Развитие восприятия – ведущая задача музыкального образования дошкольников:
-
Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, возможно через развитие музыкального восприятия и формирование музыкально-сенсорных способностей По утверждению специалистов, дошкольный возраст – синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От понимания этого педагогом зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром.
-
Музыкальный руководитель должен научить ребенка использовать свой жизненный и музыкальный опыт в процессе восприятия музыки и выработать у него мобильность восприятия. Целью усилий педагога должно стать развитие способности ребенка самостоятельно представлять и создавать свой музыкальный образ (согласно своему субъективному видению мира) и осознанно конструировать игровые отношения с произведением, композитором, исполнителем.
-
В формировании осознанного восприятия музыки у дошкольников, можно выделить три этапа и их цели:
I этап – формирование адекватного эмоционального отклика на музыкальное произведение;
II – формирование навыка дифференциации (определения, различения) средств выразительности музыкального искусства;
III – формирование целостного восприятия, обогащенного знаниями. -
Цель нашей работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкального восприятия, музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.
Задачи:
- Совершенствовать умение воспринимать и осознавать изобразительные особенности произведений трехчастной формы, развивать способности ребенка самостоятельно представлять и создавать свой музыкальный образ
- Продолжать знакомить с различными жанрами в музыке (опера ,оперетта), совершенствовать умение воспринимать трехчастную форму, умение воспринимать комплекс выразительных музыкальных средств
- Побуждать внятно и ясно пропевать слова песни, четко артикулируя гласные и согласные звуки. Петь напевно, игриво, начиная точно после вступления.
Содействовать выразительному осознанному целостному исполнению танца; продолжать побуждать осознанно выполнять технику шага польки: тянуть носок, легко подпрыгивать вверх, добиваться точности, ритмичности, пластичности исполнения совершенствовать ориентировку в пространстве:учить двигаться по кругу в парах
- Содействовать музыкально-эстетическому восприятию произведений народной музыки .Развивать у детей музыкально-сенсорное восприятие. Учить различать музыкальные инструменты, принадлежащие к группе ударных инструментов.
- Продолжать побуждать детей к слаженной игре на ритмических инструментах и металлофонах в ансамбле, учить воспроизводить достаточно точно ритмический рисунок на ударных и мелодический рисунок на металлофонах; отрабатывать слаженность и выразительность исполнения пьесы
Предварительная работа:
- Изготовление карты «Море музыки»
- Изготовление игр «Компас эмоций», «Палитра инструментов», «Помоги мамонтенку»
- Чтение отрывков из произведения «Старик Хоттабыч»
- Рассматривание иллюстраций о зимней природе
- Моделирование шага польки и перестроений в двух концентрических кругах
- Рассматривание иллюстраций с изображением природы Норвегии
Связь с другими занятиями:
- развитие речи ( составление рассказа «Как осень с зимой повстречалась» )
- рисование ( рисование на тему «Норвегия – северная страна» )
- ознакомление с окружающим миром (особенности русской зимы )
Материал: Портрет Э.Грига и др.композиторов, дидактическая игра «Море музыки», дидактические игры «Компас эмоций», «Палитра инструментов», «Помоги мамонтенку», компьютер, презентация , моделирование шага польки и перестроений в двух концентрических кругах, кувшин, ударные музыкальные инструменты, музыкальный центр, фонозапись, 3-х ступенчатый конструктор, объёмное изображение «Гора творчества»
Ход занятия
Дети входят в зал , свободно располагаются около музыкального инструмента
Музыкальный руководитель (далее М.р.):
Здравствуйте, ребята.
Посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте начнём занятие и поздороваемся со всеми, кто сегодня здесь присутствует.
Музыкальное приветствие «Эхо» Н.Бордюг
М.р: Чем вы поздоровались?
Дети: Мы поздоровались пением
М.р: Как по другому можно поприветствовать друг друга?
Дети: Словами, движениями
М.р: А еще мы можем поприветствовать друг друга пением по ручным знакам
Приветствие «Здравствуйте» с ручными знаками (5-3-1 ст.)
