Основная цель деятельности учителя – “получить учащихся, усвоивших определенные научные знания” [1]. Согласно психологическим исследованиям, усвоение является результатом овладения различными видами деятельности, в которых научные знания используются как опорные. В данной статье разработана тема “Вынужденные электрические колебания. Электрический резонанс” в рамках технологии “Деятельностный подход”. Для этого были выделены знания, которые должны быть усвоены учащимися по данной теме (представлены в таблице, колонка 1); виды деятельности, адекватные этим знаниям (представлены в таблице, колонка 2) и разработан дидактический материал для организации многократного выполнения учащимися указанных видов деятельности.
Дидактический материал представлен в виде задач-упражнений после основной таблицы. В самой таблице номера этих задач приведены в соответствии с видами деятельности и знаниями. Задачи-упражнения состоят из двух частей: задания, в котором формулируется цель деятельности, и набора ситуаций, в которых деятельность должна выполняться.
Использование данного материала позволит учителю организовать деятельность учеников по усвоению необходимых знаний через их применение – использование в какой-то деятельности, а не во время запоминания и воспроизведения, как это часто делается на практике.
Таблица
“Вынужденные электрические колебания. Электрический резонанс” | ||
Знания, которые должны быть усвоены учащимися | Виды деятельности, адекватные знаниям | № задач--упражнений |
Для поддержания в контуре вынужденных
электрических колебаний необходимо включить в
него источник тока с периодически изменяющейся
ЭДС: , где - амплитуда ЭДС, – ее циклическая частота. Сила тока в цепи при
установившихся вынужденных колебаниях: – полное
сопротивление контура, Амплитуда силы тока вынужденных колебаний (при постоянных R, L, C и ) зависит от соотношения частот вынуждающей ЭДС и собственной частоты колебаний в данном контуре. Чем дальше частота вынужденной ЭДС от собственной частоты, тем меньше амплитуда силы тока; чем ближе частота вынуждающей ЭДС к собственной частоте, тем больше амплитуда силы тока. При совпадении частоты вынуждающей ЭДС с собственной частотой электрических колебаний в данном контуре амплитуда силы тока резко возрастает. Максимальное значение тока |
1.Нахождение амплитуды силы тока в колебательном контуре при определенном значении частоты вынуждающей ЭДС. | 1 |
Явление резкого возрастания амплитуды
вынужденных электрических колебаний при
совпадении частоты вынуждающей ЭДС с
собственной частотой колебательного контура
называется электрическим резонансом. Частота называется резонансной циклической частотой (не зависит от активного сопротивления R). График зависимости амплитуды вынужденных электрических колебаний от частоты вынуждающей ЭДС называется резонансной кривой: Максимум резонансной кривой, соответствующий максимальной амплитуде силы тока вынужденных колебаний, зависит от электрического сопротивления колебательного контура: чем больше сопротивление, тем меньше максимум. Резонансная кривая №1 соответствует минимальному электрическому сопротивлению, кривая №4 – максимальному. |
2.Распознавание явления электрического
резонанса в конкретных ситуациях. 3. Воспроизведение явления электрического резонанса в конкретных ситуациях. 4.Воспроизведение условий существования резонанса и нахождение резонансной частоты. 5. Нахождение амплитуды силы тока колебательного контура во время электрического резонанса. 6.Оценка значения электрического сопротивления колебательного контура во время электрического резонанса в конкретных ситуациях. 7. Построение резонансной кривой в конкретных ситуациях. |
|
Одновременно с ростом силы тока при
резонансе резко возрастают напряжения на
конденсаторе и катушке индуктивности. Эти
напряжения становятся одинаковыми и во много раз
превосходят внешнее напряжение.
|
8.Нахождение напряжений на катушке индуктивности и конденсаторе. |
|
Задачи-упражнения для усвоения знаний по теме: “Вынужденные электрические колебания. Электрический резонанс”.
1. Найдите амплитуду силы тока вынужденных электрических колебаний в следующих ситуациях:
|
|
|
|
|
|
2. Среди ситуаций № 1 укажите те, в которых имеет место явление электрического резонанса.
3.1. Разработайте экспериментальную установку
(электрическую схему), в которой может возникнуть
явление электрического резонанса.
3.2. Укажите практические способы настройки
колебательного контура с источником переменной
ЭДС на резонансную частоту.
4.1. Укажите условия существования электрического резонанса, найдите резонансную частоту в следующих ситуациях:
|
|
|
|
|
|
4.2. Найдите резонансную частоту колебаний по резонансным кривым 1-6:
5. По резонансным кривым 1-6, представленным в № 4.2, найдите амплитуду силы тока вынужденных электрических колебаний:
- во время электрического резонанса;
- если частота колебаний меньше резонансной частоты;
- если частота колебаний больше резонансной частоты.
6. Найдите значения электрического сопротивления колебательного контура во время электрического резонанса в следующих ситуациях:
|
|
|
ЭДС в контуре меняется по закону: = 100sin 126t. |
ЭДС в контуре меняется по закону: = 200sin 1000t. |
Запишите электрические сопротивления (R1, R2, R3, R4) в порядке их убывания. |
7. Построить резонансные кривые для вынужденных электрических колебаний в следующих ситуациях:
|
|
|
|
|
|
8. Найдите амплитудные напряжения на индуктивном и емкостном элементах колебательного контура в момент резонанса.
|
|
|
|
Емкость контура равна 72 мкФ. |
Индуктивность контура равна 0,1Гн. |
Рекомендуемая литература
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 1999. - 288с.
- Анофрикова С. В. Азбука учительской деятельности, иллюстрированная примерами деятельности учителя физики. Часть 1. Разработка уроков. – М.: МПГУ, 2001. - 236 с.
- Анофрикова С. В. Азбука учительской деятельности, иллюстрированная примерами деятельности учителя физики. Часть 2. Подготовка к преподаванию темы. – М.: МПГУ, 2003. - 275с.
- Анофрикова С. В. Знания могут быть усвоены всеми учащимися. “Физика”, №1, 2001