Урок-обобщение по теме "Металлы"

Разделы: Химия


Цели:

Обучающая – обобщить знания учащихся об основных свойствах элементов-металлов и образуемых ими простых и сложных веществ.

Воспитательная – воспитывать экологическую культуру (на примере последствий загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами), ответственное отношение к собственному здоровью (в связи с необходимостью или вредом поступления в организм некоторых металлов).

Развивающая – совершенствовать умения экспериментально подтверждать химические свойства веществ, на основе теоретических знаний, выполнять практические задания, выявлять существенное, делать выводы, устанавливать межпредметные связи, развивать экспериментальные умения, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация Power Point, периодическая система периодических элементов Д.И. Менделеева, коллекция металлов, Zn, HCl, Ni, CuSO4, Cu, H2SO4 концентрированная, Na, H2O, модели кристаллических решеток.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока:

  1. Орг. начало и постановка целей урока.
  2. Достаточно внимательно осмотритесь вокруг. Где бы вы ни были: дома или в школе, на улице или в транспорте – вы увидите, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас.

    Постановка целей.

  3. Активизация мыслительной деятельности учащихся.

На экран выводится слайд “Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева.

Интеллектуальная разминка:

  1. Выберите группу элементов, в которой находятся только металлы:

А) Al, As, P; Б) Mg, Ca, Si; В) K, Ca, Pb.

  1. Укажите общее в строении атомов K и Li:

А) 2 электрона на последнем электронном слое;

Б) 1 электрон на последнем электронном слое;

В) одинаковое число электронных слоев.

  1. Металлический кальций проявляет свойства:

А) окислителя Б) восстановителя;

В) окислителя или восстановителя в зависимости от условий.

  1. Дайте общее название приведённым ниже группам веществ:

А) Известняк, гипс, фосфорит; мрамор; (Ответ: Природные соединения кальция)

Б) Литий, натрий, калий, рубидий, цезий; (Ответ: Щелочные металлы, металлы I группы главной подгруппы)

В) CrO, FeO, MnO, Na2O; (Ответ: Основные оксиды)

  1. Обобщающее повторение. Общие физические свойства металлов.
  2. Используя знания, полученные на уроках физики и химии и в процессе обсуждения заполняем схему № 1

    На экран выводятся две схемы – до обсуждения и после обсуждения.

    До обсуждения:

    После обсуждения:

  3. Общие химические свойства металлов.
  4. На экран выводятся последовательно 4 слайда, в ходе обсуждения учениками демонстрируются химические реакции, подтверждающие свойства металлов.

    Ученикам, выполняющим демонстрационные опыты, напоминаю правила техники безопасности.

  5. Обобщающее повторение. Металлы главных подгрупп I-III групп.

Работа в парах. Задания различаются по уровню сложности, т.е. используется дифференцированный подход в соответствии со способностями учеников.

Уровень А.

Задание № 1. О физических свойствах какого металла идёт речь: серебристо-белого цвета, режется ножом, легкоплавкий?

1) Кальций; 2) Натрий. (Ответ: 2)

Задание № 2. Какую степень окисления проявляет алюминий в соединениях?

1) +1, +3; 2) +3; 3) -3. (Ответ: 2)

Задание № 3. Какой из металлов наиболее распространён в природе?

1) Ba; 2) Na; 3) Al. (Ответ: 3)

Уровень Б.

Задание № 1. Какие свойства проявляют щелочные металлы в химических реакциях?

1) Восстановительные; 2) Окислительные и восстановительные. (Ответ: 1)

Задание № 2. К какому типу элементов относится кальций?

1) p-элемент; 2) s-элемент; 3) d-элемент. (Ответ: 2)

Задание № 3. Какие из уравнений химических реакций доказывают свойства алюминия как промежуточного элемента между металлами и неметаллами:

а) 2Al + 3Cl2 = 2AlCl3;

б) 2Al + 2NaOH + 2H2O = 2NaAlO2 + 3H2^;

в) 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2^?

1) а, в; 2) б. (Ответ:2)

Уровень С.

Задание № 1. Какая схема строения последнего энергетического уровня соответствует атому алюминия?

1) 3s1; 2) 3s23p1; 3) 4s2. (Ответ: 2)

Задание № 2. Какие из указанных реакций характеризуют восстановительные свойства кальция:

а) Ca + S = CaS;

б) Ca + H2 = CaH2;

в) Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2^;

г) Ca + Cl2 = CaCl2?

1) а, б, в, г; 2) только а и г. (Ответ 1)

Задание № 3. У какого элемента ярче выражены металлические свойства и почему?

1) Na; 2) K; 3) Rb; 4) Cs. (Ответ: 4, больший радиус атома)

Формулируем общие характеристики элементов металлов I-III групп главных подгрупп.

  • Семейство (тип элемента) – s или p.
  • Число электронов на последнем энергетическом уровне (валентные электроны) – соответствует номеру группы.
  • Степени окисления в соединениях – постоянные.
  • Свойства простого вещества – металлические.
  • Свойства соединений элементов с позиций теории окислительно-восстановительных реакций – восстановительные.
  • Характер оксидов и гидроксидов – основной, у Al – амфотерный.

