Работа учителя очень сложна, она требует высокого педагогического мастерства, терпения, мобильности и огромной любви к детям. Для оптимального развития каждого ребенка учитель должен знать психологические и физиологические особенности обучаемых детей. Необходимо учитывать и фактор здоровья. Ведь не секрет, что сегодня в школу приходит не больше 20% “условно здоровых” детей. Поэтому для достижения прочных знаний учащихся очень важно правильно организовать учебный процесс. Одним из важнейших условий является личность учителя, его увлеченность своим делом, а также умение поддерживать веру в силу и возможности каждого ребенка, общение с детьми в форме обнадеживающего сочувствия. Творческая атмосфера в классе возможна только в том случае, если ученик не боится ошибиться. Поэтому учитель должен сделать все возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки – интересными. Для этого нужно использовать в работе все наиболее эффективные традиционные и нетрадиционные формы и средства обучения.
Многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на группы, относятся к групповым и игровым технологиям, в состав которых входит технология деловой игры.
К.Маркс говорил: “Общественный контакт вызывает своеобразное возбуждение жизненной энергии людей, результат которого определяется не сложением, а умножением их усилий”.
Считается, что технология деловой игры более применима в среднем и старшем школьном возрасте, так как в подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии. Но практика показывает, что в более упрощенном варианте данный вид технологии применим и в начальной школе, давая высокую эффективность и результаты. Современные младшие школьники с удовольствием включаются в игру, где они ощущают себя взрослыми, принимают и воплощают свои решения в жизнь. Особенностью игры является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, ориентация на речевую деятельность, обучение и возможность работы в группах.
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр:
- имитационные;
- операционные;
- ролевые игры;
- деловой театр;
- психо- и социодрама.
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ [1]
Этап подготовки | Разработка игры |
|
|
Ввод в игру |
|
||
Этап проведения | Групповая работа над заданием |
|
|
Межгрупповая дискуссия |
|
||
Этап анализа и обобщения |
|
Деловая игра позволяет знакомый материал преподнести по-новому. Она воспитывает у учащихся чувство ответственности каждого из них за общее дело. Класс делится на микрогруппы по 4 – 7 человек в каждой. В помощь учителю (ведущему эксперту) выбираются консультанты и ассистенты, которые помогают ему организовать работу групп. Консультанты также контролируют качество выполнения заданий [2].
Из опыта работы
В своей практической работе я применяла деловые игры для активизации учебно-познавательной деятельности, раскрытия творческого потенциала, за счет раскрепощения ребенка на эмоциональном уровне, в течение последних десяти лет. Наиболее интересными были уроки: заседание редакционного совета, собрание акционеров, школа юного педагога, художественный совет.
Как показывает практика, данная технология применима на уроках по всем предметам, изучаемым в начальной школе, но наиболее интересно и плодотворно разрабатываются и проходят уроки по математике, русскому языку, чтению и ознакомлению с окружающим миром. Стоит заметить, что эти уроки получаются не узко предметными, а сквозными (интегрированными).
Далее предлагаю разработку урока математики во 2-м классе с использованием технологии деловой игры.
Урок математики во 2-м классе по теме: “Закрепление приемов сложения и вычитания с переходом через десяток в пределах 100”. УМК “Школа России”
Цели и задачи:
- создать условия для закрепления сложения и вычитания с переходом через десяток в пределах 100; развития математической речи, вычислительных навыков, внимания, наблюдательности, памяти, мышления;
- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, содействовать развитию умения у детей общаться;
- содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; познакомить ребят с работой банковской системы.
Тип урока: нетрадиционный.
Форма проведения урока: деловая игра с элементами интеграции.
Материальное обеспечение урока:
- бейджи с названиями должностей работников банка (директор, главный бухгалтер, бухгалтер, начальник службы безопасности, курьер), эксперт МВФ (Международного Валютного Фонда);
- схема корпорации и таблички с названиями банков;
- карточки с заданиями;
- словарь новых терминов;
- карточки – поощрения “кредит”.
Оформление кабинета:
Класс делится на четыре зоны: три зоны банков и одна зона МВФ, парты расставляются соответствующим образом, имитируя банковские офисы.
Предварительная работа.
На уроке ознакомления с окружающим миром дети знакомятся с понятием “экономика”, на уроках русского языка постепенно вводится экономическая терминология. На одном из классных часов по тематике: “Профессии” дети знакомятся с работой банка, его структурой, названиями отделов, основными профессиями. Коллектив детей делится на три равнозначные группы. В совет МВФ включаются взрослые (другие учителя, администрация школы, родители), которые являются экспертами.
Ход урока
Первый этап.
Ввод в игру.
- Постановка проблемы, целей.
