное изображение «Гора творчества»

Ход занятия

Дети входят в зал , свободно располагаются около музыкального инструмента

Музыкальный руководитель (далее М.р.):

Здравствуйте, ребята.

Посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте начнём занятие и поздороваемся со всеми, кто сегодня здесь присутствует.

Музыкальное приветствие «Эхо» Н.Бордюг

М.р: Чем вы поздоровались?

Дети: Мы поздоровались пением

М.р: Как по другому можно поприветствовать друг друга?

Дети: Словами, движениями

М.р: А еще мы можем поприветствовать друг друга пением по ручным знакам

Приветствие «Здравствуйте» с ручными знаками (5-3-1 ст.)

М.р: Здрав – ствуй -те

Дети: Здрав-ствуй-те

М.р: Дети, кто желает выложить последовательность ступеней, спетой мелодии?

Дети по желанию выкладывают последовательность

М.р: Может кто-то желает изменить эту последовательность и пропеть новую мелодию, используя ручные знаки?

Дети по желанию выполняют задание: выкладывают последовательности звуков трезвучия и пропевают их по ручным знакам.

М.Р: Молодцы!Вот сколько приветствий можно сказать встречая гостей.

И настроение сразу какое стало у гостей и у вас?

Дети:

– Мне радостно.
– Ласковое.
– Мне приятно.
– Мне весело.
– Мне хорошо.

М.р: И с таким хорошим настроением я предлагаю вам отправиться в путь , следуя вот по этому маршруту бодрым шагом (схематическое изображение перестроений из ходьбы парами, в два концентрических круга, движение в них противоходом, перестроение в пары )

Дети выполняю перестроения «Веселые шаги» М.Протасов

По окончании перестроений дети находят кувшин

М.р: Дети , посмотрите ,а вот этого кувшина на карте нет. Откуда он появился и зачем? (рассматривают кувшин, трут его, выстреливает хлопушка , из-за ширмы появляется воспитатель в образе старика Хоттабыча)

Воспитатель: О ,милые мои отроки ,я старик Хоттабыч 1000 лет был заточен в этот кувшин, а сегодня вы выпустили меня на свободу. Я хочу вас отблагодарить - я исполню любое ваше желание.

М.р: Спасибо , добрый джин , мы сегодня как раз мечтали отправиться в путешествие

Воспитатель: О, милые отроки, это мне под силу, садитесь на ковер-самолет и полетели

Презентация (М.р демонстрирует слайды с изображением природы Норвегии) Приложение 1.

Воспитатель: Что за дивная страна раскинулась перед нами ?

М.р: Норвегия – северная страна с очень красивой природой, горами, долинами.

Воспитатель:Чем знакома вам эта страна?

Дети: Здесь родился и творил великий норвежский композитор Э.Григ

Воспитатель: О, милые отроки, покажите мне этого мудрейшего человека, вот у меня есть портреты композиторов

Воспитатель среди ряда портретов композиторов предлагает найти портрет Грига

Воспитатель:Какие умные, добрые, светлые глаза, в уголках губ прячется улыбка. Должна быть и музыка его пронизана теплотой, душевностью к родному краю, к его суровой природе

М.р.: Ты прав старик Хоттабыч .Дети какое произведение Грига мы слушали на прошлом занятии?

Дети : Мы слушали «Утро»

Воспитатель: Вижу спокойный, сдержанный, нежный характер произведения вы отразили на компасе настроений на предыдущем занятии, а что изображает это произведение?

Дети : Произведение изображает пробуждение природы

М.р: А вот какими выразительными средствами пользуется автор , рисуя это пробуждение, мы ответим прослушав произведение вновь

Звучит «Утро» Эдварда Грига

Дети выполняют задание, работая с пособием «Море музыки»

Дети: . Написано в классическом стиле.( используют палитру инструментов)

Произведение исполняется в медленном темпе, в верхнем регистре, в мажоре, используются преимущественно короткие звуки, динамика от pp до ff, характер напевный – кит – песня, приведет в оперу или оперетту

М.р.: Совершенно верно, произведение «Утро» является вступлением к большому произведению – четвертому действию драматической поэмы «Пер Гюнт». А теперь давайте попытаемся ответить на вопрос: все время у музыки один характер, или меняется?

