Не менее интересно и эффективно прошла Неделя русского языка и литературы. Ребята всех классов активно участвовали в олимпиаде “Кто лучше знает русский язык”, конкурсе чтецов, КВНах и утренниках.
По школе был объявлен V Всероссийский конкурс “Лучший урок письма – 2007” по 6 номинациям, в котором изъявили желание испробовать свои гуманитарные возможности многие дети.
Кульминацией предметной недели стал “Праздник эрудитов” на тему русского языка и литературы.
Праздник эрудитов – II
(Русский язык и литература)
Цели:
- Показать и расширить знания по русскому языку.
- Обогащать словарный запас.
- Повышать речевую культуру.
- Развивать логику посредством нестандартных ответов, творческого подхода, быстрого принятия решения.
- Продолжать учиться дружно работать в команде, уважать соперников.
Оборудование:
Сюжетные картинки, открывающиеся дверцы на каждый этап, рисунки знаков, ребусы, зашифрованные пословицы, плакаты с таблицами и заданиями, магнитофон.
Ход мероприятияДля всего в русском языке есть великое множество хороших слов.
К.Г. Паустовский.
I. Приветствие
- Здравствуйте, дорогие эрудиты!
Мы продолжаем занятия празднично-соревновательного направления. Отгадайте, чему посвящены сегодняшние интеллектуальные игры?
Учитель открывает ребус, на котором зашифровано словосочетание “Русский язык”
<Рисунок 1>
- Да, молодцы! Сегодня все задания будут связаны с русским языком и словарным запасом.
Наш родной русский язык относится к числу наиболее богатых и развитых языков мира. В настоящее время он стал одним из ведущих в мире. Многие слова вошли в словарный фонд иностранных языков. По запасу слов и фразеологизмов русский язык является одним из ведущих.
Сегодня вы продемонстрируете свои знания о русском языке, обогатите словарный запас, узнаете много нового и интересного.
II. Разминка “Расшифруйте сказку”
Чтобы перейти к конкурсным заданиям, расшифруем все вместе сказку.
На магнитной доске постепенно открываются сюжетные картинки, сказку по которым придумывают все ребята по очереди (без оценивания жюри).
*Ведущий начинает, наводит ребят на мысли, где
требуется, помогает. Имена героям сказки ребята
дают сами. Здесь их назовём, например, Петей и
Машей.
Придётся пройти множество испытаний. Поможем вызволить Машу!
III. Задания-испытания
1. Спасатели
Придумать название своей команде на тему русского языка.
2. Слабое звено
Ответить на вопросы по кругу (каждая команда отдельно).
Вопросы 1 команде:
- Если б не было его,
- Часть слова между корнем и окончанием.
- Чем кончается всё?
- Как называются начальные буквы имени и отчества?
- В каком глаголе 100 отрицаний?
- Какое самое короткое местоимение?
(Я) - Назови буквы, которые не обозначают звуков.
(Ь и Ъ) - В каком падеже местоимение “мы” состоит из
двух предлогов?
(нас – Р. п.) - Как можно превратить шест в число?
(дописать Ь) - * Встречались ли вам слова, в которых 3 одинаковые буквы находятся подряд?
Не сказал бы ничего.
(Язык)
(Суффикс)
(Буквой ё)
(Инициалы)
(Стонет)
(В русском языке не пишется больше двух одинаковых согласных подряд. А написание трёх одинаковых гласных допустимо, например, змееед, длинношеее).
Вопросы 2 команде:
- Что есть и у существительного, и у растения, и у зуба?
- Как можно склонять голову, не опуская её вниз?
- Что у цапли впереди, а у зайца – сзади?
- Когда руки бывают тремя местоимениями?
- Как 4 буквами записать “сухая трава”?
- В названиях каких дней недели последние буквы являются парными по глухости – звонкости?
- Как можно превратить угол в топливо?
- Сколько звуков [o] в предложении “Звонят колокола”?
- Чего больше в слове Юля – букв или звуков, или их поровну?
(Корень)
(По падежам)
(Буква Ц)
(Вы-мы-ты)
(Сено)
(Понедельник, вторник, четверг)
(При помощи Ь)
( 0)
(Звуков)
10)* Какой частью речи являются слова два, двое?