- Сегодня наш урок пройдёт в форме деловой игры. Вы – работники трёх банков: “Баунти”, “Сникерс” и “Марс”. Ваши банки объединились в корпорацию “Слоник” и подали заявку на выделение кредита на своё развитие в Международный Валютный Фонд (МВФ). К нам прибыли представители этого фонда с целью определения наиболее перспективного вложения своих финансов. Их цель – определить, стоит ли вкладывать средства МВФ в корпорацию “Слоник”. Ваша задача – приложить максимум усилий для получения кредита. От работы каждого из вас зависит положительное решение наших экспертов.
- Условия, инструктаж. Регламент, правила.
- Предлагаю вам самим распределить должности. Сейчас вы – команда, которая должна работать слаженно для достижения общей цели. В соответствии с выбранной должностью вам будут даны задания, которые нужно решить. За каждое правильно решённое задание, вы получаете карточку “кредит”. Чем больше таких карточек, тем больше вероятность получения положительного ответа на вашу заявку в МВФ.
Второй этап.
Групповая работа над заданиями.
- Внешняя и внутренняя ревизия.
Внешняя ревизия заключается в предоставлении решённых карточек с устным счетом экспертам МВФ. Каждый ученик получает карточку и решает примеры в течение 1 минуты.
|
|
|
Внутренняя ревизия – это решение главными бухгалтерами банков карточек с ошибками (плановая отчетность), поиск ошибок.
|
|
|
Внутренняя и внешняя ревизия проходят одновременно. Все отработанные карточки отдаются экспертам МВФ, которые проверяют правильность выполнения заданий и выдают “кредит”.
Решение текущих проблем.
Директора банков решают задачи у доски.
- Задача № 1.
В это время все остальные работники занимаются текущей деятельностью (составляют и решают уравнения на нахождение неизвестного слагаемого), например:
- 35+Х=42,
- 48-Х=15,
- Х-17=46 и т.п.
Ленч (lunch) (Физминутка)
Межгрупповая работа.
Между банками налажена деловая переписка. Многие задачи, поставленные перед банками корпорацией, они решают сообща. Микрогруппы составляют задачи для своих коллег из других банков и отправляют курьером (гиперактивный ребенок). Каждый банк получает задачу, решает ее сообща, а обосновывает решение один представитель.
Пример карточек для составления задачи:
- Работали – 8…и ...15
- Уволили – 9…
- Осталось - ?
- Было – 15…
- Купили – 4…и ...3
- Стало - ?
- Было – 9… и ...13
- Улетело – 15…
- Осталось - ?
Ревизия из МВФ.
(Упражнение на развитие внимания). Ребятам выдаются карточки вида:
5 | 3 | 6 | 1 | 8 | 4 | 7 | 5 | 9 | 6 | 1 | 4 | 0 | 5 |
6 | 7 | 0 | 1 | 6 | 3 | 1 | 0 | 6 | 8 | 9 | 3 | 5 | 2 |
1 | 4 | 7 | 5 | 9 | 3 | 2 | 1 | 1 | 0 | 8 | 4 | 3 | 7 |
1 | 3 | 2 | 5 | 8 | 0 | 7 | 4 | 6 | 3 | 8 | 9 | 1 | 5 |
4 | 9 | 7 | 2 | 4 | 1 | 0 | 6 | 5 | 8 | 7 | 3 | 2 | 8 |
7 | 0 | 5 | 3 | 4 | 6 | 8 | 2 | 1 | 0 | 9 | 7 | 2 | 6 |
Задание: исправить “ошибку”, закравшуюся в отчётные бумаги, подготовить документы к проверке. Необходимо вычеркнуть определенную цифру, например 1, в каждой строке.
Решение задач с геометрическим уклоном.
Каждой команде выдается карточка с тремя четырехугольниками. Они должны сравнить их, выбрать наиболее подходящий для строительства детской спортивной площадки и найти его периметр, измерив стороны четырехугольника линейкой. Все это проводится в рамках спонсирования и шефства над детскими учреждениями.
Задача. В рамках “Года семьи”, корпорация “Слоник” решила спонсировать строительство детских спортивных площадок в районах города. Она объявила конкурс на лучший проект. Были представлены три проекта вида:
- Чем похожи и чем отличаются фигуры?
- Какой проект лучше? Почему?
- Найдите периметр фигуры.
Третий этап - этап анализа и обобщения.
Вывод из игры. Самооценка работы (рефлексия).
- Что порадовало в работе?
- За что можешь похвалить себя? … одноклассников? … учителя?
- Над чем нужно ещё работать?
- Что может пригодиться в дальнейшей жизни?
- Можно ли назвать урок успешным?
Анализ работы групп главным экспертом. Выводы и рекомендации. Эксперты дают заключение о выдаче кредитов и их размерах.
Литература:
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256с.
- Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения: “СМИО Пресс”, Санкт-Петербург, 1998 г.- 288с.