М.р: Здрав – ствуй -те
Дети: Здрав-ствуй-те
М.р: Дети, кто желает выложить последовательность ступеней, спетой мелодии?
Дети по желанию выкладывают последовательность
М.р: Может кто-то желает изменить эту последовательность и пропеть новую мелодию, используя ручные знаки?
Дети по желанию выполняют задание: выкладывают последовательности звуков трезвучия и пропевают их по ручным знакам.
М.Р: Молодцы!Вот сколько приветствий можно сказать встречая гостей.
И настроение сразу какое стало у гостей и у вас?
Дети:
– Мне радостно.
– Ласковое.
– Мне приятно.
– Мне весело.
– Мне хорошо.
М.р: И с таким хорошим настроением я предлагаю вам отправиться в путь , следуя вот по этому маршруту бодрым шагом (схематическое изображение перестроений из ходьбы парами, в два концентрических круга, движение в них противоходом, перестроение в пары )
Дети выполняю перестроения «Веселые шаги» М.Протасов
По окончании перестроений дети находят кувшин
М.р: Дети , посмотрите ,а вот этого кувшина на карте нет. Откуда он появился и зачем? (рассматривают кувшин, трут его, выстреливает хлопушка , из-за ширмы появляется воспитатель в образе старика Хоттабыча)
Воспитатель: О ,милые мои отроки ,я старик Хоттабыч 1000 лет был заточен в этот кувшин, а сегодня вы выпустили меня на свободу. Я хочу вас отблагодарить - я исполню любое ваше желание.
М.р: Спасибо , добрый джин , мы сегодня как раз мечтали отправиться в путешествие
Воспитатель: О, милые отроки, это мне под силу, садитесь на ковер-самолет и полетели
Презентация (М.р демонстрирует слайды с изображением природы Норвегии) – Приложение 1.
Воспитатель: Что за дивная страна раскинулась перед нами ?
М.р: Норвегия – северная страна с очень красивой природой, горами, долинами.
Воспитатель:Чем знакома вам эта страна?
Дети: Здесь родился и творил великий норвежский композитор Э.Григ
Воспитатель: О, милые отроки, покажите мне этого мудрейшего человека, вот у меня есть портреты композиторов
Воспитатель среди ряда портретов композиторов предлагает найти портрет Грига
Воспитатель:Какие умные, добрые, светлые глаза, в уголках губ прячется улыбка. Должна быть и музыка его пронизана теплотой, душевностью к родному краю, к его суровой природе
М.р.: Ты прав старик Хоттабыч .Дети какое произведение Грига мы слушали на прошлом занятии?
Дети : Мы слушали «Утро»
Воспитатель: Вижу спокойный, сдержанный, нежный характер произведения вы отразили на компасе настроений на предыдущем занятии, а что изображает это произведение?
Дети : Произведение изображает пробуждение природы
М.р: А вот какими выразительными средствами пользуется автор , рисуя это пробуждение, мы ответим прослушав произведение вновь
Звучит «Утро» Эдварда Грига
Дети выполняют задание, работая с пособием «Море музыки»
Дети: . Написано в классическом стиле.( используют палитру инструментов)
Произведение исполняется в медленном темпе, в верхнем регистре, в мажоре, используются преимущественно короткие звуки, динамика от pp до ff, характер напевный – кит – песня, приведет в оперу или оперетту
М.р.: Совершенно верно, произведение «Утро» является вступлением к большому произведению – четвертому действию драматической поэмы «Пер Гюнт». А теперь давайте попытаемся ответить на вопрос: все время у музыки один характер, или меняется?
Дети: Характер музыки менялся: 1 и 3 части звучат успокоено, заворожено, мечтательно, нежно – как будто звучат пастушьи рожки, а 2 часть – громкая, яркая, как будто солнышко встает и его лучи пробиваются сквозь облака
М.р: Из скольких частей состоит это произведение? Выложите из цветных карточек это произведение
Дети : Произведение состоит из трех частей (дети выкладывают трехчастную форму произведения из карточек)
М.р: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием. Скажем спасибо этой замечательной стране и отправимся дальше в путь.