Дети: Характер музыки менялся: 1 и 3 части звучат успокоено, заворожено, мечтательно, нежно – как будто звучат пастушьи рожки, а 2 часть – громкая, яркая, как будто солнышко встает и его лучи пробиваются сквозь облака

М.р: Из скольких частей состоит это произведение? Выложите из цветных карточек это произведение

Дети : Произведение состоит из трех частей (дети выкладывают трехчастную форму произведения из карточек)

М.р: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием. Скажем спасибо этой замечательной стране и отправимся дальше в путь.

Воспитатель: Смотрите нас кто-то просит о помощи. (на мониторе игра на развитие чувства ритма «Помоги мамонтенку») Презентация

М.р.: Да это же мамонтенок , мы должны помочь ему добраться до мамы, а для этого необходимо прохлопать ритм, ритмического течения по которому он плывет.

Дети, по выбору м.р. выполняют задание на карточках(определяют ритм вальса и польки)

М.р: ритм каких танцев вы сейчас прохлопали?

Дети: Ритм вальса и польки

М.р.: Молодцы ребята, а мы и не заметили как с вами оказались в новой стране. Мы попали в Чехию: это собор святого Вита, это костиница в Кутна Горе, это мельница на р.Чертовке.

Воспитатель: А что за странный танец исполняют эти отроки? (слайд с изображением польки) Презентация

М.р: Дети ,подскажите Хоттабычу какой танец этой страны мы разучивали с вами на прошлых занятиях?

Дети : Это чешский танец-полька

Воспитатель: О, добрейшие отроки, не научите ли вы меня этому великолепному танцу?

М.Р.: Обязательно научим, ведь мы с ребятами тоже разучиваем этот танец. Вот посмотри, у меня есть схематическое изображение последовательности шага польки. Ты внимательно изучи и давай учиться с нами танцевать польку.

Воспитатель: (нечаянно роняет карточки) О, горе мне горе, я все перепутал! Как же я буду учиться танцевать польку?

М.р: Да это не беда, наши дети враз помогут тебе восстановить последовательность шага.

Дети моделируют последовательность шага польки.

М.р.: Молодцы, ребята! Дружно помогли Хоттабычу! А сейчас , становись с нами на танец.! А вы , ребята, смотрите, все ли получается у старика Хоттабыча.

Дети исполняют польку З.Роот «Веселое настроение»

М.р: Все ли верно выполнял наш Хоттабыч?

Ответы детей

Воспитатель: А нам пора продолжать наше путешествие. Садитесь на ковер – самолет и полетели!

Дети садятся на стульчики

Воспитатель начинает суетиться, трогать ковер.

М.р: Что случилось, Хоттабыч?

Воспитатель: Ковер-самолет не летит, погода не летная. Надо помочь .

М.р: Что мы можем сделать, чтоб помочь тебе?

Воспитатель: необходимо выполнить дыхательное упражнение

Проводится фонопедическое упражнение по методу В.Емельянова «Морозята» (м.р. предлагает провести упражнение любому желающему ребенку)

Выли морозята вместе с метелью./дети произносят «у-у-у-у!, делая glissando вверх и вниз/
Надували щеки и дули холодным ветром /Продолжительно равномерно выдыхают на звук /ф/ /
Протирали звезды снежным полотенцем, чтобы они ярче сияли. /Произносят короткие звуки /а/ в разных регистрах/
Катались на снежных тучах. / делают glissando с высокого звука к низкому на гласную /о/ /
Громко кричали в заснеженных горах, чтобы посмотреть, как сходят вниз лавины. / Произносят «ба-бах!»: 1-й слог – в самом низком регистре, 2-й – в самом высоком./
Раскачивали деревья, которые на морозе скрипели. /Произносят скрипучий звук /а/ на связках – што-басс/
Засыпали землю снегом /Произносят «п…п…п…», коротко и активно выдыхая./
Наметали снег в большие сугробы /Усиливают звук и уменьшают, пропевая на одном звуке гласные /а/, /о/, /ы/, /э/

М.р демонстрирует слайды с изображением природы России. Презентация

Воспитатель: О, милые отроки, какая великолепная страна! Куда мы приземлились?

Дети: Мы приземлились в России

М.р: Да, мы вернулись домой, в Россию, с ее великолепными пейзажами и красавицей зимой.

