Внеклассное мероприятие по математике и по естествознанию. Учебно-познавательный альманах "Античный мир. Великие имена. Открытия и изобретения"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • общее развитие школьников;
  • создание условий и возможностей для творческого развития детей.

Основные задачи:

  • способствовать продвижению школьника в общем развитии;
  • развивать познавательный интерес к математике и естественным наукам - как наукам занимательным, обобщающим реально существующие, происходящие в жизни явления, показать внутреннюю логику и красоту наук;
  • учить школьников самостоятельности, умению включаться в активную деятельность, в том числе групповую и коллективную;
  • способствовать расширению кругозора школьников;
  • развивать творческие способности учеников, способности школьников к самообразованию.

План подготовки и проведения альманаха:

  1. Подготовительный этап (в течение учебного года)
    • Написание докладов, биографических листовок об учёных и философах античного периода, их жизни и деятельности.
    • Выступления докладчиков на уроках и занятиях кружков математического «Наследие» и биологического «Натуралист».
    • Создание Ленты Времени античного периода.
    • Выставка творческих работ об учёных античного периода, о развитии естественных и математических наук в древности.
    • Написание сценария праздника, отбор материалов для выступлений, выбор участников, ведущего, исполнителей притчи.
    • Изготовление оформления праздника, подбор цитат, изготовление портретов учёных античного мира, пригласительных билетов.
    • Создание костюмов для участников учебно-познавательного альманаха.
  2. Основной этап – проведение праздника
    Участники праздника - учащиеся 6 классов (10 - 14 человек) - кружковцы:
    • ведущая (учащаяся -6 класса);
    • представители ионийского этапа;
    • представители афинского этапа;
    • представители александрийского этапа;
    • представители древнеримского этапа;
    • исполнители притчи об учениках Евклида.
    Зрители: учащиеся 5, 6 классов, учителя школы, классные руководители, администрация.

Оформление праздника:

  • Лента Времени «Античный мир»,
  • портреты учёных античного мира и их высказывания,
  • иллюстрации к выступлениям, плакаты,
  • карта древнего мира,
  • костюмы для участников альманаха,
  • числовая прямая над доской.

Оборудование: магнитная доска, магниты, магнитофон, аудиозаписи.

Место проведения праздника: учебный кабинет или актовый зал.

План проведения праздника:

  1. Вступительное слово ведущего о развитии науки в античном мире.
  2. Рассказ о развитии науки во время ионийского этапа античности.
  3. Викторина «Великие имена и научные идеи ионийского этапа».
  4. Слово ведущего: общая характеристика афинского этапа.
  5. Рассказ о развитии науки во время афинского этапа античного мира.
  6. Викторина «Великие имена и научные идеи афинского этапа».
  7. Слово ведущего: общая характеристика александрийского этапа.
  8. Инсценированная притча об учениках Евклида.
  9. Рассказ о развитии науки во время александрийского этапа античного мира.
  10. Викторина «Великие имена и научные идеи александрийского этапа».
  11. Слово ведущего: общая характеристика древнеримского этапа.
  12. Рассказ о развитии науки в период древнеримского этапа.
  13. Викторина «Великие имена и идеи древнеримского этапа».
  14. Заключительное слово ведущего.
  15. Награждение победителей викторин, участников праздника.
  16. Фотосессия.

Заключительный этап праздника:

  • Фоторепортаж о празднике.
  • Обсуждение и анализ проведённого праздника, отзывы и впечатления участников и зрителей альманаха.
  • Планирование изучения развития науки, в том числе математики и биологии в эпоху Средневековья.

Ход праздника

I. Эпоха мифологии

Ведущий: Рассматривая науку как часть духовной культуры, можно заметить, что на протяжении всей истории человечества та или иная форма постижения бытия в различные периоды являлась преобладающей. С начала появления духовной культуры ведущей формой постижения бытия была мифология. Знания человека о природе были на таком уровне, когда все сущее могло объясниться только вымыслами, фантазиями, в общем, говоря мифами.
Исторический период, в котором преобладала мифология как способ постижения бытия, может быть назван эпохой мифологии.