Воспитатель: Смотрите нас кто-то просит о помощи. (на мониторе игра на развитие чувства ритма «Помоги мамонтенку») Презентация
М.р.: Да это же мамонтенок , мы должны помочь ему добраться до мамы, а для этого необходимо прохлопать ритм, ритмического течения по которому он плывет.
Дети, по выбору м.р. выполняют задание на карточках(определяют ритм вальса и польки)
М.р: ритм каких танцев вы сейчас прохлопали?
Дети: Ритм вальса и польки
М.р.: Молодцы ребята, а мы и не заметили как с вами оказались в новой стране. Мы попали в Чехию: это собор святого Вита, это костиница в Кутна Горе, это мельница на р.Чертовке.
Воспитатель: А что за странный танец исполняют эти отроки? (слайд с изображением польки) Презентация
М.р: Дети ,подскажите Хоттабычу какой танец этой страны мы разучивали с вами на прошлых занятиях?
Дети : Это чешский танец-полька
Воспитатель: О, добрейшие отроки, не научите ли вы меня этому великолепному танцу?
М.Р.: Обязательно научим, ведь мы с ребятами тоже разучиваем этот танец. Вот посмотри, у меня есть схематическое изображение последовательности шага польки. Ты внимательно изучи и давай учиться с нами танцевать польку.
Воспитатель: (нечаянно роняет карточки) О, горе мне горе, я все перепутал! Как же я буду учиться танцевать польку?
М.р: Да это не беда, наши дети враз помогут тебе восстановить последовательность шага.
Дети моделируют последовательность шага польки.
М.р.: Молодцы, ребята! Дружно помогли Хоттабычу! А сейчас , становись с нами на танец.! А вы , ребята, смотрите, все ли получается у старика Хоттабыча.
Дети исполняют польку З.Роот «Веселое настроение»
М.р: Все ли верно выполнял наш Хоттабыч?
Ответы детей
Воспитатель: А нам пора продолжать наше путешествие. Садитесь на ковер – самолет и полетели!
Дети садятся на стульчики
Воспитатель начинает суетиться, трогать ковер.
М.р: Что случилось, Хоттабыч?
Воспитатель: Ковер-самолет не летит, погода не летная. Надо помочь .
М.р: Что мы можем сделать, чтоб помочь тебе?
Воспитатель: необходимо выполнить дыхательное упражнение
Проводится фонопедическое упражнение по методу В.Емельянова «Морозята» (м.р. предлагает провести упражнение любому желающему ребенку)
Выли морозята вместе с метелью./дети произносят «у-у-у-у!, делая glissando вверх и вниз/
Надували щеки и дули холодным ветром /Продолжительно равномерно выдыхают на звук /ф/ /
Протирали звезды снежным полотенцем, чтобы они ярче сияли. /Произносят короткие звуки /а/ в разных регистрах/
Катались на снежных тучах. / делают glissando с высокого звука к низкому на гласную /о/ /
Громко кричали в заснеженных горах, чтобы посмотреть, как сходят вниз лавины. / Произносят «ба-бах!»: 1-й слог – в самом низком регистре, 2-й – в самом высоком./
Раскачивали деревья, которые на морозе скрипели. /Произносят скрипучий звук /а/ на связках – што-басс/
Засыпали землю снегом /Произносят «п…п…п…», коротко и активно выдыхая./
Наметали снег в большие сугробы /Усиливают звук и уменьшают, пропевая на одном звуке гласные /а/, /о/, /ы/, /э/
М.р демонстрирует слайды с изображением природы России. Презентация
Воспитатель: О, милые отроки, какая великолепная страна! Куда мы приземлились?
Дети: Мы приземлились в России
М.р: Да, мы вернулись домой, в Россию, с ее великолепными пейзажами и красавицей зимой.
