Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели урока:
Предметная: из предложенного материала выделить понятия бартер, купля-продажа, деньги, называть части монеты.
Развивающая: развитие познавательных процессов, речи, расширение кругозора.
Коммуникативная: отрабатывать умение работать в группах ,воспитывать чувство патриотизма и любви к малой Родине.
Основополагающий вопрос: что такое деньги.
Оборудование: раздаточный материал, компьютер, видеопроектор, экран, ПО “Power Point”
Методы обучения: наглядный, проблемный, метод контроля.
Организационные формы урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Используемый материал
- Т. А. Попова, О. И. Меньшикова “ Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях”.
- В стране Экономика. (Ред.- сост. Л. И. Жук – Изд.ООО “ Красико- Принт ”, 2001
- А.А. Плешаков “ Мир вокруг нас ”. Учебник для 3 класса. В 2 ч. – М. Просвещение.
- www.1sept.ru – издательский дом “1сентября ”.
- www.som.fiо.ru – сетевое объединение методистов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Топ, топ! – очень нелегки
В рынок незнакомый первые шаги.
Смело и твёрдо по жизни шагай.
Тайны ты рынка быстрей постигай.
II. Актуализация опорных знаний. Слайд №2 – 5 минут
Сегодня мы продолжаем путешествие по царству – экономика.
Вспомните то, о чём говорили на прошлых уроках.
Разгадайте кроссворд.
1. Великая радость – работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта.
Всё счастье земли за трудом.
О какой потребности человека говорится в стихотворении?
2. В переводе с греческого обозначает искусство
ведения домашнего хозяйства.
Какова главная задача экономики?
(Удовлетворять потребности человека)
3. Природное богатство, играющее большую роль в
экономике?
Какие ещё природные богатства знаете?
(Воздух, почва, полезные ископаемые, растения и
животные.)
Как называем природные богатства?
(Первый кит экономики.)
4. Как называется второй кит экономики?
Что такое капитал?
(Капитал – имущество, благодаря которому
производят новые товары.)
5. Химическая … – составная часть экономики.
Какие отрасли промышленности вы знаете?
(Добывающая, электроэнергетика, металлургия,
машиностроение, лёгкая и пищевая.)
Какое слово ещё зашифровано в кроссворде?
ТОВАР.
Что такое товар?
(Предметы, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности.)
Какие свойства товара знаете?
(1. Должен быть нужен людям. 2. Может обмениваться на другой товар.)
III. Введение в тему. Слайд 3
Сегодня на уроке мы рассмотрим два способа обмена и узнаем о товаре, который можно обменять на любой товар или услугу.
Сапоги стачал сапожник.
Пироги испёк пирожник
А муки для пирожков сделал мельник пять мешков.
Пирожнику нужна мука, мельнику сапоги, сапожнику пироги, что же им делать?
Произошел обмен товаров, он называется бартер. Слайд №4
Подобный обмен знаком каждому, вспомните сказки или рассказы, в которых есть примеры бартера?
Игра бартер. Приложение №1.
У каждого из вас есть карточка с изображением предмета и названием предмета, на который вы должны обменять свой.
Найдите не равноценный бартер?
Почему? (разная цена.)
От чего она зависит?
А какой обмен гораздо проще и мы им пользуемся
каждый день?
Купля – продажа – обмен в котором участвуют деньги. Слайд №5
IV. Целеполагание.
Какова тема урока?
Что бы вы хотели узнать?
- Что такое деньги?
- Какие деньги были раньше и сейчас?
- Как называются части монеты?
- Всё ли можно купить за деньги?
V. Открытие нового знания.
1. Что такое деньги?
Где точно можем узнать определение?
Пусть умная книга подскажет.(чтение определения в учебнике).
Большинство людей получают деньги в качестве зарплаты. Зарплата – плата за труд.
Что необходимо сделать получать достойную зарплату?
2. Какими деньги были раньше. (Выступление учащегося)
Слайд №6 – 14
3. Какие названия имеют части монеты? (Выступление учащегося)
Слайд №15, 16
Работа в группах. Приложение №2.
Монеты несут определённую информацию. По ним можно узнать историю нашей Родины.
Прослушав сообщение, покажите стрелками части монеты и подпишите их названия.
Проверка.
4. Какие деньги сейчас? Слайд №17 – 20
Работа в группах. Приложение №3.
Металлические деньги не всегда удобны. И они уступили место банкнотам или купюрам.
В России банкноты появились в VII веке при Екатерине II. С тех пор они сильно изменились.
Задания.
- Рассмотрите образцы, что изображено на старых купюрах?
- Рассмотрите современные купюры и расскажите, что на них изображено?
- Творческое задание . Слайд №21 Приложение №4.
- Представьте, что объявлен конкурс на эскиз новой купюры с изображением нашего города. Посоветуйтесь и решите, что вы хотели изобразить на купюре? Подделывать деньги – тяжкое преступление, которое карается законом.
- Всё ли можно купить за деньги? Слайд №22 Приложение №5
Работа в группах.
У вас на столах конверты с окончанием пословиц. Составьте верные пословицы.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Дармовой рубль дешев, а нажитый дорог.
Копейку сберёг, рубль получил.
Минута труда дороже часа безделья.
Даже в народном творчестве нашло отражение бережное отношение к нажитым деньгам.
VI. Закрепление изученного
Тест. Слайд №23 – 29 Приложение №6.
У вас на столах лежат предполагаемые ответы.
Дайте правильный ответ на мой вопрос.
- Как называется плата за работу?
- Обмен одних товаров на другие.
- Как называется половина гривны?
- Лицевая сторона монеты?
- Оборотная сторона монеты?
- Товар, на который можно обменять любой другой товар или услуку?
VII. Рефлексия.
А сейчас, поделитесь мыслями.
Продолжите высказывания: Я сегодня узнал ….
Что понравилось больше всего?
Мы получили ответы на все поставленные вопросы?
Ели вам понравилась работа вашей группы и вы все поняли на уроке, покажите.
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке.
VIII. Домашнее задание: по выбору
– нарисовать эскиз купюры;
– прочитать статью учебника;
– рассказать о денежных единицах других стран.
СПАСИБО!