Первый участник: Древнейшей наукой следует признать астрономию, возникшую из необходимости измерять время и составлять календари. Измерение времени естественным образом связывалось с периодическими явлениями природы – сменой дня и ночи, лунными затмениями и другими. Наблюдение за природными явлениями было необходимо для мореплавания, которое невозможно без ориентации по звездам.
Наблюдая за движением небесных светил и затмением Луны, египтяне создали календарь.
Шумерские астрономы использовали символы, обозначающие 12 зодиакальных созвездий. У вавилонян Солнцу, Луне и пяти известным в то время планетам соответствовали чтимые ими божества.
Представления древних людей о Земле были разными. (показ плакатов с изображением Земли в представлении древних людей)

Вступительное слово ведущего о развитии науки в античном мире.

Ведущий: Эпоха мифологии плавно перетекает в эпоху философии, совпадающей по временным рамкам с античностью. Именно в античном мире наука зародилась как самостоятельная часть духовной культуры.

Рассказ о развитии науки во время ионийского этапа античности.

II. Ионийский этап.

Второй участник: Фалес.
Основатель Милетской школы. Сумел предсказать солнечное затмение в 585 г. до н. э. В Ионии, считал, что Луна светит не собственным светом, а отраженным излучением. Фалес указал на полярную звезду (указывающую всегда на север) и созвездия, важные для мореплавания. Он считал, что Земля – остров, плавающий в океане воды, и имеет форму цилиндра, вокруг которого вращаются три небесные сферы (солнечная, лунная, звездная).
Вода по Фалесу, является началом всего сущего. Из воды образовались земля, воздух и живые существа.

Гераклит.
Его сочинение «О природе» дошло до нас в отрывках. Первоначалом всего сущего Гераклит считал огонь. Из огня произошли мир в целом, все вещи и даже человеческие души. Под огнем Гераклит понимал не обычное пламя, а вечно существующий космос, который не создан Богом, а существует всегда. Вещи возникают из огня не произвольно, а соответствии с необходимостью. Жизнь природы – непрерывное движение огня. «На огонь обменивается все, и огонь – на все, как на золото товары и на товары золото».

Третий участник: Анаксимен.
По его учению все сущее происходит из воздуха и обратно возвращается в воздух. Воздух бесконечен и вечен. Сгущаясь, воздух образует облака, воду и землю. Разрежаясь, воздух превращается в огонь. Человеческая душа состоит из воздуха. Анаксимен считал, что звезды дальше планет, состоят из огня, но мы не ощущаем его тепла из-за большого удаления от звезд.

Анаксимандр.
Анаксимандр был учеником Фалеса. Он автор первого научного сочинения «О природе». Анаксимандр считал первоначалом не воду, как Фалес, а неопределенное вещество – туманную массу, из которой все произошло. Он считал развитие живого мира эволюционным процессом. Человек в результате эволюции произошел от рыбы, считал Анаксимандр. Идеи об устройстве Вселенной близки к идеям Фалеса: Земля имеет форму плоского цилиндра, вокруг Земли вращаются небесные кольца – солнечное, лунное, звездное, однако Земля по Анаксимандру не на что не опирается в мировом пространстве.
Анаксимандр создал первую географическую карту в виде медной доски с нанесенными на нее очертаниями материков, островов и рек.

Четвертый участник: Пифагор. (Приложение 1)
Пифагор и его ученики считали, что мир состоит из пяти элементом (стихий): земли, воздуха, огня, воды и эфира. Им принадлежит мнение о том, что Земля имеет форму шара. Аристарх Самосский выдвинул гипотезу о вращении шарообразной Земли вокруг Солнца, но эта гипотеза осталась без внимания.
Сам Пифагор в астрономии создал первую модель Вселенной: она состоит из нескольких концентрических сфер. Внутренняя из них - это Земля, а самая внешняя усеяна звездами. Между этими сферами вращаются семь прозрачных сфер, на которых укреплены светила: Солнце, Луна и пять планет.

