Урок окружающего мира "Охрана живой природы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Показать значение людей в охране природы.
  • Развивать логическое мышление, воображение.
  • Воспитывать любовь к природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II Проверка домашнего задания.

Тест

  1. Как человек загрязняет воздух
  2. Отчего загрязняется вода в реках и озерах.
  3. Как нужно охранять воздух и воду от загрязнения.

III Новая тема.

На предыдущем уроке мы говорили об охране неживой природы. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Ответы детей)

Давайте проверим. Выпишите каждую вторую букву, узнайте тему урока.

НОЛХИРЧАЛНМА РЖОИГВЧОФЙ ШПЯРОИБРГОЗДЮЫ (Работа в парах) (Охрана живой природы) Слайд

– Что такое природа?

– На какие 2 группы делят природу?

– Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы?

– Какие царства живой природы вы знаете? Слайд

– Сегодня мы поговорим об охране живой природы.

Охрана животных и растений – одна из важных проблем на сегодняшний день.

Разнообразен животный и растительный мир нашей Родины. Животные и растения играют огромную роль в природе. Они связаны между собой. Без животных многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Леса, луга, поля служат домом для животных. Необходимы животные и растения людям.

– Для чего нужны животные и растения людям? (Ответы детей)

Стихотворение о лекарственных травах. (Рассказывает ученица) Слайд

Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем.
Мы их рвем не на потеху –|
Отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.

– Какие еще лекарственные травы знаете? Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. При сборе лекарственных трав нужно соблюдать правила. (Дети рассказывают правила)

Нужно знать, какие части растений имеют лечебное значение.

  • Нужно знать в каком месяце растение обладает наиболее целебной силой, собирать в сухую погоду.
  • Нельзя собирать у дороги, в местах, которые подвергались обработке ядохимикатами.
  • Сушить лекарственные растения нужно на воздухе в тени. Раскладывать по отдельности.
  • Обязательно оставьте несколько крепких экземпляров. Берите столько, сколько нужно.

Много видов птиц, зверей, цветов, деревьев существует на Земле. Они украшают природу, радуют нас своей красотой. Придя в лес, мы ими любуемся. Звуки голосов птиц. К сожалению, хозяйственная деятельность изменяет условия жизни растений и животных. На месте леса строят заводы, на месте луга устраивают фермы. Многие растения и животные гибнут. Так постепенно человек как бы наступает на природу. Люди рвут красивые растения, животных истребляют ради меха или мяса, иногда просто так.

Работа по учебнику с. 29

– Куда заносятся редкие животные и растения?

– Почему она красного цвета?

Красная книга – сигнал опасности. Идея о необходимости создания Красной книги возникла в конце 50-х годов. Существует Международная Красная книга, впервые изданная в 1966 году. Слайд. Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году. В каждом регионе, области тоже есть свои Красные книги, куда занесены редкие животные и растения. Наша область тоже не исключение. (Показ Красной книги Челябинской области). Основная цель Красной книги – выявление и учет тех видов организмов, которые могут исчезнуть, и для сохранения которых нужны специальные меры защиты. В Красной книге появились зеленые листы, где представлены уже спасенные животные и растения. Например, бобр и соболь. (показ животных и растений занесенных в Красную книгу)

– Какие животные и растения нашего края занесены в Красную книгу?

Ребята, существует еще одна книга, куда занесены животные и растения, которые исчезли с лица Земли.

– Как вы думаете она называется? (ответы детей)

Кроме Красной книги существует и Черная книга. Слайд. Первой жертвой человека был гигантский голубь – дронт, бескрылая гагарка. В исчезновении большинства видов непосредственно виноват человек. Люди поняли, что природа в опасности. Стали принимать меры.

– Что такое заповедники? (ответы детей) Слайд

– Что такое национальные парки? Слайд

Работа с учебником с. 29 – 30.

Прочитайте, чем заповедник отличается от национального парка?

Работа в тетради с. 11 №2, д/з с. 11 № 3.

– Какой заповедник находится в нашем крае? (сообщение об Ильменском заповеднике, ученица) Слайд

– Что еще должен делать человек, чтобы помочь природе?

Физминутка.

Называю животное или растение, если у нас в области есть, хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногой.

Ландыш, бурый медведь, кипарис, василек, белый медведь, ананас, белка, медуница, береза, пингвин, волк, дятел, жаба.

Правила поведения в лесу (учащиеся разыгрывают сценку)

– Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

– В лесу можно поиграть: венки сплести, букеты нарвать.

– Наконец-то можно пошуметь, покричать, никому не мешаешь.

– Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

– Пучеглазую лягушку, ужа, жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их вообще не было.

– Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе полезное дело.

– Ребята, кто из детей вел себя неправильно в лесу? Почему? (ответы детей)

Красная книга не поможет сохранить редкие растения и животных. Каждый из нас должен знать правила поведения в природе. Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Подпишите, что обозначает каждый знак. (Работа в парах)

IV. Закрепление

Работа с тетрадью с. 10 №1.

Тест.

Закрасить соответствующий квадратик.

УКАЖИ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ ЧЕЛОВЕК ПОМОГАЕТ ПРИРОДЕ

  1. Создает питомники для разведения редких животных и растений.
  2. Восстанавливает леса.
  3. Осушает болота.
  4. Охота.
  5. Занимается браконьерством.
  6. Вырубает леса.
  7. Распахивает земли.
  8. Создает заповедники.
    КРАСНАЯ КНИГА НАЗВАНА ТАК, ПОТОМУ ЧТО:
  9. В ней рассказывается о самых красивых животных.
  10. Красный цвет – сигнал тревоги.

Проверка. Слайд.

Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, цвели сады, пели птицы. А что можете сделать для охраны природы вы?

Дети называют правило и показывают знак, который нарисовали дома. Из знаков составляется книга правил поведения в природе.

V. Итог урока

Закончить урок хотелось стихотворением. (Рассказывает ученица)

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.

Презентация