Интегрированный урок (чтение + ИЗО + технология) во 2-м классе по теме "Иллюстрирование рассказа В. Бианки "Музыкант"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Сравнение разных средств выразительности;
  2. Совершенствование навыка чтения целым словом, правильно, выразительно

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, трафареты охотника, поэтапное рисование медведя, таблицы, листы, клей, ножницы, мех, краски.

Ход работы

 

Интерактивная доска

1. Орг. момент.
Чтение
 
2. Проверка домашнего задания: (7 мин.)

– Над каким произведением работали на прошлом уроке?

– Вы готовили подробный пересказ 1 части. Послушаем….

Итог:

  • пересказ
  • структурный анализ (карточки)
  • языковой анализ (карточки)

Оценки.

 
3. Работа по теме:

А) работа по заданиям в группах: (5-7 мин)

– Вы разбиты на 3 группы. Каждый в группе получает задание на карточке. Прочитайте его. Выполняем.

1 группа: Выбрать слова, словосочетания и предложения о лесе из 2 части (обратная сторона: проверь соседа).

2 группа: Разбей на микрочасти 3 часть. Попытайся озаглавить каждую часть.

3 группа: Подготовьте чтение по ролям 4 части. Подчеркни предложение, в котором заключена идея рассказа.

Б) проверка работы: (20 мин.)

– Работаем все над 2 частью.

1 группа: - Прочитайте задание.

– Перечитаем 2 часть.

– Какие слова подчеркнули? Прочитайте.
 

– Что такое «ЛЕС»?

– Это описание того места, где происходят события.

– Ожегов в словаре дает такое толкование слова «лес» (Зачитать)

(Лес-это пространство, заросшее деревьями.)

– Какие группы растений растут в лесу? (деревья кустарники, травы, грибы)

Рисунок «Ярусы леса»

– Что такое «опушка» леса?

Ожегов в словаре объяснил слово «опушка» так:

Опушка-это край, начало или конец леса.
IMG_0002

– Бианки написал много книг для детей, взгляните на некоторые из них. Можно ли узнать, о чем эти книги? Как вы это определили? (по иллюстрациям обложек)

Бианки Виталий Валентинович…. (сообщение ученика об авторе)
Портрет писателя, выставка книг автора
ИЗО

Где происходят события в рассказе В.Бианки «Музыкант»??

– Что мы должны будем нарисовать на дальнем плане? (лес)

– А на переднем? (опушку)

– Для изображения леса на дальнем плане какую краску выберем? (зеленую)
 
–Зеленый цвет имеет разные оттенки и названия, взгляните. (ТАБЛИЦА)

Какой цвет выберем? Почему?

Сказано ли в тексте, какой это лес по временам года? (лето)
Зелень травяная
Зеленая
Зелень изумрудная
– Выберите иллюстрации, которые подходят к тексту.

– Возьмите краску зеленого цвета, нарисуйте лес на заднем плане листа.

– Будет ли видно каждое отдельно взятое дерево? Высота деревьев различна, помните об этом.

(Самостоятельное рисование леса.)
IMG_0002 IMG_0004 IMG_0003IMG 

Технология

На переднем плане – опушка. Что это такое, вспомните еще раз.

– Можно ли таким же приемом изобразить лес на опушке? (нет, видно каждое дерево)

– Эти деревья мы вырежем из бумаги. Какого цвета бумагу будем использовать? Почему?

Мы с вами составляем композицию.

Композиция это взаимное расположение предметов, у нас здесь деревьев и героев. Подвигайте трафареты, подумайте, где удачнее смотрится?

 * учащиеся выходят к доске и пробуют по-разному расположить на опушке леса деревья, находящиеся в галерее

Страница 1
– Повторим правила работы с ножницами.  (Правила на экране)

– Вырежьте из бумаги деревья, которые будут расти на опушке.

– Расположите их на листке-основе.
Правила работы с ножницами
  1. Работай аккуратно.
  2. Передавай соседу кольцами вперед.
  3. Колющие и режущие инструменты храни перед собой.
Чтение

Работаем над 3 частью.

– Прочитайте задание (см. ранее задание 2).

– Прочитайте 3 часть.

– О чем она?

– Заголовок? (Медведь-музыкант)

– Сколько картинок можно нарисовать к 3 части?

– Прочитайте по микрочастям и докажите.

– Как вы озаглавили? Помните о том, что заголовок должен быть (краток, отражать тему и идею, быть правильно составленным предложением)

  1. Старик за елочкой
  2. Как медведь играл
  3. Слушатели
  4. Снова музыка.
– Прочитайте первую часть.
 
– Выберите фигуру старика.

– Подумайте, где расположите елочку? Где старика?

– Попробуйте поместить в центр. Удачно ли это? Почему нет?

* учащиеся выходят к доске и пробуют по-разному расположить фигуру старика за елочкой, в соответствии с прочитанным текстом (в галерее предложены несколько вариантов деревьев и фигуры старика)

– В конце урока вам нужно будет раскрасить фигурку старика, приклеить его под елочку.
Страница 2
– Приготовим часть для подробного пересказа.

