Цель урока:
1.Познакомить учащихся с произведением К.Г. Паустовского “Мой дом”. Учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении.
2.Развивать учебные и читательские умения: учить слышать тон автора, правильно называть произведение (фамилия автора и заглавие, тему, жанр), выявлять авторскую точку зрения и роль автора, учить находить в тексте эпитеты, олицетворения, работать над выразительностью чтения. 3.Воспитывать бережное отношение ко всему окружающему.
Оборудование: портрет К.Г. Паустовского, физическая карта России, иллюстрации с пейзажами Мещерской стороны, книги К.Г. Паустовского, карточки с опорными словами, иллюстрации для проведения словарной работы, аудиозапись, гербарий.
Ход урока
I.Организация класса на урок.
II.Актуализация знаний. Постановка цели урока.
-Сегодня мы будем читать рассказ уже известного вам писателя. Каждая встреча с произведениями этого автора помогает вам стать настоящими читателями: чуткими, внимательными, наблюдательными. Мы прочитаем произведение, проведем диалог с автором, понаблюдаем за особенностями авторской манеры письма.
-Посмотрите на портрет. Назовите фамилию этого писателя.
-Назовите годы его жизни.
-О чем писал К.Г. Паустовский?
-Какие произведения Паустовского мы читали в этом году?
-Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Константина Георгиевича. Называется оно “Мой дом”.
III.Изучение нового материала.
1.Подготовка к восприятию произведения.
-Откройте учебник и попробуйте предположить, посмотрев на иллюстрацию и опираясь на название произведения, о ком или о чем оно.
-Как вы думаете, какой смысл заключен в эти два слова “Мой дом”?
-Что конкретно о доме?
-Можете ли вы сказать старый ли этот дом?
-Почему на иллюстрации изображены коты?
-Почему это произведение изучается в разделе “Осень”?
-Давайте послушаем стихотворение об этой чудесной поре, которое нам прочитает…(один ученик читает стихотворение об осени наизусть).
-О природе часто говорят стихами. Потому что стихи обращаются к чувствам людей, они легче вызывают определенные переживания, настроения. Хотя о красоте природы, о чувствах, которые она вызывает, можно писать и прозой. У Паустовского есть произведение об этом. Называется оно “Мещерская сторона”. Это произведение состоит из частей. Каждая часть имеет свое название. “Мой дом” является одной из частей этого произведения.
-Но прежде чем приступить к работе над произведением, я думаю вам будет интересно узнать, что же такое Мещерская сторона, где она находится.
-Мещерская сторона или Мещера-это место под самой Москвой.
-Посмотрите на карту, кто сможет показать, где находится Москва?
-Чем является этот город для России?
-Если я мысленно соединю линией Москву, Владимир, Рязань по рекам Оке, Клязьме, Москва-реке, речкам Колпь и Судогде, то полученный воображаемый треугольник с острием у Москвы и есть знаменитая Мещера.
-Каким цветом отмечено это место на карте?
-Почти сплошь это место на карте залито зеленым цветом лесов, пестрит черточками низин. В опоясанном реками треугольнике, покоится, если можно так сказать, чаша, вернее, огромное плоскодонное блюдо земли с плотным глинистым дном. Считают, что когда-то здесь было море. Потом одно к одному теснились озера, старее они превращались в болота. И ныне край-болотистая низина с сосновыми борами на песчаных буграх. Обилие воды-основная примета Мещеры. Даже в сухое время край во многих местах доступен только пешеходам. В половодье же Мещера (особенно ее Рязанская часть) буквально превращается в море. В природе этого края все просто, даже, пожалуй, скромно. Но если приглядеться, то можно увидеть целый поэтичный мир с туманами, цветами, грибами, лесами; наполненными голосами птиц, населенными разными животными.
-Но вернемся к произведению Паустовского под названием “Мещерская сторона” (показ книги Паустовского).
-Скажите, судя по объему, к какому жанру можно отнести это произведение?
-Трудно определить жанр этого произведения. С одной стороны, судя по объему, можно считать, что это повесть, но с другой стороны - здесь нет общего традиционного сюжета. Но “Мещерская сторона” это и не сборник рассказов, так как рассказ – это отдельное, небольшое по объему произведение. В данном же произведении все части, несмотря на отсутствие сюжета, как бы переплетаются друг с другом. Потому что во всех этих частях Паустовский сообщает нам какие-нибудь географические сведения о Мещерской стороне. Но делает он это не сухим географическим языком, а художественным. Сам Паустовский определил жанр этого произведения как “географический”.
2.Словарная работа.
-Сейчас мы будем читать произведение “Мой дом”. Я хочу обратить ваше внимание на слова, которые встретятся в тексте и могут быть для вас непонятными и затруднить понимание текста.
Кукан – это приспособление для навешивания пойманной рыбы. Берется веревка, проволока внизу которой крепится поперечная палочка, для того чтобы рыба не спадала. Навешивание производится путем продевания через жабры (показ иллюстрации с изображением кукана).