Эмпедокл.
Полагал, что все в мире состоит из сочетания четырех элементов (стихий): земли, воды, воздуха и огня. Источником развития Эмпедокл считал, противоположные силы: «любовь и вражду» Эти силы действуют на стихии, смешивают их и вновь отдаляют. Важное историческое значение имеет высказанная Эмпедоклом догадка об изменении живых существ в результате естественного отбора (преимущественное выживание наиболее приспособленных организмов и гибель наименее приспособленных).

Викторина «Великие имена и научные идеи ионийского этапа».(Приложение 2)

Слово ведущего: общая характеристика афинского этапа.

Ведущий: Афинский этап охватывает 480-330 гг. до н.э., от окончания персидских войн до подчинения Александром Македонским греческих городов. В этот период возвышаются Афины – город-империя. В Афинский этап окончательно выделились две линии античной философии. Первую из них представляет великая троица античных философов: Сократ, Платон, Аристотель. Вторую – Демокрит и Левкипп.

Рассказ о развитии науки во время афинского этапа античного мира.

III. Афинский этап.

Пятый участник: Платон.
Термин «астрономия» (порядок звезд) Платон заменил термином «астрология» (рассуждения о звездах). Он придавал божественное значение звездам, Солнцу, Луне, планетам. Мировоззрение Платона оказало большое значение на становление естественных наук. Космос, как считал Платон, появился в результате акта божественного творения. Космос имеет семь небесных кругов, соответствующих известным тогда пяти планетам, Солнцу и Луне, которые движутся вокруг шарообразной Земли.

Шестой участник: Аристотель.
Аристотель предложил свою модель Вселенной. В центре Вселенной, по его мнению, расположена неподвижная Земля, вокруг которой вращаются восемь небесных сфер, твердых и прозрачных. На них неподвижно закреплены небесные тела: планеты, Луна, Солнце, звезды. Девятая сфера обеспечивает движение всех остальных сфер, - это двигатель Вселенной.
Огромен вклад Аристотеля в биологию. Он первым попытался навести научный порядок в живой природе, описав царство животных и создав их первую классификацию.
Рассмотрев более 800 видов животных, он был поражен разнообразием их тел и органов. Аристотель разделил всех животных на две группы: животные с кровью и бескровные. Животных с кровью он разделил на яйцекладущих и живородящих. Человека Аристотель разместил на почетном месте – во главе животных с кровью.
Интересовала Аристотеля и проблема происхождения жизни. Он считал, что жизнь зарождается сама собой, причем даже такие сложные существа, как рыбы, могут возникнуть из морского ила.

Пятый участник: Демокрит.
Демокрит полагал, что материальную основу Вселенной составляют атомы – мельчайшие неделимые частицы. Атомы вечны и Вселенная, состоящая из атомов и пустоты, тоже вечна. Все предметы образуются из атомов и их сочетаний, как из букв слова.

Викторина «Великие имена и научные идеи афинского этапа». (Приложение 2)

Слово ведущего: общая характеристика александрийского этапа.

Ведущий: Считается, что третий этап развития античной науки, называемый также эллинистическим, начался с подчинения Александром Македонским греческих полисов. Научным центром становится новая столица Египта – Александрия. За рамками границ империи последовало оживление торговли, развитие ремесел, транспорта. В техническом совершенствовании нуждались производственная и военная сферы. Впервые «заказчиками» в проведении научных исследований становятся военные. Наибольший вклад эллинистический век внес в матеамтику и механику, в развитие писменности.
С Александрийским этапом античной науки связаны прежде всего имена Евклида, Архимеда, Эпикура.

Инсценированная притча об учениках Евклида.(Приложение 3)

Рассказ о развитии науки во время александрийского этапа античного мира.

