Открытый урок биологии

Разделы: Биология


Эпиграф: «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н. Толстой)

Задачи урока:

  • Образовательные – обеспечить в ходе урока усвоение знаний о значении воды, как для отдельных частей растения, так и для жизнедеятельности целого организма; закрепление следующих основных понятий: растения разных мест обитания.
  • Воспитательные - воспитание честности и трудолюбия; применяя принципы ценности, субъектности, содействовать формированию ценностного отношения к природе;
  • Развивающие – развивать интеллектуальные умения при работе с текстом параграфа и натуральными объектами, такие как анализ и синтез, выделение главного, установления причинно-следственных связей; развивать умения слушать и слышать; развивать коммуникативные умения работать в группе;
    развивать умение красиво, кратко и эмоционально выражать свои мысли;
    развивать эмоции учащихся, созерцая натуральные объекты и красивые иллюстрации в презентации.

Тип и вид урока: изучение нового материала, комбинированный.

Продолжительность: 40 минут, для сильного класса.

Класс: 6, по авторской линии И.Н. Пономарёвой, наполняемость класса 20-24 ученика.

На уроке применяется личностно-ориентированная педтехнология, исследовательский метод.

Подготовительный этап:

  1. Распечатать карточки для работы в парах.
    1 пара
    Теоретики

    «Вода и семена»
    В тексте учебника биологии на странице 45 найти ответ на вопрос:
    Какова взаимосвязь данных понятий?
    1 пара
    Практики
    «Вода и семена»
    Рассмотрите предложенные опытные образцы и определите:Каким образом вода повлияла на данную часть растения?
    2 пара
    Теоретики
    «Вода и корни»
    В тексте учебника биологии на странице 112-113 или рисунке 74 найти ответ на вопрос:
    Какова взаимосвязь данных понятий?
    2 пара
    Практики
    «Вода и корни»
    Рассмотрите предложенные опытные образцы и определите:Каким образом вода повлияла на данную часть растения?
    3 пара
    Теоретики
    «Вода и лист»
    В тексте учебника биологии на странице 112-113 или на рисунке 49 найти ответ на вопрос:
    Какова взаимосвязь данных понятий?
    3 пара
    Практики
    «Вода и лист»
    Рассмотрите предложенные опытные образцы и определите:Каким образом вода повлияла на данную часть растения?
    4 пара
    Теоретики

    «Вода и стебель»
    В тексте учебника биологии на странице 112-113 илина рисунке 56найти ответ на вопрос:
    Какова взаимосвязь данных понятий?
    4 пара
    Практики
    «Вода и стебель»
    Рассмотрите предложенные опытные образцы и определите:Каким образом вода повлияла на данную часть растения?
  2. Распечатать вопросы суждения для учащихся-экспертов.
    1. Работайте с текстом учебника на странице 112-113, письменно ответить на вопрос-суждение:
    Как доказать, что вода поддерживает упругое состояние клеток растения ?
    3. Работайте с текстом учебника на странице 112-113, письменно ответить на вопрос-суждение:Каким образом в растении поддерживается водный обмен?
    2. Работайте с текстом учебника на странице 112-113, письменно ответить на вопрос-суждение:
    Почему для растения важно осуществлять водообмен с окружающей средой?
    4. Работайте с текстом учебника на странице 112-113, письменно ответить на вопрос-суждение: Каким образом специализируются части растения для осуществления водообмена?
  3. Заложить заранее опыты.
    1 пара
    Практики
    «Вода и семена»
    «Условия прорастания семян».
    1 пробирка = сухие семена
    2 пробирка = немного воды + семена
    3 пробирка = много воды + семена
    2 пара
    Практики
    «Вода и корни»
    «Укоренение побегов»
    1вариант.
    Черенки побегов традесканции в пробирке с водой. (Опыт заложить за 2 недели урока).
    2 вариант.
    Стеблевые отпрыски хлорофитума в воде.
    3 пара
    Практики
    «Вода и лист»
    «Испарение воды листьями».
    Смотри методику в учебнике биологии В.А. Корчагиной 6-7 класс, на странице 69. М. «Просвещение», 1992
    1 пробирка = вода
    2 пробирка = вода + растительное масло
    3 пробирка = вода + растительное масло + побег традесканци
    4 пара
    Практики
    «Вода и стебель»
    «Передвижение воды по сосудам древесины».
    1 пробирка = стебель древесного растения без воды
    2 пробирка = вода + стебель древесного растения
  4. Сильные учащиеся готовят информационный проект (презентацию) по теме: «Экологические группы растений по отношению к воде».
  5. Уточнить схему оформления опорного конспекта на доске.
  6. Продумать оформление на доске для подведения итогов результатов работы каждого ученика на уроке.
  7. Рабочий лист (самооценки) учащегося распечатать.
  8. Рабочий лист учителя.

Лист самооценки ученика. Приложение 3

Рабочий лист учителя.

Методы, приёмы и средства Этапы урока Время Что делает учитель? Что делают ученики?
Вводная беседа Оргмомент 1 мин Настраивает на урок, сообщает цель урока. Занимают рабочие места.
Творческое домашнее задание, работа в группах. Актуализация знаний 7 мин Ставит условия, слушает, оценивает. Отвечают «ёмкой фразой».
«Вода – это…..»
Работа в парах «теоретики – практики» Изучение нового материала 6 мин Уточняет задания для групп. Выполняют работу:
А) теоретики
Б) практики
В) эксперты
«Цейтнот», отчёт о работе в парах. Предъявляют результаты работы 10 мин Слушает, уточняет, оформляет опорную схему на доске. Отчитываются (группы А и Б),
Слушают, обобщают по схеме.
Релаксация Физминутка 1 мин Предлагает упражнения по теме «Развитие побега из зародыша семени». Вспоминают условия и этапы развития зародыша, выполняют упражнения.
Презентация Информационныйпроект 7 мин Настраивает на работу. Слушают и смотрят, фиксируют в тетради.
Тест соответствия «рисунок- подпись» Закрепление знаний 5 мин Объясняет условия, проводит тестирование, называет правильные ответы. Выполняют индивидуально в тетради, проверяют и оценивают.
  Домашнее задание 2 мин Объясняет:
Лабораторная работа 13.
Выполнить пункты 1 и 4.
Записывают в дневник: п.31,
(лабораторная работа по желанию)
Рефлексия Подведение итогов 3 мин Обобщает, предлагает вопросы Отчитываются (группа В),
Слушают, дополняют.
«Цветопись» Самоанализ урока   Дарит умные мысли в подарок. Оценивают свою деятельность на уроке.

Презентация, Информационный проект.