Цели:
Обучающая – обобщить знания учащихся об основных свойствах элементов-металлов и образуемых ими простых и сложных веществ.
Воспитательная – воспитывать экологическую культуру (на примере последствий загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами), ответственное отношение к собственному здоровью (в связи с необходимостью или вредом поступления в организм некоторых металлов).
Развивающая – совершенствовать умения экспериментально подтверждать химические свойства веществ, на основе теоретических знаний, выполнять практические задания, выявлять существенное, делать выводы, устанавливать межпредметные связи, развивать экспериментальные умения, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация Power Point, периодическая система периодических элементов Д.И. Менделеева, коллекция металлов, Zn, HCl, Ni, CuSO4, Cu, H2SO4 концентрированная, Na, H2O, модели кристаллических решеток.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока:
- Орг. начало и постановка целей урока.
- Активизация мыслительной деятельности учащихся.
Достаточно внимательно осмотритесь вокруг. Где бы вы ни были: дома или в школе, на улице или в транспорте – вы увидите, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас.
Постановка целей.
На экран выводится слайд “Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева.
Интеллектуальная разминка:
- Выберите группу элементов, в которой находятся только металлы:
А) Al, As, P; Б) Mg, Ca, Si; В) K, Ca, Pb.
- Укажите общее в строении атомов K и Li:
А) 2 электрона на последнем электронном слое;
Б) 1 электрон на последнем электронном слое;
В) одинаковое число электронных слоев.
- Металлический кальций проявляет свойства:
А) окислителя Б) восстановителя;
В) окислителя или восстановителя в зависимости от условий.
- Дайте общее название приведённым ниже группам веществ:
А) Известняк, гипс, фосфорит; мрамор; (Ответ: Природные соединения кальция)
Б) Литий, натрий, калий, рубидий, цезий; (Ответ: Щелочные металлы, металлы I группы главной подгруппы)
В) CrO, FeO, MnO, Na2O; (Ответ: Основные оксиды)
- Обобщающее повторение. Общие физические свойства металлов.
- Общие химические свойства металлов .
- Обобщающее повторение. Металлы главных подгрупп I-III групп.
Используя знания, полученные на уроках физики и химии и в процессе обсуждения заполняем схему № 1
На экран выводятся две схемы – до обсуждения и после обсуждения.
До обсуждения:
После обсуждения:
На экран выводятся последовательно 4 слайда, в ходе обсуждения учениками демонстрируются химические реакции, подтверждающие свойства металлов.
Ученикам, выполняющим демонстрационные опыты, напоминаю правила техники безопасности.
Работа в парах. Задания различаются по уровню сложности, т.е. используется дифференцированный подход в соответствии со способностями учеников.
Уровень А.
Задание № 1. О физических свойствах какого металла идёт речь: серебристо-белого цвета, режется ножом, легкоплавкий?
1) Кальций; 2) Натрий. (Ответ: 2)
Задание № 2. Какую степень окисления проявляет алюминий в соединениях?
1) +1, +3; 2) +3; 3) -3. (Ответ: 2)
Задание № 3. Какой из металлов наиболее распространён в природе?
1) Ba; 2) Na; 3) Al. (Ответ: 3)
Уровень Б.
Задание № 1. Какие свойства проявляют щелочные металлы в химических реакциях?
1) Восстановительные; 2) Окислительные и восстановительные. (Ответ: 1)
Задание № 2. К какому типу элементов относится кальций?
1) p-элемент; 2) s-элемент; 3) d-элемент. (Ответ: 2)
Задание № 3. Какие из уравнений химических реакций доказывают свойства алюминия как промежуточного элемента между металлами и неметаллами:
а) 2Al + 3Cl2 = 2AlCl3;
б) 2Al + 2NaOH + 2H2O = 2NaAlO2 + 3H2^;
в) 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2^?
1) а, в; 2) б. (Ответ:2)
Уровень С.
Задание № 1. Какая схема строения последнего энергетического уровня соответствует атому алюминия?
1) 3s1; 2) 3s23p1; 3) 4s2. (Ответ: 2)
Задание № 2. Какие из указанных реакций характеризуют восстановительные свойства кальция:
а) Ca + S = CaS;
б) Ca + H2 = CaH2;
в) Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2^;
г) Ca + Cl2 = CaCl2?
1) а, б, в, г; 2) только а и г. (Ответ 1)
Задание № 3. У какого элемента ярче выражены металлические свойства и почему?
1) Na; 2) K; 3) Rb; 4) Cs. (Ответ: 4, больший радиус атома)
Формулируем общие характеристики элементов
металлов I-III групп главных подгрупп.
VI. Обобщающее повторение. Металлы побочных подгрупп периодической системы.
Повторение проводится в форме фронтальной беседы.
- Составьте схему распределения электронов по орбиталям в атоме железа. Определите количество валентных электронов.