М.р.: (подготовка певческого аппарата к работе)Долго длится наше путешествие , что захотелось немного поспать. Давайте с вами позеваем: растягиваем мышцы рта (делаем зевок), сочетаем зевок с ручными жестами (пальцами имитируем «открывающийся» и «закрывающийся» рот) а теперь чтоб совсем не заснуть поиграем с губами, язычком, горлышком

  • БП (на губы)
  • ГК (на горлышко)
  • ДТ (на язык)
  • ЧЩ (на активное дыхание)

Дети выполняют упражнения на активизацию артикуляционного аппарата

М.р. предлагает детям :

  • взять дыхание по руке
  • закрепить его на замок
  • проследить за осанкой (плечи опущены)
  • экономно расходовать дыхание на слог «лю», т.е. вначале петь «лю» долгий звук, затем несколько коротких на активном дыхании , и завершить попевку на долгий звук «лю»
  • снять по руке одновременно Дети проводят работу над активным дыханием на «лю» и выстраиванием унисона
  • пропеть звук тоники

М.р: Разбудив наш голосок, мы для тебя ,Хоттабыч, исполним «Зимнюю песенку»

Дети исполняют «Зимнюю песенку» Н.Чудаковой (следить за точным вступлением)

Воспитатель: Чудная зима в России, но какова красавица осень! Не знаете ли вы песен про осень?

Ответы детей

М.р: Мы хотели бы исполнить тебе песню, где автор сравнивает красавицу осень с кошкой. Но споем мы ее не как обычно , а с солистами, учитывая все динамические оттенки

Дети исполняют песню «Осень как рыжая кошка» Н.Куликовой с солистами

Воспитатель : Чудная мелодия ласкала мой слух !О, милые отроки, как возникает музыка и что надо, чтоб музыка жила? Какие волшебные слова надо произнести?

Дети: Для того , чтобы красивые мелодии жили на свете , не надо никаких волшебных слов, необходимы лишь КОМПОЗИТОР – ИСПОЛНИТЕЛЬ-СЛУШАТЕЛЬ

Воспитатель: Кто является композитором?

Дети: Куликова

Воспитатель: Кто здесь исполнитель?

Дети: Мы исполнители

Воспитатель: А я кто?

Дети: Ты слушатель (подходит к инструментам , извлекает из них звуки) О, мудрейшие из мудрейших, не могли бы вы быть столь благосклонны и исполнить для меня любое произведение вот на этих, издающих такой чудный звук инструментах?

Ответы детей

М.р.: Инструменты какого оркестра мы видим? (палитра инструментов)

Дети: Это народные инструменты

М.р.: Как называют группу этих инструментов?

Дети: Ударные инструменты

М.р.: Подойдите и возьмите в руки любой из названных инструментов. Назовите его.

Какие инструменты остались ? Почему?

У Хоттабыча в руках металлофон

М.Р: Скажите, инструмент, который в руках у Хоттабыча, подходит к группе ударных инструментов? К группе каких инструментов относится металлофон?

Дети : Металлофон относится к группе ударно-мелодических инструментов

М.р: Какое знакомое нам произведение, написанное в народном стиле, украсят эти инструменты?

Дети: «Во саду ли , в огороде»

М.р: Верно. Ребята, как называется группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на разных музыкальных инструментах?

Дети: Эта группа людей называется оркестр

М.р.: Для того чтоб оркестр играл слаженно и выразительно необходим еще один человек. Кто он?

Дети: Этот человек – дирижер.

М.р.: Предлагаю Хоттабычу сегодня побыть дирижером

Давайте исполним р.н.п. «Во саду ли , в огороде…»

Дети исполняют в оркестре р.н.п. «Во саду ли , в огороде…»

М.р: Заигрались мы с вами и не заметили, что путешествие подошло к концу, а по окончании путешествия принято делиться впечатлениями: что было сложного в пути, что нового, чему еще предстоит учиться. Вот вам фигурка, вы посоветуйтесь и решите на какую вершину творчества мы сегодня с вами поднялись.

Дети коллективно выполняют задание

Воспитатель: О, милые отроки, благодарю вас за свое освобождение, обещаю старательно изучать музыкальное искусство, /колдует/ а эта коробочка с сюрпризом вам

М.р: Пришла пора прощаться .

Музыкальное прощание «Эхо» Н.Бордюг

М.р: Спасибо скажем старику Хоттабычу, он вас проводит в свою группу.