Пояснительная записка.
Общение в семье всех её членов - это прекрасная традиция.
Это надо передавать по наследству, это надо развивать, этому надо учить, особенно молодых родителей. Ребёнок должен жить в счастливой семье и чувствовать любовь родных. Школа даёт знания, а воспитание идёт от семьи, поэтому очень важно учить ребёнка тем принципам и той морали, которая в этой семье. От воспитания в семье зависит то, кем и каким будет ребёнок, став взрослым, какой будет его семья. Не надо жалеть на воспитание ребёнка сил, времени, денег. Это всё только для блага ребёнка, а в этом и состоит счастье родителей. Через общение и традиции можно привить ребёнку хорошие манеры, выработать привычки, научить вести себя в разных ситуациях. Попадая в другое общество, ребёнок не будет чувствовать неловко себя от того, что он не может вести беседу, участвовать в играх. Если его этому не научили, в том нет его вины, он может всё это освоить сам в более зрелом возрасте. Но лучше, если все хорошие привычки ребёнок закрепляет с детства. Теоретические знания не дают возможности превратиться в привычку, если они не закреплялись практически.
Общение для детей и родителей имеет глубокий смысл, в нём человек ощущает себя личностью, членом коллектива.
За годы обучения в начальных классах от 7 до 11 лет происходит становление человека. Конечно, этот процесс не заканчивается до окончания начальных классов, но как раз на эти годы приходится наиболее важный отрезок человеческой жизни.
Ученик должен научиться не только трудиться, но и жить богатой духовной жизнью. Это период нравственного, физического и эстетического развития, период становления нервной системы. Это период, который наиболее благоприятен для развития и формирования той или иной функции, качества, свойства, психологи называют сензитивным. Если он упущен, то эти качества формируются с трудом. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности, и тем более в зрелом возрасте.
Часто можно слышать от родителей: “…Так заняты, так заняты – некогда заняться детьми”. В семье всё меньше уделяется общению детей с родителями, братьев с сёстрами. А, значит, члены семьи всё меньше знают друг друга, меньше переживают друг за друга. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей, детей и находят для них время. Ребенка таких родителей видно сразу. У такого ребёнка мир и покой в душе, стойкое душевное здоровье, вера в добро, в учителя, в чуткость к людям.
Любовь к ребёнку.. , любовь к родителям… Трудно переоценить значение этого чувства в воспитании развивающейся личности. Любовь - творец всего доброго, возвышенного, сильного и светлого. Без любви к ребёнку отец и мать не могут быть хорошими воспитателями, без неё не возможен душевный контакт, от которого зависит взаимопонимание взрослого и маленького, без неё нельзя привить растущему человеку душевную щедрость, отзывчивость, доброту.
Родительские собрания, проведённые совместно с учащимися, усиливают роль семьи в воспитательном процессе, сплачивают семьи, формируют уважительные отношения между всеми членами семьи, учат общаться.
Родительское собрание “Всё начинается с семьи…”
Форма: час общения
Цели:
- Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;
- Развитее интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;
- Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;
- Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, объединение классного коллектива, сплочение семей;
- Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях учащихся;
- Изучение семей учащихся;
- Усиление роли семьи в воспитательном процессе;
- Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.
Оборудование:
- Плакат с надписью “Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда, везде хранит меня...”
- “Кто мы? Откуда мы?” - генеалогические деревья учащихся.
- Сочинения учащихся на темы: “Моя семья”, “Кем я могу гордиться в моей семье”, “Династии”, “Наши имена”.
- Выставка рисунков “Дом нашей мечты”.
- Карточки:
|
Подготовительная работа к собранию:
- Пригласительные билеты.
- Дети пишут сочинения “Моя семья”, “Кем я могу гордиться в моей семье”, “Династии”, “Наши имена” (по выбору).
- Дети с родителями готовят рисунки на тему “Дом нашей мечты”.
- 4 учащихся готовят выразительное чтение сказки по ролям.
- Час общения “ Всё начинается с семьи”.
Учитель: Дорогие ребята, уважаемые родители! Сегодня у нас с вами необычная встреча, которая является продолжением уже многих бесед, разговоров, праздников, которые были посвящены семье.
Дети читают стихи:
Гремите громче трубы,
Звонче звените колокола,
На встрече нашей сегодня
Вся моя семья.Всех, кого люблю я
И сердцем, и душой,
Сегодня в этом зале
На празднике со мной.
Учитель:
В нашем классе – праздник славный,
Думаю, что нет его важней.
Здесь сегодня ваши папы, мамы.
Есть ли кто-нибудь на свете
Ближе и родней?