М.р.: (подготовка певческого аппарата к работе)Долго длится наше путешествие , что захотелось немного поспать. Давайте с вами позеваем: растягиваем мышцы рта (делаем зевок), сочетаем зевок с ручными жестами (пальцами имитируем «открывающийся» и «закрывающийся» рот) а теперь чтоб совсем не заснуть поиграем с губами, язычком, горлышком
- БП (на губы)
- ГК (на горлышко)
- ДТ (на язык)
- ЧЩ (на активное дыхание)
Дети выполняют упражнения на активизацию артикуляционного аппарата
М.р. предлагает детям :
- взять дыхание по руке
- закрепить его на замок
- проследить за осанкой (плечи опущены)
- экономно расходовать дыхание на слог «лю», т.е. вначале петь «лю» долгий звук, затем несколько коротких на активном дыхании , и завершить попевку на долгий звук «лю»
- снять по руке одновременно Дети проводят работу над активным дыханием на «лю» и выстраиванием унисона
- пропеть звук тоники
М.р: Разбудив наш голосок, мы для тебя ,Хоттабыч, исполним «Зимнюю песенку»
Дети исполняют «Зимнюю песенку» Н.Чудаковой (следить за точным вступлением)
Воспитатель: Чудная зима в России, но какова красавица осень! Не знаете ли вы песен про осень?
Ответы детей
М.р: Мы хотели бы исполнить тебе песню, где автор сравнивает красавицу осень с кошкой. Но споем мы ее не как обычно , а с солистами, учитывая все динамические оттенки
Дети исполняют песню «Осень как рыжая кошка» Н.Куликовой с солистами
Воспитатель : Чудная мелодия ласкала мой слух !О, милые отроки, как возникает музыка и что надо, чтоб музыка жила? Какие волшебные слова надо произнести?
Дети: Для того , чтобы красивые мелодии жили на свете , не надо никаких волшебных слов, необходимы лишь КОМПОЗИТОР – ИСПОЛНИТЕЛЬ-СЛУШАТЕЛЬ
Воспитатель: Кто является композитором?
Дети: Куликова
Воспитатель: Кто здесь исполнитель?
Дети: Мы исполнители
Воспитатель: А я кто?
Дети: Ты слушатель (подходит к инструментам , извлекает из них звуки) О, мудрейшие из мудрейших, не могли бы вы быть столь благосклонны и исполнить для меня любое произведение вот на этих, издающих такой чудный звук инструментах?
Ответы детей
М.р.: Инструменты какого оркестра мы видим? (палитра инструментов)
Дети: Это народные инструменты
М.р.: Как называют группу этих инструментов?
Дети: Ударные инструменты
М.р.: Подойдите и возьмите в руки любой из названных инструментов. Назовите его.
Какие инструменты остались ? Почему?
У Хоттабыча в руках металлофон
М.Р: Скажите, инструмент, который в руках у Хоттабыча, подходит к группе ударных инструментов? К группе каких инструментов относится металлофон?
Дети : Металлофон относится к группе ударно-мелодических инструментов
М.р: Какое знакомое нам произведение, написанное в народном стиле, украсят эти инструменты?
Дети: «Во саду ли , в огороде»
М.р: Верно. Ребята, как называется группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на разных музыкальных инструментах?
Дети: Эта группа людей называется оркестр
М.р.: Для того чтоб оркестр играл слаженно и выразительно необходим еще один человек. Кто он?
Дети: Этот человек – дирижер.
М.р.: Предлагаю Хоттабычу сегодня побыть дирижером
Давайте исполним р.н.п. «Во саду ли , в огороде…»
Дети исполняют в оркестре р.н.п. «Во саду ли , в огороде…»
М.р: Заигрались мы с вами и не заметили, что путешествие подошло к концу, а по окончании путешествия принято делиться впечатлениями: что было сложного в пути, что нового, чему еще предстоит учиться. Вот вам фигурка, вы посоветуйтесь и решите на какую вершину творчества мы сегодня с вами поднялись.
Дети коллективно выполняют задание
Воспитатель: О, милые отроки, благодарю вас за свое освобождение, обещаю старательно изучать музыкальное искусство, /колдует/ а эта коробочка с сюрпризом вам
М.р: Пришла пора прощаться .
Музыкальное прощание «Эхо» Н.Бордюг
М.р: Спасибо скажем старику Хоттабычу, он вас проводит в свою группу.