Интегрированный урок по природоведению и русскому языку в 4-м классе "В Арктике. Несклоняемые имена существительные"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • Обобщить знания об определении падежа существительных с ударным окончанием;
  • Ознакомить с несклоняемыми именами существительными;
  • Познакомить с арктической природной зоной (климат, растения, животные, деятельность человека);
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Поддерживать познавательный процесс, развивать творческое воображение учащихся;
  • Обогащать их словарный запас;
  • Вырабатывать умение аргументировано строить ответ на любую заданную тему;
  • Взаимосвязь каллиграфии с грамматическим письмом.

Оборудование:

  • учебник "Русский язык" 4 класс, автор Рамзаева Т.Г.
  • учебник "Природоведение" 4 класс, автор Плешаков А.А.
  • таблица падежей;
  • орфографический словарь;
  • глобус;
  • карта природных зон;
  • карточки с индивидуальными заданиями;
  • кроссворд.

Ход урока

1. Орг. момент.

Прозвенел звонок и начинается урок.
В добрый путь, друзья.

2. Сообщение темы урока.

Что такое Арктика и какие слова связаны с ней - нам предстоит узнать.

3. Минутка каллиграфии.

На доске нарисован элемент С.

У. - В какие буквы можно превратить этот элемент?

Д. + а, б, о, д, с,

У. - Пропишем эти буквы в тетради

4. Работа над словом.

У:

  • Давайте вспомним названия, которые начинаются с большой буквы А?
  • Какая природная зона начинается с буквы А?
  • Вспомним слова, связанные с Арктикой?
  • На какое правило эти слова?
  • Запишите, подбирая проверочные слова.

Д: + Лёд - льды, снег-снега, сугроб-сугробы, вода-воды.

5. Работа над предложением.

У:- * Составьте предложение с любым словом и запишите его.

Пока дети записывают, а один ученик работает у доски, учитель говорит:

В слове мы не ошибёмся,
Если делом мы займёмся.
Слепим буковки, согнём,
Все ошибки отпугнём!

  • Найдите главные члены предложения.
  • Определите падеж у существительных.
  • Просклоняем любое существительное (4 человека по цепочке склоняют существительное: первый называет падеж, второй - вопрос, третий - слово, четвертый - окончание).

У: * Что нужно знать и уметь, чтобы правильно определить падеж имени существительного?

Д: + Уметь ставить вопрос от одного слова к другому, знать вопросы и предлоги каждого падежа.

6. Работа над новым материалом.

У: * Арктика (учитель показывает на глобусе) - это всё огромное пространство Северного Ледовитого Океана вместе с морями и островами. На островах Арктики расположена ледяная зона. Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Не только сам океан, но и острова покрыты толстым ледяным панцирем. ( Рассказ учителя сопровождается показом картинок). Лишь кое- где на островах его нет, но и здесь суша промерзает на много метров в глубину.

Зимой в Арктике полярная ночь. Несколько месяцев в году подряд солнце совсем не показывается - темнота! В небе светит луна, мерцают звёзды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния - словно разноцветный, переливающийся занавес колышется в тёмном небе. Очень суровое это время года, дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура понижается до -60 градусов:

Летом в Арктике полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.

К жизни в трудных условиях ледяной зоны приспособились немногие живые существа.

У: * Знаете ли вы, какие растения растут в Арктике? (учитель показывает картинки)

На камнях островов встречаются лишь лишайники, похожие на накипь. Кое- где растут мхи, полярный мак.

7. Работа с учебником (природоведение).

У: * Откроем учебник на стр. 44 и посмотрим:

- Какие птицы смогли приспособиться к такому холоду?

Дети находят на картинке и называют:

* Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки. Их скопление называют "птичьим базаром". Здесь птицы выводят птенцов. Интересно, что кайры откладывают яйца на голые уступы скал. Всех этих птиц кормит море. В море множество водорослей, ими питаются рачки, рачками рыбы, а рыбами - птицы.

Дети составляют цепь питания: водоросли - рачки - рыбы - птицы.

У: * Посмотрите и скажите, кто еще питается рыбой?

Д: + Тюлени, белые медведи.

* Тюлени - прекрасные пловцы: у них удлинённое тело, а ноги превратились в ласты. Под кожей толстый слой жира, который защищает их от холода. В воде они добывают корм, а отдыхают и выращивают детёнышей на суше. Здесь они неуклюжи и поэтому становятся добычей белых медведей.

