Цель: познакомить с событиями жизни святителей Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки.
Оборудование: портрет Кирилла и Мефодия, азбука, на доске записаны слова: “Cлава, вам братья, славян просветители”, на детях сарафаны, рубашки-косоворотки, костюм “Истории”, “Священнослужителя”.
Ход урока
- Сообщение темы урока.
Учитель: Прочитайте на доске тему урока. Как вы думаете, чему посвящён наш урок?
(Ответы учеников)
Учитель: Наш урок посвящается он Дню славянской письменности. Много лет тому назад наши братья болгары положили начало этой прекрасной традиции. В день памяти святых Кирилла и Мефодия, 24 мая, в Болгарии завершается школьная учеба. Великолепным ярким шествием выходят учителя, ученики и их родители на улицы Софии. Дети и взрослые несут хоругви, знамена и самодельные флажки со славянскими буквами. Звучат стихи и молитвы, прославляющие просветителей славян:
Братья! Двоицу святую
В сей день радостно почтим!
Просветителей честную
Память светло совершим.
Песнью хвальною, велегласною
Да восхвалим их:
Радуйся, Кирилле,
Радуйся, Мефодие,
Радуйтесь, Словенских стран апостолы!
- Сообщение темы урока.
Чудесная традиция празднования Дней славянской письменности возрождена и в России. Мы вплетаем в этот славянский венок и свой русский цветок — Праздник русского языка. Готовимся мы к этому большому и очень важному духовно-просветительскому празднику заранее, уча и повторяя стихи, оды во славу великих учителей славянских!
(Стук в дверь, входит девочка на голове у неё табличка “История" )
История: Добрый день. Кто я? Я приехала к вам в машине времени из далёкого прошлого, из IX века. Со мной лента истории с датами, именами, словами, понятиями. (Вывешивает на доску азбуку). Я вижу на доске такие слова: “Слава вам, братья, славян просветители”
- Кто такие братья? Кто такие славяне?
- Как вы понимаете слово просветители?
Учитель: Память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия празднуется во всем христианском мире - 24 мая.
Святые Кирилл и Мефодий пред нами
Их праздник великий и славный мы чтим.
Простые их буквы- не искры ли это?
Не брызги ли это небесных лучей?
Снопами Великого Вечного света
Они воссияли над жизнью людей.
На север славянский от светлого юга
Те искры святые они пронесли,
И их не задула суровая вьюга,
Они разгорелись по лону земли.
Вы чистые, юные, милые дети!
Любите угодников этих святых!
И пусть перед вами в таинственном свете
Сияют их лики в венцах золотых.
В тяжёлом сомненье, в житейской невзгоде.
В беде- повторяйте вы их имена.
Учители наши, Кирилл и Мефодий
Хранят нас молитвой на все времена.
История: Есть много версий о происхождении слова СЛАВЯНИН, одна из них такая, что оно произошло от слов СЛЫТЬ, ПРОСЛЫТЬ, т.е. стать известным, славиться или прославиться. Учёный М.В. Ломоносов писал, что по именам своих героев народ сначала так именовался внутри своей страны, а затем “славное” имя утвердилось по всему миру.
Учитель: Так кто же просветители славян, в чём же они прославились? Послушаем историческую песню, которую написала семья Дьяковых.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ О ЖИТИИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ
Ученик:
Много лет прошло с тех далеких пор,
Много вод стекло в море-океан,
А тот подвиг жив, сквозь века прошел
И в звучанье букв воплотился он.
Ученик:
Ой, давным-давно, 1000 лет назад
К императору, да великому,
Человек пришел из Моравии
С болью, с просьбою за народ за свой —
Вести проповедь, да понятную,
Чтоб с Христом он мог разговоры весть.
Ученик:
Не случайно же выбор пал тогда –
На Кирилла-свет да Мефодия,
Братьев Солунских с Македонии.
Обручен Кирилл с детства с Мудростью,
Он наук познал тайны важные,
Опыт был богат и душа чиста.
А Мефодий-брат очень скромен был,
Опекая во всем брата младшего,
Брата младшего да любимого.
Ученик:
И создал Кирилл во короткий срок
Письмена славян, чтоб учить по ним,
За основу взял буквы древние,
Буквы древние, финикийские.
И Евангелие, и Псалтырь он взял,
Перевел он все с языка гречан,
Мефодий-брат помогал ему.
Ученик:
С родной матушкой распростившися,
И со тщанием помолившися,
Братья светлые в путь отправились,
В трудный путь пошли, на чужбинушку.
В город Велеград понесли они
Свои знания да бесценный труд.
Ученик:
Встретил их народ с большой радостью,
Ростислав почет им оказывал.
И внимали все с изумлением
Чудным звукам родных и понятных слов.
Люди — вестники да избранники,
Одаренные, озаренные,
В трудный путь идут, тяжкий крест несут,
Но в веках живут их деяния.
Учитель: Из "Повести временных лет"- мы узнаём, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк, и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами: "Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их".
