Цель урока:
- углубить знания детей о растениях и животных леса, учить видеть взаимосвязи в природе, показать учащимся необходимость охраны природы, закреплять экологические правила;
- развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес у детей;
- воспитывать привычку заботиться о природе и о его обитателях, выполнять правила личной экологической безопасности.
Оборудование: рисунки деревьев, картинка с изображением ежей, карточки с заданиями, костюм Лесовика.
Ход урока
- Организационный момент
- Сообщение темы урока
Учитель: Отгадайте загадку:
Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший, он им протянет
Сотни рук и тысячи ладошек. (Лес.)
Я приглашаю вас, ребята, на встречу с чудом. Мы отправимся в путешествие по лесу.
- Работа по теме
Учитель:Перед тем как отправиться в путь, давайте уточним прогноз погоды. А помогут нам в этом народные приметы.
Учащиеся работают в группах.
Карточка 1. Названия животных.
- …купается – к ненастью.
- …выходят из-под земли – хорошей погоды не жди.
- …кричат – к дождю.
- …работают – погода меняется.
- Когда … после заката солнца неустанно лают – жди ясной погоды.
- …проснулись рано и жужжат сильно – к хорошей погоде, теплу.
Карточка 2. Названия растений.
- Отцветают … - падают холодные росы.
- …перед дождем поднимает ветви.
- … сближает листочки, наклоняется – перед ненастьем.
- Закрыт цветок … - жди дождя.
- Если … рано утром развернут венчики – жди ясной погоды.
- Если на … много шишек – год будет добрый.
Карточка 3. Названия явлений природы.
- Соловей неумолчно всю ночь поет – будет сильный …
- Если птицы умолкли – ожидай …
- Ласточки летают то вверх, то вниз – жди …
- Беспрерывно ныряют и плещутся утки – будет …
- Перед … лес притихает.
Карточка 4. Состояния погоды.
- Пауки ткут сеть в сторону севера – к …
- Пчелы вылетают из ульев и сидят на его стенках – к …
- Раки на берег выходят – к …
- Ветер с востока летом – к …
- Если солнце восходит в тумане, днем будет …
- Гуси и утки клюв под крыло прячут – к …
Ответы:
- Название животных: ворона, кроты, журавли, пауки, летучие мыши, мухи.
- Название растений: розы, ель, клевер, фиалки, ноготки, соснах.
- Название явлений природы: ветер, грозы, бури, дождь, ветер, грозой.
- Состояния погоды: похолоданию, жаре, ненастью, засухе, душно, холоду.
Учитель: Сейчас мы должны переправиться через ручей. Составьте правила поведения у речки и нарисуйте к ним условные знаки.
Учитель: Вот мы дошли до леса. Нас встречает владелец лесов.
Ученик в костюме Лесовика: Ребята, если вы сможете ответить на мои вопросы, я вас с удовольствием приму к себе в гости.
Вопросы:
- Что такое “замор” рыбы? (Гибель рыбы подо льдом из-за нехватки кислорода в воде. Вот почему зимой на реках надо делать лунки, чтобы был доступ воздуха в воду.)
- Назовите животного водоемов, которое является настоящим живым фильтром. (Улитка. Пропуская через себя воду, улитка очищает ее. Вот почему улиток селят в аквариумы.)
- Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы.)
- Почему нельзя рвать цветы? (Они не успевают давать семена.)
- Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие.)
- Назовите друзей леса среди животных. (Муравьи, дятлы.)
- Может ли гриб дерево съесть? (Да. Трутовики разрушают древесину, превращая ее в труху.)
- Назовите главного коварного врага леса. (Пожар.)
- Почему весной строго запрещена охота на пушных зверей? (Происходит линька - мех непригоден, но главное то, что весной животные дают потомство, которое надо кормить, воспитывать, учить выживать.)
- Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнездах? (Многие птенцы после этого бросают свое гнездо.)
- Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти под снегом корм трудно.)
Лесовик:Молодцы, ребята! Добро пожаловать в мои владения!
Учитель: Давайте посмотрим. Какие удивительные деревья растут в наших лесах!
На доске рисунок березы.
Учитель: Ребята, а что вы знаете о березе?
Дети:
- Весной у березы начинается сокодвижение;
- Березовый сок обладает лечебными свойствами, в нем много витаминов;
Учитель: Правильно. Один гектар березняка испаряет 47 тысяч литров воды в день. Это и очищение воды, и увлажнение воздуха, и будущие дожди. Береза дает человеку множество лекарственных продуктов. Листья березы лечат суставы, прикосновение к стволу деревьев успокаивает нервную системУчитель: Одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну 200 л сока.
