Цель:
- формировать навык сложения двузначных чисел – круглых десятков;
- развивать умения делать выводы, сравнивать, обобщать, выделять лишнее;
- воспитывать культуру интеллектуального и коллективного труда.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. Говорят, что человек прожил жизнь не зря, если он посадил дерево, вырастил ребёнка и построил дом. Сегодня мы будем с вами строить не дом, а храм, храм знаний.
(В процессе урока после каждого задания поэтапно выстраиваются стены храма.)
II. Математический диктант
(Ответы дети записывают в тетрадях.)
- Найти сумму чисел 6 и 8.
- Чему равна разность 15 и 7.
- К 8 прибавьте 4.
- Увеличить 20 на 5.
- Уменьшите 47 на 7.
- Найдите сумму чисел 9 и 8.
– Проверьте. (учитель открывает на доске запись):
14, 8, 12, 25, 40, 17
III. Сообщение темы и целей урока
– Какое число лишнее? Почему? (8 – это однозначное число/)
(Учитель убирает число 8.)
– А теперь какое число лишнее? (40)
– Почему? (Это круглый десяток/)
– Тема нашего сегодняшнего урока сложение круглых десятков.
IV. Актуализация новых знаний
– Запишите выражения:
70 + 20
40 + 30
20 + 10
– Найдите в таблице сложения выражения, которые помогут выполнить данные действия.
70 + 20 40 + 30 20 + 10 |
7 + 2 4 + 3 2 + 1 |
– Давайте вычислим.
(Дети объясняют принцип вычислений.)
V. Первичное усвоение знаний
– Вычислите самостоятельно:
60 + 30
40 + 40
30 + 30
(Проверка в форме тестирования.)
– Какое, по-вашему, лишнее выражение?
1) 40 + 40, так как в остальных второе слагаемое 30
2) 60 + 30, так как в остальных выражениях слагаемые одинаковые
VI. Составление и решение задач
Было 30 |
Принесли 10 |
Стало ? |
– Составьте по краткому условию задачу.
– Докажите, что это задача. (Есть условие и вопрос.)
– Какое выберем действие для решения задачи? Почему? (Сложение, так как “принесли”, значит, стало больше.)
(Решение с комментирование, записывает кто-то из детей. Ответ комментировано.)
– Дети, а как изменить условие задачи, чтобы она решалась обратным действием (вычитанием)? (Нужно заменить слово “принесли” на “взяли” или “унесли”.)
VII. Физкультминутка
Повторение учебного материала.
– Выполните данные выражения:
Взаимопроверка.
– А теперь разделите на две группы эти выражения:
Работа в группах.
I группа | II группа | III группа | IV группа |
7 + 8 = – 9 = + 8 = – 5 = |
12 – 7 = + 9 = – 7 = + 8 = |
18 – 9 = + 5 = – 5 = + 3 = |
7 + 7 = – 5 = + 7 = – 8 = |
Ответы:
I группа II группа III группа IV группа |
9 15 12 8 |
– Молодцы! Вам встретились геометрические фигуры. Какая из них лишняя? (Круг)
– Почему? (Ответы детей.)
Х. Закрепление нового материала
(У каждого ребёнка карточка.)
– Вам нужно выбрать правильную дорогу и раскрасить её.
– Вот ключ к заданию (на доске):
XI. Итог урока
(Стены храма возведены.)