У: * Подумайте и скажите, какое значение в жизни белого медведя имеет густая длинная шерсть, широкие лапы, белый цвет меха?

* Самцы круглый год бродят среди льдов, а самки на зиму залегают в снежные берлоги. В разгар зимы у них рождаются медвежата, которые не крупнее котят! Мать кормит их молоком и согревает. Когда они подрастут и вместе с матерью выйдут из берлоги, она научит их ловить рыбу, а потом и тюленей.

* В Арктике обитают моржи, похожие на тюленей, но гораздо крупнее. В просторах океана живут огромные морские звери - киты, которые питаются планктоном (маленькими рачками). Они достигают в длину 15-18 метров. Во рту вместо зубов у них острые пластинки - "китовый ус". Они служат для добывания пищи.

У: * Итак, ребята, сделаем вывод, как вы поняли, что такое Арктика?

Д: + Арктика - природная зона, с вечным льдом и снегом, животной и растительной жизнью.

8. Физкультминутка (Про Хомку).

У: *Ребята, давайте просклоняем слово Арктика (один ученик у доски).

Что значит просклонять слово?

Д:+ Просклонять - изменить слово по падежам.

9. Работа над новым материалом (русский язык).

У: * Как вы думаете, есть ли в русском языке слова, которые не изменяются по падежам?

Дети делают предположения

У: *Сегодня мы с вами познакомимся с такими словами.

* Решите грамматическую задачу: как нужно сказать: "Мальчик выбежал на улицу без (шапка, пальто).

10. Работа с учебником (русский язык).

У: * Прочитайте в учебнике на странице 56, как называются такие существительные?

Д: + Несклоняемые.

У: *Выпишите эти слова из правила.

Д: + пальто, метро, радио, кино, шоссе.

11. Закрепление по русскому языку.

Игра: "Дополни слово и определи падеж" учитель показывает на карточках: Угощал (ворона), надеть (пальто), принести из (магазин), слушал (радио).

12. Работа со словарем.

У: * Какие ещё слова не склоняются, найдём в словаре:

  • 1 вариант: Пюре
  • 2 вариант: Кофе.

* Составьте с этими словами предложения и определите падеж.

У: *Ребята, а какие слова пишут в словарях?

Д: + Словарные, правописание которых надо запомнить.

У: * Запишем несколько знакомых вам слов (один ученик у доски с обратной стороны).

Словарный диктант: газета, герой, трамвай, адрес, месяц, километр, пассажир, билет, комбайн, потом, назад, автомобиль, хозяйство.

Проводиться взаимопроверка.

13. Закрепление по природоведению.

У: * Наше путешествие приближается к концу. Предлагаю найти спрятанное слово (учитель вывешивает кроссворд).

Вопросы:

1. Эти птицы собираются летом на скалистых берегах в шумные "птичьи базары", очень любят полакомиться рыбой.

2. Близкий родственник тюленя.

3. Птицы, которые откладывают яйца прямо на голые скалы.

4. На них очень любит поохотиться белый медведь.

5. Самое распространённое растение полярных районов.

6. Самый крупный обитатель морей и океанов.

7. Маленькие обитатели морей, которыми питаются рыбы.

Ответы: чайка, морж, кайры, тюлень, лишайники, кит, рачки.

В выделенных клетках слово Арктика.

14. Работа с текстом.

У: * Наше путешествие закончено. Скажите (тема по выбору с учётом оставшегося времени):

1. Что было бы, если бы вы встретили Снежную Королеву в Арктике?

2. Кого бы вы встретили в царстве льда и снега?

3. Что было бы, если бы я оказался вместо Герды в поисках Кая в Арктике?

Дети составляют фантограммы - фантастические мини-сочинения.

Идет анализ сочинений (есть ли вступление, основная часть и концовка) - идёт работа с текстом.

15. Итог урока.

У:

  • Что для вас новое было на уроке?
  • С чем познакомились?

Д: Познакомились с природной зоной Арктика и несклоняемыми существительными

16. Домашнее задание.

  1. Русский язык: стр. 56 - правило, упр. 115.
  2. Природоведение: стр. 43 - 51, тетрадь №30.
  3. Дополнительно: Русский язык: упр. 116, Природоведение: тетрадь стр. 16, №31.