Языковой анализ текста:

Прочитайте 1 часть. Тема…

– Можем ли обойтись без первого предложения? Почему нет? Как вы понимаете слово «подкрался»? Замените другим словом (подошел) Почему «подошел» не подходит? Попробуем закрыть слова «из-под елочки», можно ли так оставить? А нельзя ли заменить «за кустом»? Почему нет? Прочитайте получившееся вступление. Изменилась ли тема? Прочитайте (на доске)

– Прочитайте 2 часть. Какова тема? (как медведь играл на дереве).

– Прочитайте первые два слова. Какое слово можно опустить? Прочитайте без него. Можно ли опустить слово «видит»? Прочитайте без него.

– Где происходит действие? Можно ли без этих слов? Что такое опушка? Прочитайте, что видит старик.

– Важно ли нам, что дерево разбито грозой? Что оставим? (разбитое дерево)

– Как вы понимаете слово «торчат»? Замените другим (высовываются, видны) Как удачнее?

– Закройте вторую часть предложения, после запятой. Прочитайте без нее. Почему она важна? Может можно упустить «из него»? Закройте, прочитайте. Давайте слово «длинные» заменим на противоположное по значению (короткие). Почему автор написал «длинные» щепки? Прочитайте получившиеся 2 и 3 предложения.

– Где сидит медведь? Можно ли сказать по другому? (у дерева) Что получилось, прочитайте. Можно ли «сидит» заменить другим словом? Подчеркните слова, которые указывают на действия медведя. Что он делал? (схватил, потянул, отпустил) Схватил что? Можно ли без «одну» Может можно упустить «лапой»? Что он делает дальше? Потянул куда? Можно упустить «к себе»? Прочитайте, что получилось. Действия он совершал по порядку: схватил, потянул, отпустил.) Из двух предложений получилось одно.

4 предложение. О чем говорится? Что делала «щепка»? (выпрямилась, задрожала) Можно ли поменять местами? Можно обойтись без слов «и в воздухе раздалось»? Почему мы должны оставить «Дзенн!» - как струна пропела? (это музыка) Прочитайте предложение.

–Прочитайте 2 часть. Изменилась ли тема?

– Прочитайте по доске.

3 часть.

– Прочитайте 1, 2 предложения. Тема.

– Кто слушает музыку? Важно ли как слушает медведь? А как он слушает? Зачеркните «наклонив голову».

– Чем занят старик? Попробуйте объединить, если старик и медведь заняты одинаковым делом. Измените конец слова «слушает», т.к. оба заняты «слушанием» музыки.

– Можно ли без «хорошо поет щепка»? Прочитайте. Почему не понятен смысл? Прочитайте часть, изменилась ли тема?

– Прочитайте по доске.

4 часть. Прочитайте. Тема.

–Как понимаете слово «замолк»? Можно ли без слов «замолк звук»? Что значит «медведь опять за свое»? «Оттянул щепку и пустил» - важны ли эти слова? Зачеркните. Прочитайте 4 ч. Изменилась ли тема? По доске прочитайте.

– Прочитаем всю часть Изменилась ли тема?

– Приготовь пересказ (сам. работа)

– Пересказ.

– Структурный анализ (дети)

– Языковой анализ (учитель)

ИТОГ: Оценка. Домашнее задание: подготовить подробный пересказ.

 
ИЗО

Работа над композицией (10 мин)

– Посмотрите на пенек (стр.195). Почему он таким нарисован? Какой пень остается от спиленного дерева? А этот как нарисован? Как он появился?

–Нарисуйте пень.

–Посмотрите на доску, на которой показано поэтапное рисование медведя. Нарисуйте набросок карандашом. Где расположите эскиз? Почему в центре?

*Кто хочет изобразить медведя на доске, пробует поработать маркером или карандашом по образцу

Страница 3
Чтение

Самостоятельная работа (5 мин.)

– Работаем все с 4 частью. Прочитайте задание.

– Чтение в лицах: Автор, Струна, Старик, Колхозник.

– Как старый колхозник относился к музыке?

– Почему старый медвежатник не убил медведя?

– В каком предложении выражена главная мысль рассказа?

– Важна ли эта часть для составления иллюстрации?

ИТОГ: Почему рассказ назван «Музыкант»? А как бы вы его озаглавили?
 
Технология

Составление иллюстрации (13 мин.)

– Работа в черновике готова, чтобы ее завершить – используйте разные материалы – вам поможет таблица.

*Учащиеся находят на доске и маркером соединяют соответствующие графы из таблицы: Предмет – цвет – материалы и инструменты

Выполните медведя следующим образом: по рисунку медведя нанесите клей и пока бумага не высохла, настригите мех.

– Автор В.В.Б ианки, чтобы рассказать нам эту историю, использовал слово. Мы с вами использовали бумагу, краски, мех, опилки, как художники создающие полотно. А композитор использует музыку для выражения мыслей. Пока вы работаете, будет играть пьеса П.И. Чайковского из альбома «Времена года» «Лето». Почему лето? (действие происходило летом)

Самостоятельная работа.

Итоги урока:

– Кто из вас знает, как называется наша работа? (иллюстрация к рассказу)

– Как можно озаглавить иллюстрацию?

– Рассказ один, трафареты одинаковые, а работы разные. Почему?

Выставка работ. Оценки за труд.
Страница 4