Мы собрались сегодня на особое родительское собрание – час общения родителей и детей и поговорим мы сегодня о семье. А что такое семья? Что она означает? Послушайте сказку о Звёздочке (чтение по ролям сказки).
Давным-давно, много веков тому назад, так много звезд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звездочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звездочки: “Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный”?
Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: “Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой!
– А в какие ночи твой свет становится ярким? — спросила Луна.
– Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда
было интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат?
– Ты узнала тайну спешащих странников? — спросила Луна.
– Да, — ответила Звездочка. — Однажды я задала этот вопрос страннику, который
был долгое время в дороге. Он выглядел изможденным и очень усталым от долгого
пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза...”
– А какими были его глаза? — недоуменно спросила Луна.
– Они светились в темноте от счастья и радости” - ответила, тяжело вздохнув,
звездочка и продолжила. — Чему ты радуешься, странник?
И он ответил: “Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота и сердечность моей семьи — жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное”. Звездочка замолчала, а затем сказала: “Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью”. Луна посмотрела на Звездочку и спросила: “Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих людей, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми”?
– А разве это возможно”? - с надеждой спросила Звездочка.
Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звездочке, как будто говорили: “Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь — одна Семья”!
Учитель: Я предлагаю вам всей семьёй обсудить сказку. (На обсуждение 3-4 минуты). Для обсуждения даётся карточка – помощник:
|
- Обсуждение сказки:
Высказывание семей (представителей) - 1-2 семьи.
- Работа с выставкой рисунков.
Учитель: Дом – это место, где тебя ждёт тепло и уют, забота и сердечность твоей семьи – бабушек, дедушек, мамы, папы, сестёр, братьев. Во время выполнения домашнего задания вы всей семьёй рисовали свой дом-мечту. Получились очень интересные проекты. (Выставка работ).
Расскажите о своих мечтах и планах. (Рассказы с показом работ).
И чтобы дом оставался именно таким, мы должны сформулировать законы, по которым живёт и будет жить семья. Вы сейчас всей семьёй попробуйте сформулировать эти законы.
Карточка со словами:
Законы нашей семьи: |
Карточка – помощница: | |
|
|
Законы нескольких семей анализируются.
Учитель: Если эти законы исполняются, если отец, мать, дети – друзья, то значит, ваша семья состоялась, вы делаете друг друга счастливее. Сейчас карточку с законами вашей семьи прикрепите к листу, где вы изобразили свой герб (домашнее задание по “Истокам” из первой книги).
У нас получилась визитная карточка семьи. Расскажите о своей семье. Ну, а сейчас конкурс для пап и мам. (Блиц-опрос проводят дети).
Вопросы для пап и мам:
- Когда родилась семья?
- Какого цвета глаза у мамы?
- Когда дни рождения у членов семьи?
- Ласковые имена вашего дома?
- Самый счастливый день вашего дома?
- Какие лакомства любят в вашей семье?
- Размер обуви папы?
Песня “Родительский дом”. Дети вместе с родителями поют под фонограмму.
Мама… Какое короткое, но такое важное слово. Именно на маме держится дом. И сейчас они будут хранителями вашего дома.
Игра “ Дружный дом”
(Пока звучит музыка, все члены семей танцуют, а музыка закончилась – все к своей маме).
- Работа с родословным деревом.
Учитель: Семья – это продолжение вашего рода. Начало его уходит в далёкое прошлое. В нём, в прошлом, лица близких и дорогих вашей семье людей. Они подарили жизнь вашим родителям, и благодаря судьбе, ваши родители смогли встретить друг друга. Ваши предки подарили жизнь вашим бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам. Я рада, что вы помните о них, вы собрали о них материал и составили родословное дерево. (Дети зачитывают свои сочинения)
Наша родословная – это та незримая ниточка, которая связывает день прошлый и день сегодняшний. Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.
- Рефлексия: Все встают. Звучит песня “Маленькая страна”, все участники подпевают.
Заканчивая сегодняшний вечер. Хочется сказать большое спасибо всем родителям и детям и выразить надежду, что семейный час общения помог нам ближе узнать друг друга, объединиться. Пусть долгие годы сохраняется тепло вашего семейного очага. Спасибо вам за внимание и участие в сегодняшнем вечере!
Час общения заканчивается вручением подарков родителям, а родители приглашают детей к столу с угощениями.
Список использованной литературы.
- Варюхина С. И. Счастливый бумеранг: Беседы о культуре взаимоотношений. Минск, 1992.
- Осипова М. П., Брутим Г. А. Работа с родителями: Сборник статей. Минск: УП “Экоперспектива”, 2003.
- Синицина Л. Умные сказки. М., 1997.
- Хрипкова А. Г. Мир детства: Младший школьник. М., 1981.