(Именем числительным)
3. Футболисты
Кто больше забьёт голов за 2 минуты. Из каждой команды выходят по 2 участника и разгадывают слова. На предложенной таблице написаны только буквы “гол”. Остальные должны дописать соревнующиеся.
4. Сочинить стихотворение по заданной рифме
1 команде: 2 команде:
- солнце - спешу
- оконце - пишу
- привет - тетрадь
- кабинет - пять
5. Объяснить фразеологизмы
Русский язык богат устойчивыми словосочетаниями. Проверим, как вы их знаете. Заменить одним словом.
1 команде:
1) Бить баклуши (бездельничать)
2) В двух шагах (близко)
3) Бок о бок (рядом)
4) Задирать нос (зазнаваться)
5) В один миг (быстро)
6) И след простыл (исчез)
7) Стоять горой (защищать)
8) Стереть с лица земли (уничтожить)
2 команде:
1) В два счёта (моментально)
2) Вешать голову (унывать)
3) Болеть душой (переживать)
4) Дать слово (пообещать)
5) Капля в море (мало)
6) Испокон веков (издавна)
7) С глазу на глаз (наедине)
8) Рукой подать (близко)
6. Минуты отдыха и смеха
Наступил год какого животного? (быка).
Вспомните пословицы и поговорки с этим животным.
Игра “Бык”
Вместо слова “бык” употребить нужное слово.
- Один в поле не бык (воин).
- Быки счёт любят (деньги).
- С быком рай в шалаше (с любимым).
- Не имей 100 рублей, а имей 100 быков (рублей).
- Бык не волк, в лес не убежит (работа).
- Большому быку – большое плаванье (кораблю).
- Какой бык не мечтает стать генералом (солдат).
- Быку – время, потехе – час (делу).
7. Расшифровать - зашифровать
1) Расшифруйте пословицы:
<Рисунок11> Ученье – свет, а неученье – тьма.
<Рисунок12> Хлеб – всему голова.
<Рисунок13> Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
<Рисунок14> Что написано пером, не вырубишь топором.
<Рисунок15> Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
2) Вспомнить пословицу и зашифровать знаками и рисунками, чтобы противоположная команда смогла отгадать.
8. Метаграммы
Это загадки, в которых путём замены букв можно получить другое слово. Чем короче цепочка, тем лучше. Например, из “мухи” сделать “слона” можно за 16 ходов.
1) У нас задания из трёх ходов: час превратить в год, а маму в папу.
(час – чад – гад – год) ( мама – лама – лапа – папа)
2) Метаграммы в стихах
Отгадайте, о чём идёт речь.
С “Е” я жаркая пора,
С “О” - настольная игра.
(Лето – лото)
С “Д” меня ты в шашках встретишь,
С “Р” - вокруг картин заметишь.
(Дамка – рамка)
Когда я с “Д” - меня сорвут,
Когда я с “Т” - на мне плывут.
(Плод – плот)
9. Физкультминутка
Несклоняемые существительные (не изменяются по падежам). Вспомним их: метро, пальто, кино, кашне, кенгуру, шоссе, шимпанзе, домино, фортепиано, пенсне, кафе.
Учитель читает стихотворение. В том месте, где слово употреблено неправильно, ребята выполняют физические упражнения: в первой части – приседания с хлопками, во второй – наклон дровосека с возгласом “у-у-ух!”.
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру!
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим опять в кине
Без пальта и без кашне.
А вернее: я и ты
Без пальта и без кашны.
Любит кина детвора,
Если в кинах кенгура
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол.
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино,
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать –
Будут пoльта выдавать.
10. Мини-рассказ с выводом (моралью)
Краткость – сестра таланта.
Для каждой команды на доске висит лента знаков. Объединить их в общий сюжет и вывести мораль.
1) <Рисунок16>
2) <Рисунок17>
11. Ребусы “Страны мира”
Разгадывают все вместе.
*Члены жюри в это время могут подводить итоги.
1) <Рисунок18>
2) <Рисунок19>