Околица – изгородь, вокруг селения или только при выезде из него.
Беседка – покрытая легкая постройка в саду для отдыха(показ иллюстрации).
3.Первичное чтение.
-Сейчас мы с вами будем читать произведение “Мой дом”. После чтения попробуйте ответить на вопрос: “Кто скрывается в рассказе за словом я?”
Чтение произведения (читает учитель и хорошо читающие ученики).
-Так кто же скрывается за словом “я”?
4.Работа с текстом после чтения.
- Прочитаем произведение еще раз. Постарайтесь увидеть все то, о чем нам хотел рассказать автор.
По ходу беседы мы будем составлять схему, которая нам пригодиться в конце урока.
а) Чтение и анализ первого абзаца первой части.
-Итак, какой же он дом писателя?
-Что значит изба “обшитая тесом”?
-Где она находится? Чем отделена от сада?
-Что такое частокол?
-Чем является частокол для деревенских котов?
-Замените слово западня синонимом.
-Как вы понимаете выражение “коты всех мастей”?
-“Берут дом в осаду” - как это?
-Какое слово употребляет автор для того, чтобы показать как передвигаются коты?
-Почему автор написал не бегают, не ходят, а шныряют?
б) Чтение и анализ второго абзаца первой части.
-Почему коты ждали вечера?
-Что значит выражение “делают стремительные и ловкие взмахи”?
-В самом последнем предложении на этой странице найдите фразеологический оборот.
-От чего досадно котам?
-Что значит застичь врасплох?
-Часто ли коты совершают свои набеги?
в) Чтение и анализ третьего и четвертого абзацев первой части.
-Почему осень засыпает дом листьями?
-Представьте, как же красив этот сад осенью. Осень - красивая пора года. Посмотрите, какие красивые пейзажи можно увидеть осенью в Мещерской стороне.
-Автор дважды употребил глагол “трещат”. В чем особенность его употребления в выражениях: трещат печи, трещат синицы.
-В чем сходство в поведении котов и синиц?
-Как бы вы озаглавили эту часть?
г) Чтение первого абзаца второй части.
-О какой излюбленной части дома поведал Паустовский?
-Какое ощущение возникает у писателя по утрам? Почему?
-Что значит “солнце бьет”?
-Какие бы краски вы взяли чтобы раскрасить обвивающие беседку листья? (показ гербария – виноград)
-Кто еще навещает писателя по утрам?
-Что их занимает? Как понять “смертельно занимает”?
д) Чтение и анализ второго и третьего абзаца второй части.
-Как говорит о дожде автор?
-Чем же занят писатель в тихие осенние ночи?
-Давайте попытаемся увидеть, услышать, почувствовать то, о чем мы сейчас прочитали.
Проводится беседа, в ходе которой дети рассказывают о том, что бы они увидели, почувствовали, услышали, если бы на самом деле находились в том месте сада, которое описано в произведении.
-Теперь закройте глаза и попробуйте представить все то, о чем мы сейчас говорили. Поможет вам в этом музыка.
е) Чтение и анализ четвертого абзаца второй части.
-О каком природном явлении говорится в этом абзаце. (показ иллюстрации )
-Автор использует прием олицетворения, говоря о тумане, найдите его.
-Разве может туман шуршать?
-Кто рождает это шуршание?
ж) Чтение и анализ пятого и шестого абзацев второй части.
-Как автор говорит о рожке и о сверчке?
-“Цепной пес” это какой?
-Почему он так спокойно прореагировал на уход хозяина?
-Любит ли пес своего хозяина?
з) Чтение и анализ седьмого абзаца второй части.
-Почему рассказчик называет день “пустынным”?
-Почему же он счастлив?
-Знаете, ребята, а ведь открыл Мещеру для себя Паустовский случайно. Однажды он покупал в магазине чай, который ему завернули в обрывок географической карты. Карта была потертой и старой. На ней виднелись леса, деревушки, проступали ниточки рек. Паустовский смотрел на карту и думал, что просто обязан увидеть все своими глазами. В то же самое лето он уехал в Мещеру. Он бродил меж озер, вдыхал запах сосен, засыпал в стогу. Он писал о самой обыкновенной кашке, о запахе только что испеченного хлеба, рыбной ловле. Писал и чувствовал себя совершенно счастливым. Паустовский не жил в Мещере постоянно, он жил в Москве. Но как только выпадала первая возможность, он бросал все и возвращался в Мещеру. Он любил этот край и сумел рассказать о нем тонко и поэтично.
-А теперь посмотрите на схему, которая у нас получилась и скажите, так что же, по-вашему, вкладывал в смысл слов “мой дом” Паустовский? Только ли это старая изба?
IV.Итог урока.
-Мы познакомились с произведением К.Г. Паустовского “Мой дом”. Согласны ли вы с тем, что о красоте природы, о чувствах, которые она вызывает, можно писать не только стихами, но и прозой.
V.Домашнее задание.
-Приготовить выразительное чтение понравившегося отрывка и проиллюстрировать его.