Цели урока:
- Ознакомить с именем прилагательным и его ролью в речи.
- Способствовать развитию умения распознавать имена прилагательные в тексте, находить имя существительное, к которому относится имя прилагательное; умения точно употреблять имена прилагательные в речи.
- Содействовать воспитанию у ребят чувство бережного отношения к природе, интерес к предмету.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: цветок из семи лепестков, магнитофон, аудиозапись “Лесная прогулка” - голоса птиц в природе с краткими пояснениями. Плакат “Имя прилагательное”, мягкая игрушка – котёнок, игрушки или картинки животных. Ребусы, кроссворд “Под лежачий камень вода не течёт”, книжка-малышка “Если мне подарят лодку”, тест “Имя прилагательное”.
Ход урока
- Организационный момент.
Сегодня мы с вами проведём необычный урок. Поможет нам в этом “Цветик – семицветик” из сказки В.Катаева. У цветка есть волшебные слова.
Лети-лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснувшись до земли
Быть по-моему вели.
После этих слов надо срывать по одному лепестку, прочитать и узнать, что надо делать. Итак, начинаем игру:
1-й лепесток (красный). Каллиграфическая минутка.
Для этого надо разгадать ребусы. (Приложение 1). Какая буква присутствует во всех этих словах? Ребята пишут одну строчку букву В и слово с этой буквой.
2-й лепесток (оранжевый). Повторение пройденного и проверка домашнего задания.
Игра “Доскажи словечко”. Дети отвечают на вопросы с места.
- Давно живу я в мире этом, даю названия предметам. (Имя существительное)
- На конце существительных мужского рода после шипящих Ь … (не пишется)
- На что указывает Ь в словах снегирь, морковь? (На мягкость согласных)
- На что указывает Ь после шипящих на конце существительных? (Эти существительные женского рода)
- А какие слова женского рода с мягким знаком на конце вы написали? Проверим домашнее задание.
- Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Плакат – имя прилагательное.
Что вы знаете об именах прилагательных? Ответы детей. Сегодня на уроке нам надо ответить на вопрос: с какой целью употребляют в речи имена прилагательные?
3-й лепесток (желтый). Наблюдение над ролью имени прилагательного в нашем языке.
Игра: “Узнай”.
- Серый, хищный, жадный … (волк).
- Рыжая, хищная, ловкая … (белка).
- Косой, слабый, трусливый … (заяц).
- Солнечный, весёлый … (день).
- Большой, косолапый … (медведь).
- Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком или о чём идёт речь?
- Какой частью речи они являются?
- На какие вопросы отвечают?
Представьте себе летнюю лесную поляну. Каких только нет там форм, размеров, окрасок: зеленые, стройные, высокие, узорные, тонкие, бархатные, белые, длинные, низкорослые, голубые, круглые, стрельчатые, фиолетовые, прямые и т. д.
Все это разнообразие передается с помощью прилагательных. Именно они делают нашу речь живописной. Спросите любого: “Какова трава? Снег? Ночь?” - и он ответит: “Трава зеленая. Снег белый. Ночь темная”. А всегда ли снег белый? Конечно, нет. Он бывает темно-голубой, синий, серебристый, на закате даже красный, а по форме – пушистый, рассыпчатый. Его можно потрогать – он холодный, свежий, колючий, жгучий. Вот сколько прилагательных только для описания снега.
Что бы мы ни делали, где бы мы ни были, мы постоянно стремимся не только назвать предмет, но и оценить его, определяя его качественную сторону.
Учитель раздает на каждую парту игрушки или картинки животных. Дети работают в парах.
Кто больше найдет к этим существительным прилагательные.
Физминутка для глаз.
4-й лепесток (зеленый). Работа с учебником.
- Прочитайте текст самостоятельно, найдите имена прилагательные.
- Прочитайте текст без имен прилагательных самостоятельно. Читает один ученик.
- Как он изменился?