На доске рисунок дуба.
Учитель: Это очень величественное дерево. Его возраст может достигать 1000 лет, высота 40-50 м, толщина ствола 1,00-1,50 м в диаметре. Считается, что в дубовом лесу хорошо чувствуют себя утомленные и ослабленные люди, страдающие пониженным давлением. В народной медицине дубовым листом и корой лечили раны, отвар использовали как противоядие при отравлениях.
На доске появляется картинка с изображением лесных деревьев и кустарников.
Дети: В лесу столько деревьев, разве обо всех расскажешь.
Учитель: Я вам буду загадывать загадки, а вы узнайте эти деревья.
Что же эта за девица:
Не швея и мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
(Ель, сосна.)
Учитель:Это дерево обогащает воздух не только кислородом, но и летучими веществами-фитонцидами, которые губительно действуют на возбудителей туберкулеза.
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина)
Учитель: В плодах рябины не меньше каротина, чем в моркови, петрушке, облепихе, используется в народной медицине как тонизирующее, противовоспалительное средство.
Учитель: О каком кустарнике так говорят: “Колюч, как ежик, красив, как роза?”
Дети: Кто же не знает шиповник!
Учитель: Достаточно съесть 5-8 ягод, чтобы обеспечить двойную потребность организма в витамине С. Он в 10 раз опережает черную смородину и в 100 раз - лимона!
Учитель: Идем дальше. На лесной полянке встречаем ежей.
На доске картинка с изображением ежей.
Учитель: Обыкновенный еж имеет плотное, короткое тело, покрытое иглами, и заостренное рыльце с хоботком. Разрез рта у ежа большой, уши широкие, глаза черные, маленькие. Вся спина покрыта иглами сероватого и желтоватого цвета. Хвост короткий, имеет четыре коротких и толстых ног с плоскими ступнями. Ежи могут свертываться в клубок: так они спят и спасаются от врагов.
Еж держится в одиночку, делает себе логовище под кучами хвороста или в ямках. Часто он выкапывает себе нору до 30 см глубиной. У самки рождается от 3 до 8 слепых детенышей. Ежиха кормит их своим молоком. Новорожденные ежики имеют в длину около 5-6 см. Они вначале белого цвета и без игл. Иглы появляются лишь через несколько дней. Через месяц молодой еж принимает серую окраскУчитель: К осени молодые ежи самостоятельно кормятся и начинают устраивать себе жилье на зиму. Еж ведет ночной образ жизни. Питается растениями и мелкими животными. У ежей хороший слух, обоняние, но зрение и вкус слабые. У ежа много врагов. Особенно опасны лисы и филины.
На доске вывеска - “Оздоровительная полянка”.
Учитель: Лесной воздух отличается чистотой и содержит полезные вещества. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья. Давайте усилим оздоровительный эффект и выполним дыхательные упражнения.
Дети выполняют дыхательную гимнастику.
- Обобщение
Учитель: Идем дальше… Мы вернулись домой. Ребята, какие пословицы о лесе вы знаете?
- “Лес нас согревает, кормит и одевает, зеленая крыша от жары укрывает”
- “Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади”
- “Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет”
- “Дерево держится корнями, а человек – друзьями”
- “Без леса не житье, а вытье”
- “Кто дерево посадит, тот человеку друг”
Учитель: Молодцы! А сейчас у нас экологический конкурс. Каждый ученик должен составить экологические знаки о поведении человека в лесу и защищать их.
Возможные варианты ответов.
- Запрещена охота на животных!
- Запрещена вырубка деревьев!
- Нельзя рвать цветы!
- Нельзя разводить костры в лесу!
- Нельзя громко кричать в лесу!
- Нельзя ловить и уносить домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей!
- Итог урока.
Учитель: Мы разгадали не все лесные тайны. Узнать о пользе леса, о его целебных свойствах помогут книги и новые путешествия. Но не забывайте о том, что нужно беречь природу.
Ежедневно в мире более 20 миллионов гектаров леса страдает от пожаров, 97 % из которых не зарастает 5-6 лет. Брошенная в лесу бумага может лежать до разложения более 2 лет, консервная банка – до 100 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – более 100 лет.
Берегите лес, и вы сохраните
Красоту земли и свое здоровье!