Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций младших школьников

Разделы: Начальная школа


Суть своей работы по данной теме кратко можно сформулировать так: от ученика, вовлечённого в деятельность, – к человеку умеющему. Такая формулировка, как мы думаем, достаточно полно и ёмко отражает суть данного опыта, т.к. включает в себя и процесс, т.е. деятельность, в которую вовлекаются ученики, в нашем случае это проектная деятельность, и тот результат, к которому мы стремимся при компетентностном подходе – человек умеющий.

Формирование конкурентоспособной личности начинается уже в начальной школе, а может быть еще и раньше. Специфика воспитания такой личности в младшем школьном возрасте в условиях реалий современного образования заключается в следующем: нам нужны деятельностные формы и методы обучения, т.е. групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные. Именно с их помощью можно решить важнейшие задачи, которые выдвигает перед образованием современная действительность:

  • развить у учащихся самостоятельность и ответственность;
  • сформировать умение отстаивать свои права;
  • развить способность к созидательной деятельности;
  • воспитать толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.[1]

Поэтому нашей целью является создание условий на первой ступени обучения для реализации компетентностного подхода через использование метода проектов.

Задачи:

  • Изучить теоретические основы компетентностного подхода в образовании; технологии проектов;
  • Изучить практический опыт по реализации компетентностного подхода, технологии проектов педагогической деятельности;
  • Изучить образовательные стандарты и предметные программы первой ступени образования, определить возможности использования технологии проектов в начальных классах;
  • Внедрить метод проектов в педагогическую практику.

Понятия, сущность компетентностного подхода, проблемы формирования ключевых компетенций освещаются во многих работах современных ученых.

По мнению А.В. Хуторского, компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.[2]

Мы разделяем точку зрения авторов, считающих, что для организации обучения необходимо задать компетенции в деятельностной форме. Только тогда само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения.

Считаем, что одним из современных педагогических средств формирования ключевых компетентностей является метод проектов. Этот метод в полной мере реализует деятельностный подход к обучению, поскольку обучение происходит в процессе деятельности учащихся. Сам метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно ориентированный.

Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления. Таким образом, можно говорить, что метод проектов построен на принципах проблемного обучения.

Представим систему нашей педагогической деятельности поэтапно.

1 этап. Изучение программы, выявление возможностей использования технологии.

Свойством технологии, в том числе и проектной, является её воспроизводимость, т.е. возможности применения на разных учебных предметах.

2 этап. Апробация и внедрение.

Активное внедрение метода проектов в образовательную практику началось 2 года назад, когда мои ученики были в 3-м классе.

С чего мы начинаем проект? Назовем несколько принципиальных положений, которых придерживаемся. Для начала – идея. Она должна быть значимой в исследовательском, творческом плане. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком. Для мотивации учащихся стараемся задавать такие вопросы, в которых заложены проблемы, вызывающие у них наибольший интеллектуальный интерес и эмоциональный отклик. Для этого рассказываю сказку, притчу, организуем просмотр видеосюжета и др. Затем тщательно разрабатываются этапы проведения и, наконец, описывается, какой же должен быть результат. Результаты выполненных работ должны быть материальны и должны иметь практическую и познавательную значимость – это важно! Если решаемой задаче придается какой-то практический характер, (например, мы будем создавать на компьютере пособия по предмету или издавать книгу, то мотивация деятельности оказывается особенно сильной). Так, в результате телекоммуникационного проекта “Стань волшебником” девочками была создана осенняя коллекция костюмов: “Ранняя осень”, “Дождливая осень”, “Поздняя осень”, выполнены панно из природного материала, которые стали украшением нашего класса, была написана книга “Как Медвежонок, Бельчонок и Зайчонок встречали первую осень”.

За последние два года мы принимали участие в проектах, различных по направленности, форме, содержанию. Некоторые ребята реализовали свои индивидуальные проекты.

К работе над проектом часто привлекаем родителей. Мамы и папы иногда становятся полноправными участниками проекта. Так в 4-м классе были организованы две группы (“Кривоножки” и “Весёлые ребята”), которые работали над проектом “Танцуй, пока молодой, или Танцевальный марафон”.

<Рисунок1>,

<Рисунок2>.

Нужно было проделать огромную работу: представить команды, изучить историю танцев, уметь определять танец, а так же исполнить свой.

Но нельзя не отметить и те трудности, с которыми приходится сталкиваться в реализации проекта. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на уроках: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Всегда очень трудно начинать. Неизбежны ошибки, так как часть дополнительной информации им незнакома и вызывает определенные сложности. Поэтому проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с учебным материалом.[1]

Опыт работы по использованию метода проектов для формирования ключевых компетенций младших школьников был представлен нами на методическом объединении учителей начальной школы, на педагогическом совете, на Всероссийском фестивале педагогических идей “Открытый урок”, в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса “Учитель года России”.

<Рисунок3>.

В результате работы было создано электронное пособие для учителей начальных классов, где собраны презентации к урокам литературного чтения, информатики, окружающего мира, технологии.

Оценить результативность проектной работы как условия формирования компетентностей достаточно сложно. Результативность мы представили по следующим критериям:

  1. Критерий результативности образовательных результатов (успеваемость, уровень обученности, уровень воспитанности)

Особо хотелось бы отметить результаты нашего участия в Международном тестировании “Центра развития молодёжи “Перспектива” г. Екатеринбурга. Он проводился для учащихся начальных классов по предметам: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, информатика, английский язык.

Пакет олимпиадных заданий по каждому предмету состоял из тестовых компетентностно-ориентированных заданий по трём ключевым компетентностям: информационной, коммуникационной, компетентности разрешения проблем (самоорганизационной) – и заданий, ориентированных на формирование логических общеучебных умений и навыков.

Отличие тестовых компетентностно-ориентированных заданий в том, что они организуют деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.

Результаты выполнения заданий были проанализированы и обобщены.

  1. Познавательная активность

Методики – количественные и качественные показатели участия обучающихся в проектах, играх, конкурсах, коллективных творческих делах и др.

  1. Критерий удовлетворённости участием в проектной деятельности обучающихся и их родителей

Опросы, проведенные среди учащихся и их родителей, свидетельствуют о том, что детям нравится такая деятельность, они в целом довольны ее результатами. Родители активно поддерживают детей в их начинаниях. Помогают им пополнять портфолио, которые мы ведем со 2-го класса.

 

<Рисунок4>.

Приятно, что наша деятельность не остается незамеченной, о чем могут свидетельствовать публикации в газете “Школьные окна”, “Учительской газете”.

В перспективе нами планируется разработка индивидуальных диагностических карт развития ключевых компетенций младших школьников, а также создание базы данных реализованных проектов.

Литература:

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008
  2. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций//Интернет-журнал “Эйдос”, 2005, http://www.eidos.ru/journal/2005/