IV. Александрийский (Эллинистический) этап.

Седьмой участник: Архимед. (Приложение 4)
Архимед увлекался самой трудной проблемой тогдашней астрономии: выяснением истинной формы орбит и режимом движения планет по орбитам. Он построил механическую модель Солнечной системы из катящихся друг по другу шестерен. Это был первый в истории прибор, позднее названный – астролябией (изображение астролябии). С ее помощью Архимед измерял отклонения истинного движения планет от их движений, рассчитанных по системе Евдокса.

Восьмой участник: Эпикур.
Эпикур возрождает идею Демокрита о том, что все образовано из атомов. Атомы находятся в непрерывном движении, образуют все сущее. Так возникла Земля, затем от нее отделилось небо, Земля породила жизнь, а все, что не могло приспособиться к жизни на Земле, умирало. Естественным путем на Земле возник животный и растительный мир, а также человек. Эпикур не находил места божественному началу земной жизни. Он считал, что боги находятся далеко, в межзвездном пространстве, и в жизнь людей не вмешиваются. В последующие столетия понятие «эпикуреец» было аналогично понятию «безбожник».

Викторина «Великие имена и научные идеи александрийского этапа».(Приложение 2)

Слово ведущего: общая характеристика древнеримского этапа.

Ведущий: Древнеримским этапом завершается античный период развития естествознания. Античная цивилизация была обречена, но умирала долго и вместе с ней умирала и наука. Римская империя распалась на две части: западную и восточную. Западная Римская империя распалась после свержения императора – Ромула Августула. Восточная Римская империя, называемая Византией, существовала еще около тысячи лет.
Успехи естествознания в древнеримский период связаны прежде всего с именами Тита Лукреция Кара и Клавдия Птолемея.

Рассказ о развитии науки в период древнеримского этапа.

V. Древнеримский этап.

Девятый участник: Птолемей.
Обобщив работы древнегреческих астрономов, он создает свою систему мира.
В центре Вселенной Птолемей поместил шарообразную, неподвижную Землю, вокруг которой движутся Луна, Солнце, пять (известных в то время) планет, а также «Сфера неподвижных звезд». Эта сфера и ограничивает пространство Вселенной. Система Птолемея была очень громоздкой, но позволяла достаточно точно вычислить положение планет и признавалась наукой в течение более 13 веков. В своем сочинении Птолемей приводит каталог более 1000 звезд, разделенных на классы по видимому блеску и цвету.

Викторина «Великие имена и идеи древнеримского этапа». (Приложение 2)

Заключительное слово ведущего.

Ведущий: Подведем некоторые итоги, характеризующие науку античности.

  • В античном мире наука возникает как обоснованная сфера духовной культуры.
  • Ученые античного мира были энциклопедистами. Экспериментальная база естественных наук была крайне ограничена.
  • Как междисциплинарная наука формируется математика, используемая при решении как научных, так и прикладных задач.
  • Возникла традиция научных школ, первыми из которых были Академия Платона и Ликей Аристотеля.
  • В античной науке сформулирована обоснованная концепция устройства мира (Аристотелево-Птолемеевская система), которая продержалась и продержалась практически неизмененной 13 веков.

Список литературы

  1. В. А. Соломатин. История науки / Учебное пособие. - М., 2003 г.
  2. Энциклопедия / Аванта+ «Математика» - том 11 – 1998 г.
  3. Энциклопедия / Аванта+, «Астрономия» - том 8 - 1997 г.
  4. Энциклопедия / Аванта+, «Физика»- том 16 - 2000г.
  5. О. Д. Ушакова. Мудрые мысли мудрых людей / Справочник школьника. СПб.: издательский дом «ЛИТЕРА» 2006 г.
  6. И. Н. Комарова, А. П. Кондрашов. Великие мысли великих людей.  Издательство Рипол-классик. 2003 г.
  7. Школьная энциклопедия. История древнего мира / под редакцией А. О. Чубарьян М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование» 2003 г.
  8. Школьная энциклопедия. История средних веков / под редакцией А. О. Чубарьян М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование» 2003 г.
  9. Л. Е. Лавренова. Афоризмы мыслителей XIX века. СПб.: «Паритет», 2005 г.

Приложение 5