Тогда вызвал к себе царь Михаил двух учёных братьев - Константина и Мефодия и послал их в славянскую землю. Первоучители славян Кирилл и Мефодий родились и жили в Греции в г. Солуни в IX веке. Они славились своей учёностью и образованностью, глубокой верой в Бога и хорошим знанием славянского языка. Поэтому греческий патриарх Фотий и царь Михаил направили их проповедовать Слова Божие славянским народам на языке понятном им, поэтому-то мы и называем их равноапостольными, так как подобно ученикам Христа они несли слово Божие другим народам.
Свершилось это в 863 году. Святые братья сложили письмена, изобрели славянскую азбуку, специально приспособленную для точной передачи славянской речи, и перевели Апостол и Евангелие. Вместе со своими учениками они перевели все Книги Священного Писания с греческого языка на язык, понятный каждому славянину. К нам на Русь церковнославянский язык пришел в 988г. после того, как князь Владимир принял святое крещение, а затем крестилась и вся Русь. "И рады были славяне, что услышали о величии Божьем на своём языке".
История: А как вы понимаете такое выражение “Начать с азов”, “Аз да буки - вот и все науки”, “Не суйтесь, буки, наперёд азов”. Это всё о буквах сказал славянский народ. А какие пословицы и поговорки о слове, буквах знаете вы? (Раздавать жетоны)
(Дети называют пословицы, а история раздаёт жетоны).
С появлением национальной письменности каждый народ обозначает особую веху в своей истории, но не всегда удается поставить такую веху с точностью даже в несколько столетий. Славянская, а значит, и наша русская письменность имеет удивительное происхождение. Мы не только с точностью до года можем определить время ее появления, но и знаем имена её творцов - это святые братья Кирилл и Мефодий.
Учитель: В древней Руси грамоте детей учили церковнослужители-священники или дьяконы. Отметки детям не ставили, а за невыученные уроки детей пороли розгами, ставили в угол, оставляли без обеда. В старину писали гусиными перьями, писцы при монастырях переписывали книги от руки и на изготовление одной книги уходил год и больше. Буквы были не такие корявые, как у некоторых наших учеников, а ровные, прямые, чёткие. А ещё разрисовывали заглавные буквы кисточкой, и эти буквы были больше похожи на разные предметы и людей. Назывались заглавные буквы БУКВИЦЕЙ. А писали раньше чернилами, которые делали из чернильных орешков, вишнёвого клея, дубильных веществ. Первые книги изготавливали из пергамента - специально обработанной свиной или телячьей кожи. На Руси их звали ХАРАТИЙНЫЕ СВИТКИ/Церковно-славянской азбукой-" Кириллицей "в неизменном виде по сей день пользуется наша Русская православная церковь.
История: Предлагаю всем отправиться в далёкое прошлое. Закройте все глаза... 1,2,3.
(Выходит ученик в одежде священнослужителя)
Священник-ученик: Садитесь, чада, мои.
Детки! Вы должны
Просыпаться ранёхонько,
Умываться белёхонько,
В Божью церковь собираться,
За азбуку приниматься!
Богу помолиться!
- И тогда всё у вас будет в порядке. Итак, повторяем буквы.
Аз, буки- бери указку в руки,
Аз, буки, верендеи - мухи в квас залетели,
Ер, еры- упал дедушка с горы,
Аз, буки - вот и все науки.
- Повторяем счёт.
Раз, два - голова,
Три, четыре - прицепили,
Пять, шесть - в ряд сесть,
Семь, восемь - сено косим.
-А сейчас проверим, кто из вас самый смышлёный, отгадайте загадки (за правильные ответы раздаёт жетоны):
Чёрные птички
На каждой страничке,
Молчат, ожидают,
кто их прочитает. (Буквы)
Носила меня мать,
Уронила меня мать,
подняли меня люди,
понесли на торг торговать,
отрезали мне голову,
стал я чёрную воду пить,
и я ясно говорить. (Гусиное перо)
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (Цифры)
Кулик – не велик,
Целой сотне велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись. (Школьный звонок)
И др.
Священник-ученик: Молодцы, все загадки отгадали, а какие стихи вы приготовили?
(Ученики читают стихи).
Ученик:
Он самый молитвенный в мире,
Он волею Божьей возник,
Язык нашей дивной Псалтыри
И святоотеческих книг.
Ученик:
Он царственное украшение
Церковного богослужения
Живой благодати родник
Господнее украшенье
Церковно-славянский язык.
Ученик:
Нет, он от века не отстал.
Здесь, что ни слово – то кристалл.
Да, что там слово – буквы в нём
Горят божественным огнем!
Ученик:
Сравни слова "уста "и "рот",
Постой у "врат" и у "ворот"...
Нет, не язык отстал от века,
А век - с паденьем человека
- Итог урока.
- Кто создал азбуку?
- Назовите год её создания?
- Что такое буквица? Пергамент?
- Как подругому можно назвать азбуку?
(В конце урока наградить самых активных учеников, а затем все поют гимн святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян)
Слава вам, братья славян просветители,
Церкви Славянской Святые Отцы!
Слава Вам, правды Христовой учители,
Слава Вам, грамоты нашей творцы! } 2 раза
Будьте ж славянству звеном единения,
Братья святые: Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил! } 2 раза