VI. Обобщающее повторение. Металлы побочных подгрупп периодической системы.

Повторение проводится в форме фронтальной беседы.

  1. Составьте схему распределения электронов по орбиталям в атоме железа. Определите количество валентных электронов.
  2. Охарактеризуйте свойства простого вещества железа (тип кристаллической решетки, характер связи, физические свойства).
  3. Какая степень окисления железа в следующих соединениях: Fe(OH)2, FeCl3, K2FeO4, Fe2O3, Fe(OH)3.
  4. Что является реактивом на катионы Fe2+ и Fe3+.
  5. Какая степень окисления хрома в следующих соединениях: Cr(OH)3, CrO3, H2Cr2O7, Cr(OH)2, H2CrO4, CrO, Cr2O3.
  6. Характеристика элементов-металлов побочных подгрупп.

  • Семейство (тип элемента) – d.
  • Число электронов на последнем энергетическом уровне – 1-2.
  • Число валентных электронов – как правило, соответствует номеру группы (кроме VIII).
  • Степени окисления в соединениях – переменные.
  • Свойства соединений элементов – окислительные и восстановительные.
  • Характер оксидов и гидроксидов – основной, амфотерный и кислотный.

    VII. Сообщения учащихся в форме презентаций Power Point о применении металлов и их сплавов, о последствиях загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами, о патологическом действии металлов и их соединений на организм человека.

    VIII. Итоговое тестирование

    Вариант № 1

    1. Найдите сокращенное ионное уравнение, соответствующее левой части молекулярного уравнения Zn + 2HCl>
    2. А) Zn2++2Cl->ZnCl2 ; Б) Zn2++2H+>Zn0 + H20 ; В) Zn0+2H+>Zn2++H20

    3. Найдите сокращенное ионное уравнение, соответствующее левой части молекулярного уравнения: Fe(NO3)2+K3PO4 >
    4. А) 2Fe3+ + 3PO42- >Fe2(PO4)3; Б) 3Fe2+ +2 PO43- >Fe3(PO4)2; В) Fe2+ + PO42- >Fe PO4

    5. Найдите электронное уравнение, соответствующее данной схеме реакции:Li+H2 >LiH
    6. А) H20 -2e- >2H-; Б) H20 +2e- >2H-; В) H20 - 2e- >2H+

    7. Найдите электронное уравнение, соответствующее данной схеме реакции:Ca+ Br2> CaBr2
    8. А) Br 20+2e- >2 Br ; Б) Br 20+2e- >Br2; В) 2Br- - 2e- >Br 20

    9. Найдите электронные уравнения, соответствующие данным схемам реакции. Ответов может быть несколько или не быть вообще. Не все ответы являются верными

    Дана схема реакции

    № ответа

    Полуреакция в электронном балансе

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    Fe+Cl2 >FeCl3

    Li+H2 >LiH

    Fe+HCl >FeCl2 + H2

    Li+H2O >LiOH+ H2

    FeO+HCl >FeCl2 + H2O

    А)

    Б)

    В)

    Г)

    Д)

    E)

    H20 +2e- >2H-

    Cl20+2e- >2Cl-

    2H++2e- >H20

    2Cl- - 2e- >2Cl0

    Fe0 -2e- >Fe2+

    Fe0 -3e- >Fe3+

    Вариант № 2

    1. Найдите сокращенное ионное уравнение, соответствующее левой части молекулярного уравнения: Ва+HCl>
    2. А) Ba2++2Cl- >ВаCl2; Б) Ba0 +2H+ >Ba2++H20; В) Ba2++2H+ >Ba0+H20

    3. Найдите сокращенное ионное уравнение, соответствующее левой части молекулярного уравнения: Fe(OH)2+2HNO3>
    4. А) Fe (OH)2+2H+>Fe 2++2H2O; Б) OH-+H+>H2O; В) Fe 2++2NO3- >Fe (NO3)2

    5. Найдите электронное уравнение, соответствующее данной схеме реакции: Na+ H2O >NaOH + H2
    6. А) 2H++2e- >H20; Б) Na0 -e- >Na+; В) H20 - 2e- >2H+

    7. Найдите электронное уравнение, соответствующее данной схеме реакции: Ca+H2 >CaH2
    8. А) 2H++2e- >H20; Б) H20 +2e- >2H-; В) H20 - 2e- >2H+

    9. Найдите электронные уравнения, соответствующие данным схемам реакции. Ответов может быть несколько или не быть вообще. Не все ответы являются верными

    Дана схема реакции

    № ответа

    Полуреакция в электронном балансе

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    Na+ Cl2 >NaCl

    Na+H2 >NaH

    Na+HCl  >NaCl+H2

    Na+ H2O  >NaOH + H2

    Na2O + HCl >NaCl+H2O

    А)

    Б)

    В)

    Г)

    Д)

    E)

    Na0 -e- >Na+

    2Cl- - 2e- >Cl20

    2H++2e- >H20

    H20 +2e- >2H-

    H20 - 2e- >2H+

    Cl20+2e- >2Cl-

    IX. Подведение итогов урока.

    X. Задание на дом. Повторить § 11-14 по учебнику О.С. Габриеляна, упр. 6, стр. 75, упр. 4-6, стр. 82-83