- С какой целью употребляются имена прилагательные?
- Прочитаем об этом в учебнике. Дети читают правило.
- Напишите первое предложение, подчеркните прилагательные волнистой линией.
Задание: разобрать по составу слово – резиновый. Взаимопроверка.
Физминутка
5-й лепесток (голубой). Работа с пословицей.
Пословицы – это зеркало культуры и жизни народа. В них собрана народная мудрость. Человек, который хорошо знает пословицы, правильно их употребляет, сам становится умнее.
Заранее подготовленные ученики по ролям читают текст.
Под лежачий камень вода не течёт
Алёша и его друг Миша сидят и составляют маршрут похода.
Миша: На электричке мы доедем до станции Столбовая. С правой стороны железной дороги начинается лес. Сначала мы пройдём два километра по лесной дороге.
Алёша: К востоку от деревни по карте лесное озеро. Я думаю, здесь мы сделаем привал. Можно искупаться.
Миша: Из озера берёт начало маленькая река. Мы пойдём вниз по течению…
Папа: Здравствуйте, туристы. Я вижу, вы планируете поход. Когда собираетесь?
Миша: Здравствуйте, Михаил Иванович. Мы пойдём на субботу и воскресенье. Это наша школьная традиция, вся школа в это время весной уходит в поход, каждый класс выбирает себе маршрут. Мы заранее готовимся, изучаем на карте места, читаем справочники, путеводители и другие книги.
Папа: А вы ни разу не ходили в поход на байдарках?
Алёша: А где взять байдарки?
Папа: Их можно взять в клубе туриста.
Миша: А у моего папы есть байдарка.
Алёша: Я боюсь, что ребята в классе не согласятся.
Папа: А я думаю, что если вы посоветуетесь с вашим учителем физкультуры Николаем Ивановичем, выберете реку, достанете байдарки, поговорите с ребятами, то может получиться очень интересный поход. Нужно только быть активными. Под лежачий камень вода не течёт!
Алёша: Вот ещё одна пословица!
Папа: Да, и очень верная. Эту пословицу говорят тогда, когда нужно продвинуть дело, действовать.
Словарная работа.
- Запишем эту пословицу в тетрадь, найдём прилагательное, подчеркнём волнистой линией.
- Используя буквы пословицы, составьте новые слова и впишите их в кроссворд. Подсказки – на рисунке. (Приложение 2)
Дети работают в группах.
6-й лепесток (синий). Обобщение:
А теперь закройте глаза, и вы ощутите себя в лесу в окружении поющих птиц.
Слушание аудиокассеты “Лесная прогулка” - голоса птиц в природе с краткими пояснениями.
Задание: кто больше услышит в тексте имена прилагательные с существительными. (Прозрачная зелень, чистые стволы, разноголосый гомон, знакомые звуки и т.д.)
Тест “Имя прилагательное” с выбором одного правильного ответа. Вариант 1.
- Имена прилагательные обозначают:
- название предмета;
- признак предмета;
- действие предмета.
- Подчеркни лишнее слово.
Весёлый, синее, тонкая, прекрасные, ветерок, весенний.
- Поставь вопрос к имени прилагательному.
лес (___________________) зелёный
Тест “Имя прилагательное” с выбором одного правильного ответа. Вариант 2.
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные?
- Кто? Что?
- Какой? Какая? Какое? Какие?
- Что делать? Что сделать?
- Подчеркни лишнее слово.
Белая, зима, солнечный, лесные, прозрачное.
- Поставь вопрос к имени прилагательному.
облако (___________________) белое
Взаимопроверка.
7-й лепесток (фиолетовый). Итог урока и домашнее задание.
- Что такое имя прилагательное и что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- С какой частью речи связано?
- С какой целью мы в своей речи употребляем прилагательные?
Вывод: имена прилагательные делают речь более полной, точной, яркой, красочной. Они описывают предмет всесторонне.