- Охарактеризуйте свойства простого вещества железа (тип кристаллической решетки, характер связи, физические свойства).
- Какая степень окисления железа в следующих соединениях: Fe(OH)2, FeCl3, K2FeO4, Fe2O3, Fe(OH)3.
- Что является реактивом на катионы Fe2+ и Fe3+.
- Какая степень окисления хрома в следующих соединениях: Cr(OH)3, CrO3, H2Cr2O7, Cr(OH)2, H2CrO4, CrO, Cr2O3.
Характеристика элементов-металлов побочных подгрупп.
- Семейство (тип элемента) – d.
- Число электронов на последнем энергетическом уровне – 1-2.
- Число валентных электронов – как правило, соответствует номеру группы (кроме VIII).
- Степени окисления в соединениях – переменные.
- Свойства соединений элементов – окислительные и восстановительные.
- Характер оксидов и гидроксидов – основной, амфотерный и кислотный.
- Найдите сокращенное ионное уравнение, соответствующее левой части молекулярного уравнения Zn + 2HCl>
- Найдите сокращенное ионное уравнение, соответствующее левой части молекулярного уравнения: Fe(NO3)2+K3PO4 >
- Найдите электронное уравнение, соответствующее данной схеме реакции:Li+H2 >LiH
- Найдите электронное уравнение, соответствующее данной схеме реакции:Ca+ Br2> CaBr2
- Найдите электронные уравнения, соответствующие данным схемам реакции. Ответов может быть несколько или не быть вообще. Не все ответы являются верными
- Найдите сокращенное ионное уравнение, соответствующее левой части молекулярного уравнения: Ва+HCl>
- Найдите сокращенное ионное уравнение, соответствующее левой части молекулярного уравнения: Fe(OH)2+2HNO3>
- Найдите электронное уравнение, соответствующее данной схеме реакции: Na+ H2O >NaOH + H2
- Найдите электронное уравнение, соответствующее данной схеме реакции: Ca+H2 >CaH2
- Найдите электронные уравнения, соответствующие данным схемам реакции. Ответов может быть несколько или не быть вообще. Не все ответы являются верными
VII. Сообщения учащихся в форме презентаций Power Point о применении металлов и их сплавов, о последствиях загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами, о патологическом действии металлов и их соединений на организм человека.
VIII. Итоговое тестирование
Вариант № 1
А) Zn2++2Cl->ZnCl2 ; Б) Zn2++2H+>Zn0 + H20 ; В) Zn0+2H+>Zn2++H20
А) 2Fe3+ + 3PO42- >Fe2(PO4)3; Б) 3Fe2+ +2 PO43- >Fe3(PO4)2; В) Fe2+ + PO42- >Fe PO4
А) H20 -2e- >2H-; Б) H20 +2e- >2H-; В) H20 - 2e- >2H+
А) Br 20+2e- >2 Br – ; Б) Br 20+2e- >Br2 –; В) 2Br- - 2e- >Br 20
№ |
Дана схема реакции |
№ ответа |
Полуреакция в электронном балансе |
1. 2. 3. 4. 5. |
Fe+Cl2 >FeCl3 Li+H2 >LiH Fe+HCl >FeCl2 + H2 Li+H2O >LiOH+ H2 FeO+HCl >FeCl2 + H2O |
А) Б) В) Г) Д) E) |
H20 +2e- >2H- Cl20+2e- >2Cl- 2H++2e- >H20 2Cl- - 2e- >2Cl0 Fe0 -2e- >Fe2+ Fe0 -3e- >Fe3+ |
Вариант № 2
А) Ba2++2Cl- >ВаCl2; Б) Ba0 +2H+ >Ba2++H20; В) Ba2++2H+ >Ba0+H20
А) Fe (OH)2+2H+>Fe 2++2H2O; Б) OH-+H+>H2O; В) Fe 2++2NO3- >Fe (NO3)2
А) 2H++2e- >H20; Б) Na0 -e- >Na+; В) H20 - 2e- >2H+
А) 2H++2e- >H20; Б) H20 +2e- >2H-; В) H20 - 2e- >2H+
№ |
Дана схема реакции |
№ ответа |
Полуреакция в электронном балансе |
1. 2. 3. 4. 5. |
Na+ Cl2 >NaCl Na+H2 >NaH Na+HCl >NaCl+H2 Na+ H2O >NaOH + H2 Na2O + HCl >NaCl+H2O |
А) Б) В) Г) Д) E) |
Na0 -e- >Na+ 2Cl- - 2e- >Cl20 2H++2e- >H20 H20 +2e- >2H- H20 - 2e- >2H+ Cl20+2e- >2Cl- |
IX. Подведение итогов урока.
X. Задание на дом. Повторить § 11-14 по учебнику О.С. Габриеляна, упр. 6, стр. 75, упр. 4-6, стр. 82-83