Пояснительная записка
До недавнего времени вопросы использования электрических приборов находились в компетенции промышленности. Быстрый темп развития науки и техники, а также повышение платежеспособности привело к обеспечению населения электроприборами. Знание технических характеристик, особенностей электробытовых приборов и оборудования позволит правильно их эксплуатировать, удлинить срок службы, поможет своевременно принять меры по устранению небольших исправностей, уберечь себя и окружающих от поражения электрическим током, избежать пожара.
Основные направления
- Данный курс позволяет расширить и углубить знания, умения и навыки по теме "Электрические явления", организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся.
- Усиление практической направленности обучения курса в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования знаний, умений и навыков по данной теме.
- Важнейшим направлением является формирование навыков использования электрических приборов и применения правил техники безопасности на практике.
- Важно обеспечить закрепление практических навыков, чтобы избежать поражения электрическим током при эксплуатации электробытовых приборов.
Цели курса
Основная цель обучения "Использование электрических приборов в быту" в общеобразовательной школе состоит в том, чтобы помочь учащимся овладеть теоретическими и практическими знаниями, навыками и умениями, соблюдая при этом технику безопасности, пробудить интерес к технике.
Задачи курса
- правильное использование электрических приборов в быту,
- устранение небольших неисправностей,
- техника безопасности,
- оказание первой помощи.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Форма проведения | Результат |
1 | Вводное занятие: Электропроводка и ее
элементы, техника безопасности при
использовании электрических приборов. Слайд 2, 3. |
1 | Групповой практикум | Социологический опрос. Приложение
1 Приложение 1, слайд 11. Формирование знаний о видах электрических цепей, правилах эксплуатации приборов; умения устранения короткого замыкания. |
2 | Электроосветительные приборы. | 1 | Творческая лаборатория, исследовательская работа | Формирование знаний и умений правильного подбора осветиительных приборов, их принципа действия. Световые и технические характеристики осветительных приборов. |
3 | Электронагревательные приборы. | 1 | Проблемная беседа, составление схем | Формирование знаний техники безопасности при использовании нагревательных приборов в быту. Виды электронагревательных приборов и их применение. Технические характеристики электронагревательных приборов. Умение определения неисправности. |
4 | Электрические приборы для личной гигиены и лечения. | 1 | Работа со справочниками, исследовательская работа. | Формирование знаний техники безопасности при использовании электрических приборов для личной гигиены и лечения. Их использование и умение определять неисправности. |
5 | Приборы для выполнения работ по хозяйству. | 1 | Работа со справочниками, исследовательская работа. | Формирование знаний о назначении приборов используемых в хозяйстве, о технических данных, об экономии электроэнергии при выполнении работ по хозяйству. |
6 | Стиральные машины, бытовые холодильники. Слайд 4, 5, 6 | 1 | Работа со справочниками, проблемная беседа. | Формирование знаний о видах стиральных машин и бытовых холодильниках. Технические характеристики. Формирование умений замены предохранителей в данной технике. |
7 | Первая помощь при поражении электрическим током. | 1 | Творческая работа | Формирование знаний о воздействии тока на человека, о медицинских препаратах, применяемых при оказании первой медицинской помощи, умений оказания первой помощи при поражении электрическим током. |
8 | Электрические приборы для создания
микроклимата. Слайд 8, 9,10 |
1 | Работа со справочниками, проблемная беседа. | Формирование знаний о назначении и применении данных приборов. Технические характеристики. Формирование умения устранения неисправностей в приборе. |
9 | Приборы для регулирования напряжения электрической сети. | 1 | Лабораторная работа | Формирование умений и навыков включения в сеть приборов для регулирования электрического напряжения. Знакомство со схемами приборов для регулирования напряжения. |
10 | Приобретение электробытовых приборов | 1 | Исследовательская работа (анализ социологического опроса) | Знание технических характеристик и умение проводить сравнение электробытовых приборов. |
11 | Техника безопасности при использовании электробытовых приборов. | 1 | Творческая работа | Мини-рецензия по вопросам безопасности использования электроприборов. |
12 | Учебный проект "Электрические помощники в быту". Презентация | 1 | Творческая работа | Преимущества электробытовых приборов перед другими. |
ИТОГО: | 12 |
Литература.
- Бутиков Е.И. Физика. М. "Наука", 1999
- Лапшин И.Л. не уроком единым. М. "Просвещение", 2000
- Народное образование - №1, 2004
- Разумовский В.Г. Библиотека учителя физики - М. "Просвещение", 1983
- Шипуль П.Т. Электрические помощники в быту - М. "Знание", 1981
- Эллюнт Л. Физика - М. "Наука", 1985.